Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
статья по теме

Развитие познавательного интереса у детей  в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

                                                                                                          Л.Н. Пупырева 

 воспитатель МКДОУ «Детский сад «Тополёк» р.п. Куйтун

В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и его решение  - это важная часть воспитания детей в дошкольном возрасте.

По мнению авторов, познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, разлитым, распространяющимся на получение информации (Г.И.Щукина). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у детей  в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

                                                                                          Л.Н. Пупырева   воспитатель д\с «Тополёк»

В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и его решение  - это важная часть воспитания детей в дошкольном возрасте.

По мнению авторов, познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, разлитым, распространяющимся на получение информации (Г.И.Щукина).

В ходе развития познавательного интереса у детей можно наблюдать:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- повышение уровня развития познавательных процессов;

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

- знания детей о  неживой природе.

Развитие познавательного интереса изучалось в исследовании авторов: О.В. Дыбиной, И.Э.Куликовской, В.Г. Каменска. и др.. Однако, она остается на сегодняшний день актуальной на современном этапе. Исследователи рекомендуют использовать для развития познавательного интереса  метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Для определения уровня  познавательного интереса можно использовать такие методики как:  «Маленький исследователь»  Прохоровой Л.Н., целью которой является выявление отношения детей к экспериментальной   деятельности; методика Ивановой А.И. на выявление уровней сформированности экспериментальной деятельности; методика Рыжовой Н.А., направленная на выявление уровней  экологических представлений о  предметов и объектов неживой природы.

В ходе проведения экспериментов нами было установлено, что в процессе экспериментирования с объектами неживой природы у детей появилась положительная динамика в развитии познавательного интереса: дети высказывают своё предположение, отвечают на поставленные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, умеют правильно оценивать ситуацию и самостоятельно решают её.

Полученные данные в ходе исследования позволили  судить о том, что  организованная с детьми экспериментальная деятельность в дошкольном образовательном учреждении позволяет успешно  развиваться ребёнку и находить ответы на возникающие вопросы.

В перспективе нами будет рассматриваться вопрос интеграции поисково-познавательной деятельности  на примере объектов природы родного края.

Литература:

  1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с [Текст] / Пособие для работников дошкольных учреждений/ А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2003. – 56 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
  3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О.В. Дыбиной ./ - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64с. (Программа развития).  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и...

Проект: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы"

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания са...

мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с объектами неживой природы»

Участники мастер-класса познакомятся с одной из современных педагогических технологий ознакомления детей с объектами неживой природы, это опытно-исследовательская деятельность....