педагогический проект " Театральный калейдоскоп"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Рублева Ирина

проект предназначен для воспитателей детких садов, работающих по теме "Театрализованная деятельность в детским саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._rubleva.odt28.56 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

 

Паспорт проекта..............................................................

Актуальность  проекта  и исходные составляющие проекта...........................................................................

Новизна ........................................................................

Цель и задачи .................................................................

Краткое описание по этапам.........................................

Ожидаемые результаты.................................................

Промежуточный результат............................................

Целевые группы проекта..............................................

Объем и содержание работы........................................

Формы представления результатов проекта...............

Список литературы.......................................................

 

 

 

3

 

5

8

9

11

14

15

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Театральный калейдоскоп»

Основные разработчики проекты

 

Воспитатель подготовительной группы

 Рублева И.А.

Цели и задачи проекта

Цель:

развитие творческих способностей детей в театрально – игровой деятельности

Задачи: 

·    поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого  окружающее пространство;

·   стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр, развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

·   побуждать детей к активному мышлению, развивать навыки диалогической, монологической, интонационной речи,   эмоциональному проговариванию фразы, сочетанию речи и движения;

·  развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем, находить средства передачи образа в движении, мимике, жестах,  подражании;

·  воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения.

 

 

Сроки и этапы реализации проекта

Информационно–аналитический

сентябрь 2008г.- декабрь 2008г.

Практический – январь 2009 г.

Основной – январь2009- декабрь 2009г.г.

Заключительный –январь 2010- май 2010г.г.

Перечень основных мероприятий

Анализ литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта, создание методического банка для практической работы.

На основе диагностики поставить цель и задачи проекта.

Составление тематического плана.

Привлечение родителей и педагогов к реализации проекта.

 

 

Исполнители проекта

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, педагог - психолог, учитель- логопед.

 

 

Ожидаемый результат реализации проекта

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

 Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм.

Углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.

 

Целевая группа проекта

 

Дети, родители

 

 

 

5

Актуальность проекта и исходные составляющие проекта

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых дать детям как можно больше знаний, при этом забывая о формировании эмоционально-чувственной сферы, творческого отношения к какой-либо деятельности.

Театрализованные игры являются благотворной средой для развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это определило тему проекта «Театральный калейдоскоп».

Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности .

Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, естественно, свободно.

В своё время Н.Ф.Бунаков систематически, в течение нескольких десятков лет, использовал театр в процессе воспитания детей. Он утверждал на основании своего опыта, что «театр будет полезен помимо всяких нарочитых поучений живыми впечатлениями, возвышающими дух, проясняющими мрачное и унылое настроение,

6

разгоняющими тяжелые и безотрадные думы». Действительно театрализованная деятельность даёт хорошую возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания активной творческой личности.

Опираясь, в том числе и на опыт отечественных педагогов по организации театрализованной деятельности в детском саду, можно сделать вывод, что одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и разностороннего развития детей является театрализация, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности.

Реализуя в педагогической деятельности эти принципы, определив целью развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства, был создан проект «Театральный калейдоскоп» .

Участие ребёнка в театрализованной деятельности позволяет превратить его маленький замкнутый мир в бесконечно разнообразный, поднять ребёнка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к драматическим сторонам бытия.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной

7

педагогической технологии. Проект «Театральный калейдоскоп» предлагает именно такую технологию.

Детская одаренность, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы, если в динамичном процессе развития личности ребенка участвуют родители, понимающие значение творчества и педагоги, чей уровень культуры и профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребенка к творчеству.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, постичь его глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному.

 

8

Новизна

На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по организации театрально-игровой деятельности дошкольников.  Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая деятельность детей рассматривалась лишь с точки зрения ее содержания и общевоспитательного значения.

