Статья на тему: «Особое значение дошкольного периода детства для мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирования способности к обновлению компетенций и самореализации»
статья на тему

Луконина Мария Валериевна

 

Дошкольное детство имеет огромное значение для мотивации детей к познанию и творчеству в дальнейшем. Именно в этот период мы осуществляем интенсивное интеллектуальное развитие, эмоциональное воспитание и происходит социальная адаптация, в основном, посредством игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: «Особое значение дошкольного периода детства для мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирования способности к обновлению компетенций и самореализации»

Не секрет, что дети дошкольного возраста по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так, любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,  настроенного на познание мира.

      Однако, познавательная, исследовательская активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Необходимо целенаправленно развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности, и делать это нужно уже в дошкольном возрасте.

      Это может осуществляться через поощрение присущей детьми любознательности, связанной потребностью в новых впечатлениях.  Проявляться детская любознательность может в форме многочисленных детских вопросов. Отвечая на задаваемые детьми вопросы, поощряя их возникновение, мы постепенно переводим детскую любознательность в стойкую потребность в узнавание нового, которая сможет в дальнейшем направлять деятельность ребёнка.

      Например, на одной из интеллектуальных игр мы с детьми «путешествовали» по океанам. Рассказы о подводном мире, сопровождающиеся показом  презентации, заинтересовали всех детей.  Но Максима B. так увлекло подводное царство, что он задавал всё больше и больше вопросов об обитателях океана. Позднее мы, по его просьбе,  рассматривали энциклопедии, я рассказывала об интересных фактах из жизни обитателей глубин. Максим  принёс из дома новую книгу и сообщил: «Я весь вечер читал и узнавал новое о морских животных». Каждый день мы с ним обменивались энциклопедическими сведениями и его интерес только возрастал.

     Одним из путей целенаправленного развития любознательности детей   является детское экспериментирование. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружение общего в конкретных проявлениях действительности.

     Наши дети просто обожают проводить опыты, эксперименты, детская лаборатория для них - «Волшебная комната».

Для поддержания интереса детей к экспериментированию  создали помощника – сказочного персонажа, который помогает в формулировании различных ситуаций для исследования. Назвали мы его маленький "Почемучка".   Девиз нашей детской лаборатории:

            Мы пытливые умы,

            Мы с вопросами на «ты»!

            «Почему?» - вопрос любимый,

            Помогает нам расти!

     Работа в лаборатории проводится в игровой форме.  Дети становятся юными «учеными». Мальчики и девочки с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, льдом, паром, песком, воздухом, сами выдвигают гипотезы, делают соответствующие выводы, зарисовывают ход и результат экспериментов.

     Полезно с точки зрения развития интереса детей расширение их представлений об окружающем с помощью художественной литературы, наблюдений, специальных бесед.

     Всё это создаёт базу для дальнейшего углубления знаний.  Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребёнка уже есть какие – то знания, но они ещё недостаточны, неточны, их очень мало, и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное.

     В одной из утренних бесед на тему: «Все ли важны на планете?»  прочитала детям письмо от дождевого червяка, где он описывал своё одиночество, свой неприглядный вид, что люди к нему относятся с неприязнью и у него совсем нет друзей. Мальчики и девочки  прониклись сочувствием к червяку. Они изложили свою точку зрения на внешний червя, объяснили, что именно с таким строением он может жить под землёй и приносить огромную пользу природе. Воспитанники с большим удовольствием слушали и запоминали энциклопедические сведения о нём и других животных.

      Богатые возможности для развития познавательного интереса содержит непосредственно организованная образовательная деятельность.

     Дети с большим интересом путешествуют по странам и континентам, узнавая об обычаях, народах, достопримечательностях разных стран. Например, недавно мы «путешествовали» в Южную Америку. Мальчики и девочки самостоятельно прокладывали маршрут по карте, вспоминали, кто открыл Америку, по своему желанию рассказывали о животных и растениях Америки. Такие путешествия расширяют кругозор детей и пробуждают интерес к другим странам, воспитывают целеустремлённость, самостоятельность, толерантность.

      Мы создаем условия для положительного эмоционального отношения к  деятельности, интенсивного формируем мотивационную сферу, стремимся, чтобы программный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка, чтобы средства активизации обеспечивали активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

     

     Для формирования познавательного интереса мы:

а) готовим внешнюю почву: организуем деятельность детей таким образом, чтобы создать благоприятные условия, способствующие возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

Например,   потребность в счете возникает у детей в повседневной жизни, когда они  считают, сколько «заработали» поощрительных смайликов,  сколько печений взять в ресторане, сколько минут осталось до чего-либо. А потребность в чтении проявляется, когда возникает желание что-либо узнать из книги, из объявления и т.п.

б) готовим внутреннюю почву, что предполагает усвоение известных знаний, умений, создание положительного отношения к предмету и к деятельности,   подготавливающее переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком. Например, при формировании культурно- гигиенических навыков сначала мы приучаем детей быть опрятными и аккуратными, а потом это становится их внутренней потребностью, ребенку некомфортно, если он не умыт, не причесан, небрежно одет.

в) организуем систематическую поисковую деятельность, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

г) обеспечиваем построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми.

        Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

       Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлению инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством.

        Мальчики и девочки  уже сами проявляют творчество в составлении сказок, в рисовании картин, в организации игр, в конструктивных и развивающих играх.

   Очень любят наши воспитанники творческие игры, например, «Маленький сказочник», «Оживший предмет». Я называю любой предмет, а дети представляют, что он живой, какой у него характер, о чем и как он мог бы говорить, самостоятельно придумывают сюжет истории. Так, сочиняя сказки об обычных окружающих предметах, у детей развивается фантазия, креативность.

    Таким образом, дошкольное детство имеет огромное значение для мотивации детей к познанию и творчеству в дальнейшем. Именно в этот период мы осуществляем интенсивное интеллектуальное развитие, эмоциональное воспитание и происходит социальная адаптация, в основном, посредством игры. Преимущество игровой деятельности составляет внутренний характер мотивации, что способствует развитию творческих возможностей детей. Игры усиливают умственную активность ребенка, поскольку он, делая что-то, думает. Во время игры дети размышляют, запоминают, развивают любознательность, творческое воображение, стремление познавать свойства окружающих вещей. Во время игры формируются обобщающие понятия. В процессе игровой деятельности расширяется и обогащается словарный запас детей, развивается абстрактно-логическое мышление. В ходе игр совершенствуются коммуникативные навыки и закрепляются представления о свойствах предметов.

               Наши воспитанники творческие, активные, инициативные, самостоятельные, интересующиеся всем вокруг, а это залог их успешного будущего, самореализации и постоянного самосовершенствования и роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как один из факторов развития мотивации личности к познанию и творчеству в процессе музыкального воспитания детей".

В данной публикации рассматриваются виды и формы игр, способствующие мотивации детей к творчеству. Даны методические рекомендации по разучиванию определенных игр....

Тема: «Особое значение дошкольного периода детства для мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирования способности к обновлению компетенций и самореализации».

Не секрет, что дети дошкольного возраста по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Тема: «Особое значение дошкольного периода детства для мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирования способности к обновлению компетенций и самореализации».

Не секрет, что дети дошкольного возраста по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Аппликация как способ формирования у детей дошкольного возраста мотивации к обучению, познанию, творчеству

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.Это дает возможность широко использовать аппликацию не ...

"В течение всей жизни"

В статье говорится о том, что воспитанию надо придавать огромное значение не только в детском возрасте, а на протяжении всей жизни....

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...