Структура психологической готовности к школе
учебно-методический материал на тему

Клепикова Ольга Ивановна

Структура психологической готовности к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_psikhologicheskoy_gotovnosti_k_shkole.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура психологической готовности к школе (6 - 7 лет)

Компоненты

Критерии

Показатели

Интеллектуальная готовность

  1. Наличие системных знаний об окружающем мире.
  2. Владение способами познания:
  • умение слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать, пользоваться знаками, схемами, моделями и т.п.
  1. Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.
  2. Определенный уровень развития познавательных процессов:
  • достаточный уровень развития восприятия (освоение перцептивных действий, сформированность сенсорных эталонов, соотнесение признаков предметов с сенсорными эталонами);
  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация);
  • определенная степень децентрации мышления;
  • высокий уровень развития наглядно-образного мышления;
  • начало становления логического мышления (умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения);
  • сформированность символической функции и воображения;
  1. Развитие связной  речи (монологической, диалогической, фонематический слух).
  2. Обучаемость:
  • усвоение нового правила работы;
  • перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему (обобщение способа действий).

Личностная

готовность

Эмоционально-волевая готовность

  1. Начало формирования произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения).
  2. Произвольность поведения:
  • знание правил и умение регулировать свое поведение с соответствии с ними.
  1. Произвольность в деятельности:

3.1.  Формирования  волевого действия: 

  • умение работать по зрительному образцу и словесной инструкции.

3.2.  Становление саморегуляции в деятельности:

  • самостоятельная постановка цели / принятие и удержание инструкции взрослого;
  • построения плана действий, выполнение его;
  • самоконтроль в процессе планирования деятельности;
  • самоконтроль по ходу работы;
  • преодоление препятствий в процессе достижения цели;
  • адекватная оценка результата деятельности.

4. Начало развития волевых качеств (целеустремленности, организованности, дисциплинированности, выдержки, решительности, настойчивости).

5.  Произвольность эмоциональной регуляции:

  • сдержанность в проявлениях эмоций (умение ограничивать эмоциональные порывы, сдерживать ситуативные эмоции);
  • осознанность в проявлениях эмоций (осмысленные переживания);
  • умение произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
  • становление эмпатии, способности к сопереживанию, эмоциональной децентрации;
  • развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание последствий своего поведения).

Самооценка

Зарождение адекватной самооценки.

Коммуникативная готовность

  1. Произвольное общение ребенка со взрослым:
  • понимание условности учебного общения;
  • умение воспринимать взрослого в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика.
  1. Общение со сверстниками:
  • умение строить деловое сотрудничество со сверстниками (действовать совместно, согласовывать свои действия);
  • начало овладения конструктивными способами выхода из конфликтных ситуаций.

Мотивационная готовность

  1. Познавательная мотивация: познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
  2. Социальная мотивация: потребность в общении со взрослым на новом уровне, предполагающем оценку и одобрение с его стороны, потребность занять новую социальную позицию в обществе людей.
  3. Формирование готовности к принятию «внутренней позиции школьника», которая  представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава (слияния) познавательного и социального мотивов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...