Кружок по изонити "Чудо - паутинка"
материал (подготовительная группа) на тему

Плаксина Галина Андреевна

  Программа кружка по изонити предназначена для детей 6-7 лет. В ней представлена краткая история возникновения данной техники, ее значение для развития творческих способностей детей, методические рекомендации по проведению занятий, учебно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_chudo-pautinka.dokument_microsoft_office_word.docx104.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №78 «Звездочка»

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №78

____________ Хлынова Н.В.

«____» ___________ 2014

 

Программа кружка по изонити

«Чудо - паутинка»

(для детей 6-7 лет)

Автор: воспитатель Плаксина Г.А.

C:\Documents and Settings\Мама\Рабочий стол\pauchok-pautina-udalas-jdu-gostey_kuzmina-_valentina-_1399803478.jpg

г. Курган, 20014 год

Содержание

  1. Введение.
  2. Пояснительная записка.
  3. Принципы построения программы.
  4. Цели и задачи программы.
  5. Содержание программы. Методические рекомендации.
  6. Планируемые результаты.
  7. Учебно – тематический план.
  8.  Список литературы.

Введение

Цель прикладного искусства состоит в том,

чтобы «одушевить силою художества»предмет

 материального назначения, дать ему смысл,сделать

его привлекательным.Прикладные искусства

преображают саму жизнь, заменяя существовавшие

до них нехудожественные вещи – художественными,

тем самым формируя сознание, духовный облик человека.

А.Б.Салтыков

    Иголка ныряет через крохотные отверстия в картоне, исчезая на изнанке и снова возвращаясь на лицевую сторону. Обе поверхности картона покрываются причудливым узором из длинных и коротких стежков. Тонкие нити сплетаются в воздушную паутину, из которой получаются цветы, трава, деревья, корабли, животные, птицы.

   Изонить, ниточный дизайн, нитяная графика, вышивание по картону – все это названия особой техники декоративно-прикладного искусства, пришедшей к нам из Англии XVII века. На языке своей родины техника изонити называется Form-a-Lines, что в переводе означает «формы из линий». Английские ткачи изобрели особую технику переплетения нитей. Они брали деревянные дощечки и в определенном порядке вбивали в них гвозди, а порядок этот основывался на геометрических расчетах.Затем между гвоздиками натягивались нити. Делалось это опять же в определенной геометрической последовательности. При перекрещивании нити формировали замысловатые узоры, похожие на кружева. Использовались они для украшения интерьеров.

   Вторая версия гласит, что создательницей техники является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых – «Подготовка ребенка к восприятию науки»(1904) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

   Второе рождение техника изонити пережила в XX веке благодаря голландской рукодельнице Эрике Фортгенс. Мастерица решила поделиться своим увлечением со всем миром и в 1990-х гг. издала книгу, посвященную этой технике. В ней содержались подробные инструкции к вышиванию по картону и схемы рисунков. Стараниями Фортгенс произошел всплеск интереса к изонити. Стали даже выпускаться специальные наборы для вышивки по картону.

   Возрожденная в Нидерландах, изонить опять вернулась в Англию. Примерно с 1998 года в моду вошли вышитые открытки. Сегодня изонить широко используется в технике скрапбукинга, изготовлении книжных закладок и других видах рукоделия.

   Уральская художница Людмила Сашко приобрела широкую известность как автор новой разновидности техники изонити. Называется она «хордовый стежок». Рукодельница создала в этой технике множество оригинальных картин.

   В настоящее время изонить пользуется необычной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Занятие изонитью доступно и интересно людям практически любого возраста. Она хорошо развивает фантазию и художественный вкус, в пожилом возрасте помогает тренировать память.

Пояснительная записка

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

         В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

         Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.  Каждый ребенок любит и по своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться. Занятия изонитью могут быть привлекательными и доступными для детей старшего дошкольного возраста, они одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков. Особенно актуальны занятия изонитью для детей с нарушениями речи. Эта техника требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков, требует ловких действий, следовательно способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга.

         Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

      Программа разработана в соответствии с ФГОС, программой «Детство» Т.И.Бабаевой, методическим пособием «Техника изонити для дошкольников» Н.Н.Гусаровой.

Принципы построения программы

    1.Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития и обучения детей.

   2.  Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития детей.

  3. Принцип гуманизации, который позволяет выстроить систему работы с детьми на основе личностно-ориентированного подхода, представление свободы выбора форм, методов художественно-эстетического развития детей.

  4. Принцип индивидуализации, предполагающий построение образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, его способностями и реальными интересами.

Цели и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей ребёнка

Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма».

Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

 Раздел «Количество и счёт».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

 2. Блок задач по сенсорному развитию

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

Развивать абстрактное мышление.

Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

Научить работе с трафаретом.

Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Содержание программы. Методические рекомендации.

Срок реализации: 1 год.

Возраст детей: 6-7 лет (логопедическая подготовительная группа).

Форма проведения: подгрупповая  непосредственно организованная деятельность.

Время проведения: вторая половина дня.

Продолжительность: 30 минут.

Количество занятий: в неделю – 1,

                                     в месяц   – 4,

                                     в год     -  32.  

Количество детей в подгруппе: 5 – 6 человек  (определено тем, что дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности).

Принципы организации:

1. индивидуальный подход к детям;

2. учёт возрастных особенностей детей;

3. учет особенностей детей с ОВЗ;

4. игровая форма подачи материала.    

Методы, приёмы и формы работы:

Словесные методы:
  Объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово.

Наглядные методы:
 Показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Практические приёмы:
Работа с иглой, работа с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформление своей вышивки в панно.

В процессе НОД сочетаются коллективная и индивидуальная форма работ:

  1. Коллективная. Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивок, чтобы работы были интересными, не похожими одна на другую, оформлять работу в небольшое панно.
  2. Индивидуальная. Используется для работы с детьми, которые в достаточной мере не овладели навыками шитья (затрудняются в применении того или иного приёма прошивания, в завязывании узелка и т.д.), которые пропустили занятия в кружке по болезни.

Инструменты и материалы, необходимые для работы:

- Иголка с широким ушком;

- цветные катушечные нитки № 20-40;

- ножницы;

- шило короткое;

- кусок пенопласта или линолеума;

- белый и цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон для большей плотности;

- линейка;

- трафареты(углы, окружности), выполненные из плотного картона, с нанесенными по краям отметками;

- фигурные лекала для изображения дуг, завитков, овалов;

- скотч.

Структура НОД:

1. Вводная часть:

- оргмомент;

- создание мотивации (сюрпризный момент в форме сказочного персонажа, элементов неожиданности) или использование приемов, побуждающих ребенка

к деятельности: «забыть» как пользоваться материалом или инструментом, «размышление вслух», как поступить в той или иной ситуации. Создание различных проблемно-практических ситуаций: ситуация-выбор (когда имеется ряд решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать), ситуация- предложение (когда педагог высказывает предположение об оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск детей).

2. Основная часть:

- рассматривание и обследование моделей и образцов;

- обсуждение и показ способов выполнения (полный, частичный);

- тренировочные действия (пассивные, активные): движения вместе с ребенком, «в воздухе»;

- практическая деятельность.

3. Заключительная часть:

- анализ работы проводится при активном участии детей;

- подведение итога педагогом, или оценка продукта деятельности от лица главного героя;

   Важным моментом является проведение физминуток, пальчиковой гимнастики, зрительной гимнастики.

   Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов.

   Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов.

   Важно, чтобы дети различали лицевую и изнаночную стороны изделия.

   Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда не начинался бы отсчет.

   На первоначальном этапе необходимо подвести детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это важно для развития творческого мышления ребенка.

   Когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами, следует приступить к изображению окружностей. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности.

Методика работы с детьми.

   Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, вы хотите, чтобы дети изобразили грибок. Как это можно сделать? Грибок можно просто нарисовать (покажите рисунок), но его можно и слепить (покажите вылепленный грибок) или сделать аппликацию (покажите аппликативную работу), сконструировать (покажите бумажную конструкцию), и, наконец, его можно выполнить в технике изонити. Сравните все виды грибков, постарайтесь заинтересовать детей грибком, выполненным изонитью, расскажите, как это сделано, дайте им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравните лицевую сторонй с изнанкой, отметьте особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом). Покажите самую верхнюю нить и самую нижнюю, расскажите о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, хорды и переплетения нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, отчего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и с изнанки.

   Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы изонитью, показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать – с большим ушком или маленьким, чем рисовать (фломастером или карандашом), как правильно работать шилом, чтобы обезопасить себя, почему надо обязательно подкладывать пенопласт (линолеум) под рисунок перед тем, как начать протыкать дырочки шилом. Рассказав обо всем подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесения точек, прокол отверстий, выбор хорды, счет отверстий, направление нитей и т.п. следует показать детям на примере, как отсчитать отверстия, провести линию по линейке, как подобрать нить, вдеть нить в иглу.

   Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. Но воспитатель не должен выполнять работу за ребенка. На этом этапе в его задачи входят советы, напоминание, о чем говорилось ранее, можно задать какие-то вопросы по ходу работы, показать приемы на своей работе.

   Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то получается лучше, у кого-то хуже). Можно посоветовать обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше спорится.

   Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, старайтесь вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучайте его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

   Перед тем как приступить к занятиям с изонитью, не забудьте подготовить рабочее место. Занимаясь с подгруппой (5-6 человек), постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы вы могли видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно  друг с другом общаться.

В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета:

  • зелёный – со всеми оттенками жёлтого, салатным, кремовым, оранжевым,

коричневым;

  • красный - с жёлтым, серым, зеленым, синим, бежевым, оранжевым;
  • фиолетовый с сиреневым,оранжевым, светло-зеленым, розовым, жёлтым, белым;
  • розовый – с бордо, коричневым, серым;
  • оранжевый – с голубым, зеленым, фиолетовым, коричневым, лиловым;
  • желтый – с зеленым, коричневым;
  • синий – красным, серым, золотистым, бордо;
  • бордо – с зеленым,серым, розовым, синим;
  • коричневый - со жёлтым, синим, зелёным, серым, оранжевым,

серебристо-белым.

Планируемые результаты

  • Расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах ниток, картона;
  • Овладение техникой изонити;
  • Приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами;
  • Усвоение правил техники безопасности, требований к организации рабочего места;
  • Развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений рук, согласованности действий руки и глаза;
  • Развитие активного и пассивного словаря, объяснительной и доказательной речи, введение в активный словарь математических терминов.
  • Закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах (понятие о разных углах, представление о их величине, длине сторон, вершине, об окружности, её центре, хорде), количественном и порядковом счёте, ориентировке на плоскости;
  • Развитие художественных способностей и эстетического вкуса;
  • Развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, пространственного воображения, творческих способностей, фантазии;
  • Воспитание волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца).

Учебно – тематический план

Тема

Задачи

Колич-во часов

Срок

1

«Грибок»

    Познакомить с техникой изонити. Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделия, выполнять узор острого угла. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла. Упражнять во вдевании нити в иголку и завязывать узелок. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

1

Сентябрь

2

«Домик»

   Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома). Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью. Научить подбирать цвета нитей.

1

Сентябрь

3

«Рыбка»

   Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение рыбки хвостом. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбирать цвет ниток). Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником). Дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол.

1

Сентябрь

4

«Морковка»

   Упражняться в выполнении изонитью острого угла(на примере изображения морковки). Научиться закреплять нить после ее окончания. Вспомнить названия овощей и их внешний вид. Повторить правила работы.

1

Октябрь

5

«Закладка»

   Закрепление навыка выполнения углов на узкой полосе картона (расстояние между отверстиями 0,7 см). Научиться укреплять нить с обратной стороны закладки.

1

Октябрь

6

«Узор на закладке»

   Выполнить узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона. Определить направление углов. Дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла. Закрепить у детей умение самостоятельно подбирать цвет ниток.

1

Октябрь

7

«Узор на полосе»

   Закрепить умение выполнять два угла изонитью на полосе цветного картона. Повторить правила вышивки изонитью.

1

Октябрь

8

«Закладка с двумя тупыми углами»

   Закрепить понятие об острых и тупых углах. Продолжить обучение умению анализировать образцы. Выполнить изонитью тупые углы. Потренироваться в закреплении узлов на изнанке.

1

Ноябрь

9

«Закладка с двумя углами»

   Продолжать обучение детей умению анализировать рисунок на изнаночной стороне заготовки (сравнить длину сторон угла, количество отверстий на сторонах и т.д.). упражнять детей в выполнении острых углов, напрвленных в противоположные стороны.

1

Ноябрь

10

«Прямые углы»

   Анализ узора на изнаночной стороне заготовки. Определение углов по прямоугольнику. Сравнение сторон. Повторение правил выполнения углов.

1

Ноябрь

11

«Шапочка – колпак»

   Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку.(Рисунок сделан детьми накануне.) Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью.

1

Декабрь

12

«Зонтик»

Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол для зонтика. Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Закреплять умение дорисовывать изображение после вышивки угла. Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью.

1

Декабрь

13

«Ваза»

   Нарисовать ножку от вазы, затем, используя трафарет, выполнить изонитью чашу, похожую на треугольник. Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Дорисовать изображение того, что может быть в вазе.

1

Декабрь

14

«Парус»

   Нарисовать лодку, затем по трафарету подобрать прямой угол. Продолжать учить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Закрепить правила вышивки изонитью.

1

Декабрь

15

«Птичка»

Продолжать учить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку. Продолжать учить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью.

