РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию в подготовительной группе «Юный эколог»
методическая разработка (подготовительная группа)

Захарова Елена Николаевна
Цель: Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и не живой природы; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_.docx82 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Юный эколог»

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Цель, задачи кружка…………………………………………………………… 4

Список детей…………………………………………………………………….. 7

Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………..8

Тематическое планирование работы кружка «Юный эколог»……………9

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………………………………………13

Литература ……………………………………………………………………  15

Пояснительная записка

Актуальность темы

 «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

             Кружок  «Юный  эколог»  имеет  экологическую  направленность,  которая определена  особой  актуальностью  экологического  образования  в  современных условиях.  С  началом  третьего  тысячелетия  экологические  проблемы,  возникшие ранее,  не  только  не  исчезли,  а  продолжают  углубляться.  В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.  

             В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание  дошкольников.

            Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный и красочный  её мир пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров.    Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

           Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Поэтому кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение, но развитие  умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Занимаясь  в  кружке,  дети  обогащают  свой  запас  знаний  новыми  знаниями  о природных  явлениях.  Это  воспитывает  у  них  любознательность,  бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком,  развивается  мышление  образное  и  конкретное;  зрительная  и  слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Причинами создания  рабочей кружка  « Юный эколог»  стали:

- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,  

- желание родителей.  

Цель кружка:

Формирование  представлений детей о взаимосвязи живой и не живой природы; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. 

Принципы построения  образовательно-воспитательного процесса в кружке.

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

  • Принципу  опоры на интересы дошкольников и родителей;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и детей.
  • Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
  • Основной  принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический

   

Наглядные

Практические

Словесные

Наблюдения Кратковременные Длительные

Определение предмет

Игра

Дидактические игры

Игры-занятия Эксперименты

Подвижные игры

Беседа

Чтение

Рассказывание

На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

 

  Работа кружка  проводится по основным направлениям:

1.  Познавательно-развивающее  направление  ставит  целью  знакомство  детей  с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2.  Практическое  направление  -  изучение  растительного  и  животного  мира, ландшафтов  родного  края,  связанное  с  практическими  делами  (акции природоохранного  характера,  работа  на  огороде,  подкормка  птиц,  посадка цветников и др.).

3.  Исследовательское  направление  осуществляется  в  рамках  продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом

    Задачи:

Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (перессказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

Ожидаемые результаты:

  • К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
  • Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
  • Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.  
  • Правильно  вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для           окружающего мира

Занятия проводятся        во второй половине дня, один раз в неделю (Вторник/пятница)             длительностью    25 - 30 минут

При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей:

При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности, усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д.  В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.     В 6-7 лет проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.). В творческом объединении в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и  суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе. Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. Дети седьмого года жизни устанавливают связь между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении (домашние животные), совершенствуют трудовые навыки и умения

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА

Месяц

Тема занятия. Задачи

Литература

Сентябрь

1, 2 Мониторинг

3.«Подарки осени»

- Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»  стр. 138

4.«Человек – часть природы»

- Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Показать, что природа влияет на человека, а человек – на природу.

Л.Н. Горькова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 59

Октябрь

1.«По грибы да по ягоды»

- Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Воспитывать бережное отношение к природе.

О.А. Скоролупова  «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ»  часть 1.стр.31

 2.«Комнатные растения. Зеленые помощники»

- Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; об их пользе, которую они нам приносят; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений.

Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!»  стр. 240

3.«Путешествие в кладовую родного края. Лес»

- Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»  с. 217

4.«Царица – водица»

- Уточнить  и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды; познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Л.Н. Горькова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

 стр. 122

Ноябрь

1.«В гостях у морского царя»

- Продолжать  знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира.

Л.Н. Горькова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

стр.189

2. «Пернатые друзья»

Уточнить представления детей о птицах, которые проживают в нашей области, об  условиях их жизни, роли

человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормятся  птицы  в разное время года.

Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду»  стр. 365

3.«Итоговая беседа об осени»

- Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду» стр.341

4.«Сравнение диких и домашних животных»

- Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных, живущих в лесах средней полосы России; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество.

Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду»  стр. 363

Декабрь

1. «Части растений»

- Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений

А.И.Иванова «Мир растений» стр. 75.