Применяя в своей работе накопленный опыт по театрально- игровой деятельности и проанализировав его, можно сделать вывод, что в работе с детьми наблюдается бессистемность, поверхностное ознакомление с театром. Театрально- игровая деятельность характеризуется примитивностью, бедностью исполнения для создания образа средств выразительности. Часто к участию в театральных постановках привлекаются не все дети, а только те, кто активен, имеет творческие способности, а те дети, которые нуждаются в развитии коммуникативных навыков  остаются в роли «зрителей».

Изучение   программы Сорокиной Н.Ф. «Театр – творчество – Дети», дало возможность преодолеть трудности возникшие в работе с детьми .

Применяя подход Н.Ф. Сорокиной в театрализованной деятельности заметно изменилось отношение детей к драматизации, инсценировкам. Дети стали раскрепощенными, более эмоциональными, изменилась интонационная речь при подражании героев, персонажей произведений.

9

В ходе работы сделан вывод, что изучение новых приемов и методов специалистов в области театральной деятельности дает возможность раскрыть у детей динамический, творческий потенциал.

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие творческих способностей детей в театрально – игровой деятельности

Задачи:

∙•• поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство.

Чтобы вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности, использовались просмотры театральных спектаклей, посещение цирковых представлений, чтение и прослушивание в записи литературных произведений, рассматривание различных видов театральных кукол.

∙•••стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр, развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание.

Через прочитанные произведения детям предлагалось воспроизвести текст в действии, подражая героям текста, используя свою фантазию, творчество, мышления.

∙••• побуждать детей к активному мышлению, развивать навыки диалогической, монологической, интонационной речи, эмоциональному проговариванию  фразы, сочетанию речи  и движения.

10

Чтобы решить эту задачу использовались чистоговорки, скороговорки, словесные игры с подражанием; предлагалось «оживить» сюжет картинки.

∙•••развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем, находить средства передачи образа в движении, мимике, жестах, подражании.

В театрализации литературных произведений для улучшения выразительности в мимике, жестах и подражаниях использовались театральные костюмы, декорации.

∙•••воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения.

Добивались  партнерские отношения через умения общаться как с детьми, так и со взрослыми, умения выслушивать и высказываться, делать анализ и вывод.

 

 

11

Краткое описание проекта по этапам

1 этап – информационно – аналитический  ( сентябрь 2008 год - декабрь 2008 год)

Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и созданию условий для театрально- игровой деятельности детей.

Для решения данной цели проведена следующая работа:

- проведены беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру;

- произведен подбор и анализ литературы;

-подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей;

- оформление и обеспечение мини- студии в группе;

- подобран и составлен набор диагностических методик для отслеживания развития творческих способностей детей в театрально- игровой деятельности;

- составление анкет для родителей «Любите ли Вы театр…»;

  • изучение игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх.

2 этап – практический  (январь 2009 год)

Цель: реализация проекта. Создание  игровой среды для  театральной деятельности детей дошкольного возраста.

На данном этапе проведена следующая работа:

- использование методов и приемов для развития творческих способностей детей;

  • подготовка и систематизация сценариев для проведения
  • 12

спектаклей;

  • подготовка и проведение открытого театрального занятия ;

-  участие родителей в театральных вечерах для детей ;

- коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителями по проблеме проекта;

- подбор и изготовление атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности;

- составление бесед и консультаций для родителей;

- с детьми проведены целевые прогулки в Дом культуры и творчества поселка, библиотеку;

-составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и упражнений.

3 этап основной (январь 2009 год-декабрь  2009год)

Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.

На данном этапе проведена промежуточная диагностика, по результатам которой скорректирована дальнейшая работа по реализации проекта.

Для педагогов детского сада подготовлено и проведено выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры».

 Подготовлены и выпущены памятки  «Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни дошкольников», « Мастерим вместе с детьми». Для родителей  и детей младшей группы подготовлен и показан спектакль «Пчелки – добрые подружки».

13

Совместно с родителями группы проведен праздник «Мы – артисты».

Для педагогов дошкольного учреждения проведено интегрированное занятие «Театр».