1

Январь

16

«Телевизионная башня»

   Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники. Продолжить тренировки по прокалыванию отверстий при использовании линейки. Научить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах.

1

Январь

17

«Фонарик»

   Продолжать учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояния в 1 и 0,5 см. упражнять детей в работе с шилом. Закрепить знание пространственного расположения углов.

1

Январь

18

«Загадка»

   Закрепить умение анализировать образец как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Упражнять детей в координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0,5 см. повторить правила работы с изонитью. Придумать названия полученному на лицевой стороне изделия узору.

1

Февраль

19

«Кленовый лист»

   Продолжить обучение детей изображению предметов (в данном случае лист клена; изображение состоит из пяти углов). Анализирование образцов. Упражнение детей в прокалывании шилом отверстий и самостоятельном выборе цвета нитей.

1

Февраль

20

«Снежинка»

   Составить снежинку из шести треугольников. Проанализировать образец. Определить направление углов. Самостоятельная работа с шилом.

1

Февраль

21

«Елочка»

   Используя трафаретные треугольники, подкладывать один треугольник под другой (елочкой). Упражняться в прокалывании отверстий по трафарету. Совершенствовать умение работать изонитью.

1

Февраль

22

«Домик»

   Создать образ домика в технике изонити путем наложения углов друг на друга. Продолжить анализирование образца. Научить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки и прокалывать отверстия по линейке.

1

Март

23

«Мячик»

   Научить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями.

1

Март

24

«Снеговик»

   Создать образ снеговика из разных по величине окружностей. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити.

1

Март

25

«Птица»

   Обучение плоскосному моделированию (создание из углов и окружностей птички при использовании трафаретов). Закрепление навыков по выполнению окружностей в технике изонити.

1

Март

26

«Девочка в сарафане»

   Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. Развивать умение подбирать цвет нитей.

1

Март

27

«Узор из углов и окружности»

   Создание узора из углов и окружности путем накладывания друг на друга. Совершенствование навыков работы в технике изонити.

1

Апрель

28

«Узор в круге»

   Научить детей выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам.

1

Апрель

29

«Одуванчики на лугу»

   Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Анализирование образцов, определение размеров трафаретов на глаз. Совершенствование навыков выполнения окружностей с разными хордами.

2

Апрель

30

«Перо Жар-птицы»

   Дальнейшее совершенствование навыков в работе изонитью. Освоение техники выполнения завитка. Развитие глазомера.

1

Май

31

«Волна»

   Дальнейшее совершенствование навыков в работе изонитью. Освоение техники выполнения завитка. Развитие глазомера.

1

Май

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный номер №30384).
  2. Бабаева Т.И. и др. Программа «Детство». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.
  3. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.
  4. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
  5. Ивановская Т.В. Волшебная изонить. – Издательство: Рипол Классик, 2012.

И важно, что занимаясь данным видом деятельности происходит интеграция в различные образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, познавательно-исследовательская деятельность, социализация.

Познание (ознакомление с окружающим и экспериментирование). Расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах ниток, ткани, бумаги, картона.

Познание (ФЭМП). Понятие о разных углах, представление о их величине, длине сторон, вершине, об окружности, её центре, хорде, количественный и порядковый счёт, ориентировка на плоскости.

Коммуникация (речевое развитие). Развитие активного и пассивного словаря, объяснительной и доказательной речи, введение в активный словарь математических терминов.

Художественное творчество (изобразительная деятельность).Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, художественно-эстетического вкуса, использование навыков, полученных на рисовании, аппликации, цветовое восприятие, умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Социализация (театрализованная деятельность). Развитие самостоятельности и организация театрализованных представлений, воспитание любви к театру и различным жанрам литературных произведений.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

  1. Заполнение угла, моделирование и использование образов.
  2. Заполнение окружности, дуг, овалов, завитков.

Заполнение угла:
- на изнаночной стороне картона чертим любой угол,
- делим каждую сторону угла на семь равных частей, которую обозначаем точкой «0»,
- булавкой или шилом делаем проколы во всех точках, кроме вершины,
- вдеваем нить в иглу и по определенной схеме заполняем угол.

Заполнение окружности:
- чертим окружность любого размера,
- делим её на 8 равных частей,
- делаем проколы во всех полученных точках,
- вдеваем нить в иглу, заполняем окружность по схеме.

Прежде чем приступить к работе необходимо подготовить материал, на котором будем выполнять рисунок, он называется фоном, и то чем мы будем выполнять изображение – нити, а так же инструменты, необходимые в работе.

