Рабочая программа по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Еремеева Елена Петровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_podgot.gruppa.doc607.2 КБ
Файл titulnik.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Организационный раздел

Календарно-тематический план

Формирование элементарных математических представлений

(подготовительная к школе группа)

Тема месяца

Основные работы (задачи образовательной области в соответствии с ФГОС)

Тема и форма детской деятельности

непосредственная образовательная деятельность

Ñîäåðæàíèå, ôîðìèðóåìîå ó÷àñòíèêàìè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà

совместная деятельность взрослых и детей

самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

«Мой детский сад!»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

«Геометрические фигуры»

Игровые упражнения

Закреплять представление о взаимном расположении предметов в пространстве; упражнять в счете в пределах 10.

Литература:В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.4.,2015г

Закреплять названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; умение классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме.

«Величина»

Игровые упражнения

Создание образа  по словесной инструкции

Развивать умение создавать образ предмета, конструируя его из палочек: сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения;  упражнять в счете в пределах 10;закреплять умение отсчитывать по предложенной цифре; Литература:В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.7.,2015г

Упражнять в счете на ощупь.

«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения

Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции.

Литература:

В.П.Новикова «Математика в детском саду»

(6-7лет) стр.10.,2015г

«Знакомство с тетрадью»

Игровые упражнения.

Моделирование фигур  по словесной инструкции.

Работа в тетради.

Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, учить соотносить цифру с количеством. Учить различать

Количественный и порядковый счет;

правильно отвечать на вопросы: сколько? который по счету?

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.12.,2015г

Закреплять названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 10.

«Тетрадь в клетку»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить ориентироваться на листе в клетку по словесной инструкции; закреплять названия  дней недели, знания о том, какой день недели был вчера,  какой день недели будет завтра, называть «соседей» данного числа.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.15.,2015г

«Многоугольник»

Игровые упражнения.

Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами; упражнять в сравнении предметов по разным признакам, закреплять умение обозначать словами результат сравнения.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.17.,2015г

«Количество и счет»

Игровые упражнения.

Учить составлять число из единиц; различать количественный и порядковый счет; сравнивать предметы по высоте и обозначать словами результат сравнения.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.23.,2015г

упражнять в счете в пределах 10.

«Состав числа 3»

Игровые упражнения.

Познакомить с  составом числа 3; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счете по осязанию.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.25.,2015г

Закреплять временные представления.

«Измерение»

Игровые упражнения.

учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5,2/5 и т.д; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков, учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.28.,2015г

Работа с родителями:

Консультация  «Есть ли у вашего ребёнка математические способности».  Цель - определить уровень компетенции родителей по данному вопросу.

Октябрь

«Осень»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

«Деньги»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Беседа.

Познакомить с деньгами, их достоинством и предназначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги: ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям); уметь двигаться по заданному маршруту.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.30.,2015г

«Состав числа 4»

Игровые упражнения.

Учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете; составлять фигуры из счетных палочк, а затем преобразовывать их.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.33.,2015г

«Деньги»

Игровые упражнения.

Беседа.

Дать представления о деньгах вчера, сегодня, завтра; учить составлять предмет из восьми треугольников; расширять кругозор.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.36.,2015г

Упражнять в счете в пределах 10;

«Измерение»

Игровые упражнения.

Упражнять в измерении с помощью условной меры длину предмета;

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.39.,2015г

Упражнять в прямом и обратном счете, в счете на слух.

«Состав числа 5»

Игровые упражнения.

Познакомить с  составом числа 5из двух меньших чисел; учить составлять число 3 из

двух меньших чисел; учить называть дни недели с любого дня, считать по составной мере.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.42.,2015г

Упражнять в счете в пределах 10;

«Далеко и близко»

Игровые упражнения.

Моделирование предмета  по собственному желанию.

Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг другу; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «далеко», «близко», «рядом»; закрепить знание своего адреса; расширять кругозор.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.48.,2015г

Упражнять в счете на слух.

«Измерение»

Игровые упражнения.