В детском саду  проведена «Театральная неделя», на которой дети продемонстрировали свои таланты.

4 этап: заключительный ( январь 2010 год – май 2010 год)

Цель: анализ результативности.

И так, анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.

Дети овладели элементарными представлениями и понятиями о театральном искусстве, о театре и его видах, театральных профессиях, декорациях, театральных костюмах, правилах поведения в театре, а также элементами театральной терминологии.

Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Дети  в свободной  деятельности самостоятельно включают игры- драматизации, ставят небольшие спектакли, ролевые диалоги с опорой на иллюстрации, импровизации на темы из личной жизни.

Воплощая идеи классиков, можно сказать, что дети не только с удовольствием инсценируют  сказки, но и приобретают опыт взаимодействия с окружающими людьми, способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве. У них появилось стремление принимать участие в театральных постановках, совместных подготовках к ним.

14

Родители, специалисты детского сада  охотно принимают участие в подготовках и проведении спектаклей, изготовлении декораций, в «Театральной неделе».

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности.

Театральная деятельность помогает ребенку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщиться к прекрасному.

Ожидаемый результат реализации проекта

Этот проект позволяет сделать вывод, что театрализованные игры играют огромное значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Творческие способности детей будут развиваться эффективнее при условии  системного подхода к обучению театрализованной деятельности, окружающей среды, тесного контакта педагогов, узких специалистов детского сада, родителей.

 Создание  условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры (поощрение исполнительного творчества, развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждении к импровизации средствами мимики, выразительности движений и интонаций).

15

В процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов у  детей успешно развивается фантазия, коммуникативные качества, партнерские отношения.

В ходе внедрения проекта, у детей заметно улучшаются такие качества как, внимание, память, образное мышление, логика.

Дети становятся более эмоциональны, приобретают мимическую и пантомимическую выразительность.

У детей развивается самостоятельность ( могут придумать эпизоды сценария, сюжет игр - драматизаций) и умения применять их на практике.

 Родители используют  теоретические знания на практике в домашних условиях, при проведении домашних праздников, что приводит к сплочению и пониманию в семье.

 

 

Промежуточные результаты

Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности. 

Выявлено, что родители  недопонимают  значимость театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника, считается, что программное обучение важнее, чем игра. Повышение уровня компетентности родителей происходит через консультации, советы, дня открытых дверей, показа на родительских собраниях мини-спектаклей. Для взаимодействия с детьми, родители привлекались к изготовлению декораций, костюмов, разучиванию ролей, совместного участия в спектаклях.

16

По результатам проведенной диагностики выявлено, что у 16% детей отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Для этих детей разработан план индивидуальной работы со специалистами детского сада (музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, учитель –логопед).

Применяя данный проект на практике, убеждаешься в том, мнение  воспитателей о загруженности, недостатке  свободного времени в режиме дня, не позволяют  в полной мере включить театрализованную  деятельность в жизнь детей не убедительно, так

как проект «Театральный калейдоскоп» убеждает в том, что театрализованную деятельность можно использовать в любом режимном моменте.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей, родителей и педагогов детского сада с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей

 

17

Целевые группы проекта

Проект адресован на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрально- игровой деятельности, совместной работе сотрудников детского сада и родителей  в значимости театрализованной деятельности в развитии ребенка, испытывающих потребность в новых знаниях, интереса к сценическому искусству. Повысить самооценку ребенка в социуме, уверенность в своих возможностях и способностях.

 Данный проект составлен на два года. Для организации работы с детьми и родителями детей дошкольного возраста.

 

 

 

18

Объем и содержание работ

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители и соисполнители

 

Сроки реализации

Взаимодействия с детьми:

Задачи:

-развивать творческих способности через театрализованные игры.

 

 

 

-открытие театра для детей;

- знакомство с литературными произведениями;

- работа над ролью;

-репетиции;

-показ спектакля;

-обсуждение спектакля.