Фон для нашего рисунка должен быть обязательно плотным, поэтому лучше взять цветной картон, бархатную или наждачную бумагу. Для выполнения рисунка используются нити различного цвета и качества (швейные катушечные нити, ирис, мулине, шёлковые нитки).

Последовательность выполнения работ для всех тем состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. Показ готовых работ и иллюстраций, выполненных в технике изонить, краткая беседа по теме. Сравнение работ в технике изонить с паутинкой, рассматривание паутинки и анализ что такое паутина, как она появилась в природе. Рассматривание вместе с детьми переплетение нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой стороне нити красиво переплетаются, как паутинка, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом по «дорожке». Знакомство с историей принцессы Иголочки, Иголки бывают разные: большие, маленькие, деревянные, металлические, пластмассовые, колючие и т.д. Рассказ ребят на что похожи иголки (ёлка, сосна, ежи, кактус). Усвоение правил техники безопасности: ножницы держать закрытыми, передавать кольцами вперёд, удерживая их за лезвие в закрытом состоянии, иголку и булавку в рот не брать, хранить игольнице, нитки и скотч отрезать только ножницами, не проводить рукой по краю картона и листа с рисунком во избежание порезов.
  2. Первый этап.  Подведение детей к умению самостоятельного рассматривания и анализа образца. Выполнение стежков. Знакомство с углом, его вершиной, сторонами. Учиться прошивать в технике изонить разные углы гораздо легче, чем окружность, поэтому обучение следует начинать именно с углов (сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух, трёх углов (ёлочка, волны), с последующей дорисовкой или аппликацией.
  3. Второй этап. Когда навык выполнения углов становится устойчивым, задание усложняется. Дети знакомятся с двумя сложными углами (песочные часы, ваза), тремя, четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонить (паутинка, звёздочка). При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшаются до 0,5 см., дети должны усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонить, что количество отверстий должно быть одинаковым откуда бы не начали отсчет.
  4. Третий этап. Выполнение окружности в технике изонить. К изображению окружности следует приступать когда у детей вырабатываются прочные навыки работы с углами. Величина вышитого круга зависит от длины хорды – линии между двумя, тремя, пяти точками. Чем короче хорда, тем больше внутренний круг. При правильном выполни задания на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной повторяет линию окружности (солнышко, цветок). Работая над окружностью дети должны упражняться и в выполни углов. Полезно предложить рисунки, в которых сочетаются углы и окружности (волшебные цветы).
  5. Четвёртый этап. Для составления композиций не достаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться выполнять другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе. Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности, принцип вышивки тот же. Начинать вышивку спирали, завитка, дуги можно с любого конца нитками разного цвета (закладка, восьмёрка, лебедь).
  6. Заключительный этап. Составление композиций, коллективных работ, различных панно.

Одним из важных направлений своей работы я считаю тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с семьёй я использую следующие формы:
- Консультации групповые, индивидуальные, например «Значение техники изонить в развитии художественно-творческих способностей детей».
- Представление в информационные уголки для родителей материала о технике изонить.
- Вовлечение родителей в совместное мероприятия, например проведение занятия для родителе «Рисуем нитью по картону», выполнение коллективной работы на осеннюю тему.
- Организация «День открытых дверей»группы , где родители могут не только увидеть разные формы организации воспитательно-образовательного, развивающего и оздоровительного процесса, но и быть их активными участниками.
- Организация выставок для родителей, например «Чудо нить», «Волшебные рисунки по картону».

Вопросы безопасности труда

На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии педагог, знакомит ребят с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.

Ребята должны знать и соблюдать следующие правила при работе ножницами и иголками:

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  4. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду или другие случайные предметы.
  5. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
  6. Иголки надо хранить в игольнице или специальной подушечке.
  7. Нельзя брать в рот иголки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системная паутинка"Ролево-игровой проект"Редакция газеты"Журавушка".

                                                      ...

Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"

План работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Схема-паутинка проекта "В лесу родилась Елочка"

Работа с детьми среднего возраста....

Системная паутинка

Дополнительный материал к игровому геокэшингу...

Проект «Волшебная паутинка»

Проект по декоративно-прикладному творчеству. Изготовление игрушек из нитяных коконов.Цели проекта: 1.     Познакомить детей с таким художественным материалом, как нитка и раз...

Презентация авторского игрового пособия "Паутинка"

Авторское игровое пособие учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевныпомогает сконцентрировать внимание ребенка, вырабатывает  усидчивость, стимулирует творческие способности, воспитыва...

системная паутинка по проекту "Я такой"

Предлагаю разработанную системную паутинку по проекту "Я такой"....