Учить измерять одно и то же количество крупы мерками  разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки;

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.48.,2015г

Упражнять в счете в пределах 10; умении называть «соседей» названных чисел; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.

«Состав числа 6»

Игровые упражнения.

Учить составлять число 6 из двух меньших чисел;

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.51.,2015г

Закреплять знания о геометрических фигурах; развивать воображение.

Работа с родителями:

Беседа «Как помочь ребёнку овладеть навыки счёта».        Цель - оказать родителям помощь в учении ребёнка навыками счёта.

Ноябрь

«Я и моя семья»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего

мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

«Ориентировка на плоскости»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять умение увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на один, называть «соседей» данного числа.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.54.,2015г

Упражнять в составе числа 6 из двух меньших чисел.

«Состав числа 7»

Игровые упражнения.

Учить составлять число 7 из двух меньших чисел; систематизировать представление о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи.

Литература: В.П.Новикова «Математика в

детском саду» (6-7 лет) стр.56.,2015г

Закреплять названия дней недели.

«Измерение»

Игровые упражнения.

Продолжать учить измерять сыпучие величины; следить за полнотой мерки, понимать, что от этого зависит результат измерения; уменьшать числа на один в пределах 10; познакомить со знаком «минус».

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.58.,2015г

«Состав числа 8»

Игровые упражнения.

Учить составлять число 8 из двух меньших чисел; называть «соседей» данного числа.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.60.,2015г

«Геометрические фигуры»

Игровые упражнения

Упражнять в умении уменьшать число на один, пользоваться цифрами и знакми, составлять геометрические фигуры из счетных палочек; учить видеть форму в предметах; воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции); развивать воображение.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.63.,2015г

Закреплять названия геометрических фигур; умение классифицировать фигуры.

«Состав числа 9»

Игровые упражнения.

Учить составлять число 9 из двух меньших чисел.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.65.,2015г

Закреплять названия дней недели; упражнять в счете по составной мерке.

«Измерение»

Игровые упражнения.

Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; закреплять временные представления.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.68.,2015г

Закреплять умение составлять число 9 из двух меньших чисел.

«Состав числа 10»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел; различать и называть цифры по порядку; упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.71.,2015г

Закреплять временные представления.

«Второй десяток» Игровые упражнения.

Познакомить с образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать до 20.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.73.,2015г

Закреплять умение классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме.

«Счет до 20» Игровые упражнения.

Продолжать учить считать до 20; продолжать знакомить с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка; учить слова, противоположные по смыслу.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.75.,2015г

Работа с родителями:

Консультация «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»        Цель - показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Декабрь

«Новогодний праздник»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и

времени.

«Часы»

Игровые упражнения.

Беседа.

Познакомить с часами и их назначением.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.78.,2015г

Упражнять в счете в пределах 20; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «впереди», «позади», «рядом» и т.д.

«Время»

Игровые упражнения.

Упражнять в счете в пределах 20; упражнять в составлении десять из двух меньших чисел; упражнять в определении времени по часам с точностью до часа.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.81.,2015г

«Ориентировка в пространстве»

Игровые упражнения.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вверху –

внизу».

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.83.,2015г

Упражнять в счете в пределах 20, закрепить название месяцев

«Ориентировка во времени»

Игровые упражнения.

Моделирование предмета.

Загадывание загадок.

Упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева - справа», «вверху - внизу», «между»; учить составлять силуэты из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение, закрепить названия месяцев, знания о том, что 12 месяцев составляют год.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.85.,2015г

«Календарь»

Игровые упражнения.

Беседа.

Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; формировать представления о необратимости времени; уточнить знания о календаре.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.89.,2015г

Продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц.

«Получас»

Игровые упражнения.

Учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги, умение словесно обозначать местоположение предмета, используя слова «слева - справа», «вверху - внизу», «между», «сбоку»

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.93.,2015г

Закреплять названия геометрических фигур: «трапеция», «ромб», «квадрат», «прямоугольник», «треугольник» и т.д.; учить двигаться по заданному маршруту.