Программа Т.Н. Доронова «Радуга»

Программа  Сорокина Н.Ф. «Театр- творчество –дети».

 

 

Воспитатели, дети,

Воспита-

тель по изодеятельности

2008- 2010

Взаимодействия с родителями

Задача:

-привлечение родителей к активному участию в театрализованной деятельности.

анкетирование

-оказание помощи в оформлении, изготовлении различных видов театров;

-разучивание ролей с детьми;

- участие в театрализован-ных представлениях

 

-разработки сценариев;

- рекомендации по изготовлению костюмов, декораций;

консультации.

Воспитатели, дети,роди-тели

20082010

Взаимодействие с учителем- логопедом

Задача:

активизировать выразительность речи, движений через использование подвижных игр, игр с элементами драматизации на занятиях.

 -разучивание игровых комплексов логопедической поддержки детей

 -знакомство со средствами выразительности речи,

-заучивание чистоговорок

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «коррекционное  обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

Воспитатель, учитель- логопед, дети, родители

2008- 2010

Взаимодействие с воспитателем по изодеятельности

Задача:

Знакомство с различными видами творчества.

-изготовление книг -самоделок, оформление театральной студии;

- изготовление атрибутов,  для театрализации сказок

Т.Н. Доронова программа «Радуга»;

Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

Воспитатель,

воспитатель по изодеятельности, дети

2008- 2010

Взаимодействие с педагогом- психологом

Задача:

Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста.

-разучивание игр и упражнений, формирующих эмоционально-чувственную сферу

-Консультации и просветительская работа среди родителей по вопросам психического развития  детей;

-Наблюдение за динамикой нервно-психического развития детей;

-Диагностика эмоционального благополучия детей;

-Проведение коррекционной работы с детьми

Т.Н.Доронова «Радуга»;

О.Л. Князева

«Я-Ты- Мы»;

Т.Чистякова «Психогимнастика»

Воспитатель, педагог- психолог; родители, дети

2008-

2010

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

Задача:

Знакомство с различными формами музыкальных произведений.

 

 

-ознакомление с русскими народными инструментами,

-подбор музыкальных произведений для передачи характерных особенностей героев,

-разучивание пластических этюдов

Программа «Камертон» Костина В.

«Музыкальные шедевры» Радонова С.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

2008-

2010

 

Форма представления результатов проекта

Защита творческого проекта «Театральный калейдоскоп».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Список литературы

Артемонова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [текст] / Л.В. Артемонова.- М., Просвещение, 1991.- с.127

Караменко, Т.В., Караменко, Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам [текст] / Т.В. Караменко, Ю.Г. Караменко.- М., Просвещение, 1982.-с.191

Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов [текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: академия развития, 1997.- с.208

Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников детских садов [текст] / М.Д.Маханева. М., Сфера, 2001.-с.128

Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском саду [текст] / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова.- М., Школьная Пресса,2000. –с.128

Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество- дети» [текст] /Н.Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. 1996. №8,9,11

Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр  [текст] / Н.Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. 1997. №6 с.61-63; 1998. №2 с.129- 130

Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов [текст] / Н.Ф. Сорокина. – М.,АРКТИ, 2001.- с. 160

Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) [текст] /Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, Нилова Т.А. – СПб: Детство – Пресс, 1998. –с.384

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Театральный калейдоскоп"

С помощью тетрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,краски,звуки.Тетрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольнико...

проект "Театральный калейдоскоп"

В помощь воспитателю ДОУ по проектной деятельности...

ПРОЕКТ «Театральный калейдоскоп» для детей дошкольного возраста

проект для детей дошкольного возраста по театрализованной деятельности...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта...

Педагогический проект "Цветочный калейдоскоп"

Краткосрочный проект во второй младшей группе для формирования первичных представлений у детей о цветах на участке....

Педагогический проект «Литературный калейдоскоп». Тема «Ягоды». Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Педагогический проект «Литературный калейдоскоп». Тема «Ягоды». Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....