2.«Царство Снежной Королевы»

- Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» стр. 205

3.«Солнце – источник тепла и света»

- Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»  стр. 131

4. «Песок и глина»

- Закрепить знания о минералах: песок, глина.

Журнал « Дошкольное воспитание» № 9 – 2000г. Стр. 47 С.Николаева «Юный эколог» стр. 43

Январь

1.«Что где растёт, кто где живёт?»

- Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов; воспитывать бережное отношение к природе.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»

Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» стр. 196

2. «Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения»

- Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе

Л.Г. Горькова

А.В.Кочергина «Сценарии зан-й по экол.воспит-ю дошкольников» стр.54

3.«Воздушный океан»

- Уточнить  и расширить знания детей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер»,причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию.

Л.Г.Горькова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

 стр. 120

4.«Экологические цепочки»

- Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду»  стр. 368

Февраль

1.«Животный мир жарких стран»

- Расширять  представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду»  стр. 362

2.Итоговая беседа на тему «Зима»

- Обобщить знания детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» стр. 375

3. « Охрана растений. Красная книга природы»

- Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности

Л.Г. Горькова , А.В.Кочергина «Сценарии зан-й по экол. Воспитанию дошкольников» стр.122.

4.«Обитатели водоемов»

- Закрепить знания детей о представителях водного мира, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания; учить изображать животных , имитировать их движения.

Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» стр. 382

Март

1.«Зима недаром злится…..»

- Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»  стр. 234

2.«Хозяин леса!»

- Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; продолжать способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, воспитывать желание беречь природу родного края.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду» стр. 358.

3.«Кормилица- Земля!»

- Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»  стр. 261

Дыбина.О.В.«Неизведанное рядом»

4. «Что такое природа?»

- Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.40.

Апрель

1.«Наша Вселенная»

- Уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля. Ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»  стр.  209

2. «Лес и человек. Охрана леса»

- Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения

Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экол. воспит. дошкольников» стр.109., стр. 158.

3. «Насекомые»  

- Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, прыгающие, ползающие, плавающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду» стр.311

4. Итоговая беседа «Весна»

- Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда; вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду» стр. 405

Морозова Н.Г. «Формирование познавательных интересов у детей»

Май

1.» Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений»

- Уточнить и систематизировать представления  детей о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

А.И. Иванова «Живая экология», стр.60 «Растения»

 2. «Нужны все на свете» (Обобщение знаний)

-  Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту

См. «Форм. экологической культуры» стр.145

3, 4 Мониторинг

МОНИТОРИНГ

          Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей.

          Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

        Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив  диагностическую карту.

        Согласно  критериям  развития детей сформулированные в реализуемой программе ДОУ. Кроме того проводятся  наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности

По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень усвоения программы.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА

Дети должны знать:

  • Некоторых  представителей животного мира и разделять их по видам (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые)
  • Характерные  признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
  • Правила  поведения в природе и соблюдает их.
  • Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; Красной книге.
  • Объекты  неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы.

Дети должны уметь:

  • Объяснять   экологические связи в природе
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы, природе родного края.
  • Устанавливать  элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями
  • Правильно  вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки

 

Оценка уровня интегрированных качеств личности ребенка 5-6 лет:

Высокий

5 баллов

Ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию

Средний

4 балла

Ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию

3 балла

Ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные  представления по указанному критерию

Низкий

2 балла

Ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию

Низший

1 балл

Ребенок не имеет представлений по указанному критерию

6. Список литературы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г 
  2. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
  3. Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду»
  4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ: Детство-Пресс, 2001. - -160с.
  5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., «Сценарий занятий по эклогическому

воспитанию дошкольников», М., ВАКО, 2005г.,

  1. Иванова А. И.– М.  «Живая экология»,:Т. Ц. Сфера, 2005. -240с.
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  3. С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
  4. Журнал  « Дошкольное воспитание»: №9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе "Юные следопыты"

Комплексное  занятие  включает  в  себя  закрепления  представлений  детей  о  домашних  и  диких  животных,  умение  распознавать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные путешественники».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные путешественники» Конспект непосредственной образовательной деятельности по по...

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Юные экологи"

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Юные экологи"...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Юные метеорологи».

Дошкольники не всегда самостоятельно могут наблюдать за изменениями в природе. В этом могут помочь организованные НОД в ДОУ....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Поговорим о профессии эколог» «Профессия Эколог»

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»....