«История часов»

Игровые упражнения.

Беседа.

Познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.96.,2015г

Упражнять в счете в пределах 20.

«Задачи»

Игровые упражнения.

Моделирование часов.

Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи,

используя знаки «+», «-»,  «=»; закрепить названия месяцев.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.98.,2015г

Развивать умение моделировать часы, определять время по часам.

Работа с родителями:

Беседа «Весёлые занятия дома». Цель - развитие интереса к математике у дошкольников.

Январь

«Зима»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений

об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале; «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «- », «=»; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; упражнять в

счете по осязанию; закрепить названия геометрических фигур.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.102.,2015г

Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; упражнять в счете по осязанию; закреплять названия геометрических фигур.

«Счет двойками»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить детей считать двойками; учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.106.,2015г

Закрепить названия геометрических фигур; развивать внимание детей; упражнять в измерении.

«Часы в быту»

Игровые упражнения.

Беседа.

Упражнять детей в счете двойками; учить находить сходство и различия между предметами, определять время по часам, соотносить число с цифрой.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.108.,2015г

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи; упражнять в счете в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.110.,2015г

«Деление на равные части»

Моделирование

предмета.

Игровые упражнения.

Упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из

восьми , а также 2/8,5/8,8/8; учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.113.,2015г

Упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: «между», «рядом», «сбоку»; упражнять в счете в

пределах 20.

«Измерение»

Игровые упражнения.

Экспериментирование.

Упражнять детей в счете двойками, в счете в пределах 20; в измерении длины разными мерками; развивать наблюдательность, внимание.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.116.,2015г

«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения

Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г

Закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции.

Работа с родителями:

Выставка творческих работ родителей и детей «        Ориентировка во времени». Цель - расширять представления детей по ориентировки во времени.

Февраль

«Наша армия сильна»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и

целом, пространстве и времени.

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.118.,2015г

Закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; закреплять умение увеличивать и уменьшать число на единицу.

«Сантиметр»

Игровые упражнения.

Упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром;  познакомить с линейкой и ее назначением.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.121.,2015г

Упражнять в счете в пределах 20; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел.

«Ориентировка в пространстве»

Игровые упражнения.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить классифицировать предметы по разным признакам.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.123.,2015г

Упражнять в измерении протяженности разными мерками.

«Геометрические фигуры»

Игровые упражнения

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел; упражнять в счете; закреплять понятия о временных отрезках.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.125.,2015г

Закреплять названия геометрических фигур; умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «слева-справа», «вдали-вблизи», «рядом-около»;

«Измерение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить составлять целое по словесной инструкции; развивать пространственную ориентировку.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.127.,2015г

Упражнять в счете в пределах 20; закреплять умение считать двойками; упражнять в измерении длины с помощью линейки.

«Отрезок»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Решение задач.

Учить детей чертить отрезки и измерять их; продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.130.,2015г

Упражнять в счете до 20.

«Счет по заданной мере»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить детей чертить отрезки  определенной длины и измерять их; преобразовыать фигуры; развивать воображение.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.132.,2015г

Упражнять в счете в пределах 20, в счете по заданной мере, в ориентировке на листе бумаги

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Решение задач.

Учить детей составлять и решать простые задачи по числовому примеру;

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.134.,2015г

Упражнять в измерении составной меркой, в счете; развивать мелкую моторику.

Работа с родителями:

Тематическая консультация «Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве». Цель - дать рекомендации по обучению ориентировки в пространстве.

Март

«Здраствуй, Весна»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений

об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

«Ориентировка в пространстве»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Закреплять состав  числа 10 из двух меньших чисел; упражнять в счете на ощупь, сравнении предметов по величине и цвету.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.137.,2015г

Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости (на листе бумаги);

«Ориентировка во времени»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Продолжать учить   ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.139.,2015г

Закреплять представления о днях недели; упражнять в счете в пределах 20, умении называть последующие и предыдущие числа.

«Измерение»

Игровые упражнения.

Решение задач.

Экспериментирование.

