Значение игры в воспитании детей
статья на тему

Родина Любовь Николаевна

Игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_znachenie_igry_v_vospitanii_detey.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Значение игры в воспитании детей».

«Жизнь – это игра,

 а где игра – там другая жизнь»

       Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.

       Огромное значение имеет игра как средство воспитания детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может  нормально расти и развиваться.

       « Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать».                   

       Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм.

       Игра является важнейшим средством воспитания детей.

       Во-первых, игра выступает как средство воспитательно-образовательной работы, с помощью которого решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей, формирования личности ребенка в целом.

       Во-вторых, игра рассматривается как форма организации жизни детей, поскольку она является важнейшей деятельностью ребенка.

       Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

       Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.

       В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка.

       В игре больше, чем в какой либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает игры, игрушки, различные материалы для игры, сам строит игровые сюжеты, в которых отражает окружающую жизнь, ставит цель и решает, какими средствами ее осуществить, выбирает товарищей по игре. Все это легко заметить, наблюдая сюжетно-ролевые (творческие), подвижные и дидактические игры детей.

      Игра нужна  и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

       Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни.

       Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатель опирается уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивает существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

      Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в свободной деятельности. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества.

      Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться путем бесед, очень утомляющих детей.

      Подмечая, как дети ведут себя во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему.

      В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

         Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Белил нужно больше, чем любой другой краски, они  дают необходимый цвет нужную тональность, но одними ими можно написать картину только на темном фоне. Это сравнение игры с белилами приведено для того, чтобы верно представить место игры во всей композиции воспитательного процесса, понять, что игра нужна чуть ли не везде, дело только в большей или меньшей ее дозировке.

      Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение игры в воспитании и развитие детей младенческого возраста".

Как добиться того, чтобы ваш малыш с первых дней жизни рос здоровым, крепким, жизнерадостным;  как построить общение с ним, еще не умеющим  ни говорить,  ни ходить;  установить и п...

Значение развивающей игры в воспитании детей раннего возраста

Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни....

Консультация "Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность....

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста...

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его деятельность....