Упражнять в измерении жидкости; познакомить с новой единицей измерения; закреплять умение самостоятельно составлять и решать простые задачи  на сложение и вычитание в пределах 20;

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.139.,2015г

Упражнять в составлении числа из двух меньших чисел.

«Ориентировка в пространстве»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить выполнять задания под диктовку; продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.143.,2015г

Закреплять названия месяцев;

«Знаки равенство, неравенство»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10;  «записывать» при помощи знаков«˂», «˃» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=» , «≠»(равенство , неравенство);

закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

«Четные, нечетные числа»

Игровые упражнения.

Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом», «около»; познакомить детей с четными и нечетными числами.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

Закрепить названия геометрических фигур;

«Счет тройками»

Игровые упражнения.

Учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки; учить увеличивать и уменьшать число на единицу.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

Закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20;

Работа с родителями:

Индивидуальная беседа  «Как помочь ребёнку в овладении временной ориентировки». Цель -  оказать родителям помощь по правильному овладению ориентировки во времени.

Апрель

«Мой край Чувашия»

Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и

отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

Упражнять в счете в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа.

«Далеко и близко»

Игровые упражнения.

Моделирование

предмета  по собственному желанию.

Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг другу.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.45.,2015г

Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «далеко», «близко», «рядом»; з

закрепить знание своего адреса; расширять кругозор.

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; развивать внимание детей.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Решение задач.

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.151.,2015г

Закреплять умение преобразовывать фигуры; развивать логическое мышление.

«Повторение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Упражнять в счете в пределах 20;учить  составлять фигуру из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения

Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г

Закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции.

«Измерение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Упражнять детей в счете; развивать внимание, наблюдательность; упражнять в измерении длины с помощью линейки.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.148.,2015г

Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги.

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; развивать внимание детей.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет)

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за»

Работа с родителями:

Деловая игра «Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника». Цель - формировать умение вовремя увидеть и исправить ошибку в решение арифметических задач.

Май

«Праздник

весны и труда»

Формирование  элементарных  

математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом,

пространстве и времени.

«Повторение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение

и вычитание на числах в пределах 20.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.146.,2015г

Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить

выполнять задания под диктовку; учить двигаться во время перерисовывания от указанной точки в том направлении, которое называет педагог; закрепить названия месяцев;

«Повторение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, учить перерисовывать рисунок, рассказывая при этом, в каком направлении необходимо двигаться при рисовании.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) 2015г

Упражнять в названии дней недели; упражнять в счете в пределах 20; учить называть последующие и предыдущие числа.

«Повторение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить из треугольников образовывать новые многоугольники.

Литература: В.П.Новикова «Математика в

детском саду» (6-7 лет) 2015г

Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице; упражнять в составлении

числа из двух меньших чисел;

«Измерение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Упражнять детей в счете; развивать внимание, наблюдательность; упражнять в измерении длины с помощью линейки.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.148.,2015г

Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги.

«Решение задач»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Решение задач.

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.151.,2015г

Закреплять умение преобразовывать фигуры; развивать логическое мышление.

«Счет в пределах 20»

Игровые упражнения.

Учить увеличивать и уменьшать число; составлять фигуру из счетных палочек.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.153.,2015г

Упражнять в счете в пределах 20, закреплять названия геометрических фигур.

«Измерение»

Игровые упражнения.

Беседа.

Упражнять в измерении жидкости с помощью горсти, жмени.

Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.155.,2015г

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: «длиннее», «короче»

«Повторение»

Игровые упражнения.

Работа в тетради.

Учить чертить отрезки заданной длины; называть числа последующие и предыдущие названному.

Литература: В.П.Новикова «Математика в

детском саду» (6-7 лет) стр.157.,2015г

Закреплять названия геометрических фигур.

«Счет, форма, решение задач»

Провести обследование знаний, умений, навыков детей
на конец года и проанализировать результаты

Работа с родителями:

Беседа «Прошел год по формированию элементарных математических представлений. Какие принёс изменения?». Цель - показать значимость формирование элементарных математических представлений в жизни старшего дошкольного возраста; показать повышение роста по математике у детей.

        

        

        



Предварительный просмотр:

        

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Познавательное развитие»

в подготовительной к школе группе

на период с 1 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года

Составитель:

ЕремееваЕ.П.

        

         Чебоксары - 2016г.

Целевой раздел

        Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики.

С точки зрения современного развития дошкольного образования программа разработана на основе программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.2014 г. и в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ № 1155 от 17 октября 2013г.).

Введение дополнений и обновлений не предусмотрено.

        

Цель рабочей программы

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

        Задачи рабочей программы

Формирование элементарных математических представлений. Формирование  элементарных  математических  представлений,  первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие  восприятия,  внимания,  памяти,  наблюдательности,  способности  анализировать,  сравнивать,  выделять  характерные,  существенные  признаки  предметов  и  явлений  окружающего  мира;  умения устанавливать  простейшие  связи  между  предметами  и  явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление  с  предметным  окружением.  Ознакомление  с  предметным  миром  (название,  функция,  назначение,  свойства  и  качества предмета);  восприятие  предмета  как  творения  человеческой  мысли  и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление  с  социальным  миром.  Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических  чувств.  Формирование  элементарных  представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что

человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Принципы и подходы программы

Программа «От рождения до школы»:

•     соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

В соответствии с современными стандартами, образовательная деятельность осуществляется в соответствии с двумя моделями организации обучения – совместная деятельность педагога и детей, и самостоятельная деятельность детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Специфика реализации национально–региональных и национально-культурных особенностей осуществления образовательного процесса обеспечивается через реализацию задач программы «Программа воспитания ребенка – дошкольника» под редакцией О.В. Драгуновой – Чебоксары, 1995г.

Планируемые результаты освоения содержания программы

Планируемыми результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования.

Целевые ориентиры

Обязательная часть

 содержания образования

Содержание образования, формируемые участниками образовательных отношений

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Закрепление интереса к изучению родного края; уточнение знаний о представителях растительного и животного мира Чувашии.

Количество тем в год - 9

Дополнительные образовательные услуги не организуются.

Мониторинг проводится 2 раза в год (январь, май) и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. В январе проводится анализ уровня освоения программы детьми в соответствии с обозначенными промежуточными результатами. В мае проводится тщательное итоговое диагностирование освоения детьми программы.

                       

 Содержательный раздел

Формирование элементарных математических представлений

Количество  и  счет.  Развивать  общие  представления  о  множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять  в  объединении,  дополнении  множеств,  удалении  из  множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).

Величина.  Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность.        Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры.        Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки»,  «Шуршалки»  и  т.  д.).  Развивать  и  закреплять  сенсорные  способности. Содействовать  проявлению  и  развитию  в  игре  необходимых  для подготовки  к  школе  качеств:  произвольного  поведения,  ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Ознакомление с предметным окружением

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном  мире.  Обогащать  представления  о  видах  транспорта  (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки  и  т. д.);  об  объектах,  создающих  комфорт  и  уют  в  помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы,  совершенствует  их  для  себя  и  других  людей,  делая  жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об истории создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека. Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Ознакомление с социальным миром

Продолжать знакомить с библиотеками, музеями. Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.). Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными). Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности. Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность). Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления  о  Родине — России.  Поощрять  интерес  детей  к  событиям, происходящим  в  стране,  воспитывать  чувство  гордости  за  ее  достижения. Закреплять  знания  о  флаге,  гербе  и  гимне  России  (гимн  исполняется  во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все  встают,  а  мужчины  и  мальчики  снимают  головные  уборы).  Развивать представления  о  том,  что  Российская  Федерация  (Россия)  —  огромная, многонациональная страна. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать  детям  о  Ю. А.  Гагарине  и  других  героях  космоса.  Углублять знания о Российской армии. Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас. Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Развивать  представления  о  том,  что  Российская  Федерация  (Россия)  —  огромная,  многонациональная  страна.  Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи  между  состоянием  растения  и  условиями  окружающей  среды. Расширять  представления  о  лекарственных  растениях  (подорожник, крапива и др.). Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (напримеруж отпугивает врагов шипением и т. п.). Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред). Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки. Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц. Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки). Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки). Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году. Привлекать к посадке семен овса для птиц.

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце). Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники. Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения,  в  том  числе  способом  черенкования.  Учить  детей  выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню. Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят. Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль). Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Материально-техническое обеспечение программы:

        (по разделу «Формирование элементарных математических представлений»)

Материалы,                 оборудования

Учебно-наглядные       пособия

Информационные и технические средства обучения

Демонстрационный материал:

— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

— геометрические фигуры, карточки с цифрами;

— фланелеграф с комплектом плоскостных изображений;

— мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

— магнитная   доска   с   комплектом   геометрических фигур, цифр,  плоских предметных изображений;

— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

— карточки и таблицы;

— логические блоки;

— оборудование для проведения дидактических игр;

Раздаточный материал:

— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами;

— наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

— таблицы и модели;

— счетные палочки и т. д.

Серия «Играть – не наиграться!» - Умные числа

Демонстрационный материал «Время»

Плакаты:

•        Счет до 10

•        Счет до 20

        Презентации

        Набор цифр

        Плакаты большого формата:

•        цвет

•        форма

•        цифры

-Блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюизенера

Календарь года.

Часы.

Песочные часы.

Альбомы с иллюстрациями «Времена года».

•Проектор

•Магнитофон

•Телевизор

•Видеомагнитофон

Список используемой литературы

(по разделу «Формирование элементарных математических представлений»)

  1. ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155
  2. Основная общеобразовательная  программ дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-304с.
  3. Проектирование основной общеобразовательной  программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. - Чебоксары: «Новое время», 2010.-52 с.
  4. Программа воспитания ребенка- дошкольника. Под рук. О.В. Драгуновой. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.-231 с.
  5. В.П.Новикова Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.:Мозаика-Синтез.
  6. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
  7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
  8. И.А.Помораева, В.А.Позина  Формирование элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985
  10. Белошистая А.В Формирование и развитие математических способностей дошкольников, Вопросы теории и практики. – М.Воронеж, 2004
  11. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  12. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.
  13. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.
  14. Рихтерман т.д. Формирование представлений о времени у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
  15. Сербина Е.В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992.
  16. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

Список используемой литературы

(по разделу «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»)

  1. ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155
  2. Основная общеобразовательная  программ дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-304с.
  3. Проектирование основной общеобразовательной  программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. - Чебоксары: «Новое время», 2010.-52 с.
  4. Программа воспитания ребенка- дошкольника. Под рук. О.В. Драгуновой. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.-231 с.
  5. Веракса  Н. Е., Веракса  А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
  6. Веракса  Н. Е., Галимов  О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
  7. Крашенников  Е. Е., Холодова  О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5–7 лет).
  8. Павлова   Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).
  9. Дыбина  О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
  10. Дыбина – Артомонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.
  11. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.
  12. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру.
  13. Алёшина Н.В –Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
  14. Зенина Т Н – Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа)

Материально-техническое обеспечение программы:

        по разделу «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»

Наглядно-дидактические пособия

  • Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».
  • Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».
  • Серия «Расскажите детям о. .»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».

 по разделу «Ознакомление с миром природы»

  • Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
  • Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
  • Серия  «Мир  в  картинках»:  «Деревья  и  листья»;  «Домашние  животные»;  «Домашние  птицы»;  «Животные — домашние  питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»;  «Насекомые»;  «Овощи»;  «Рептилии  и  амфибии»;  «Собаки — друзья и по мощ ни ки»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
  • Серия «Рассказы по картинкам»:  «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».
  • Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы.

Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы....

Рабочая программа по речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию в подготовительной группе «Юный эколог»

Цель: Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и не живой природы; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. ...

Рабочая программа «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2020 - 2021 уч. год

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...

Рабочая программа по познавательному развитию в подготовительной группе

Рабочая программа по позновательному развитию в подготовительной группе направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации....