Рабочая программа " Краеведение" для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Пояснительная записка.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_po_sankt_peterburgu.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать  имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.

Смысл краеведческого образования: позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка  к культурным  традициям, развивает эмоционально –ценностные ориентиры через осмысление истории  города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно- скульптурный облик города, его символику, содействует развитию  художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга. Знакомство с Санкт-Петербургом, с его историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется  принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.  

Актуальность данной программы определяется  с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой- необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.

Направленность

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город ,край. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками. Интерес в научном краеведении представляют попытки целостного взгляда на сущность культуры Санкт-Петербурга.

Педагогическая целесообразность

С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт –Петербурга развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через  различные приёмы учить детей эстетически осмысливать образы знакомых силуэтов ,  воспринимать архитектурную среду города. Передавать их в продуктивной деятельности, подчеркивая красоту  нашего города. Общая логика её строится от восприятия архитектурного сооружения в целом-к выделению нём самого красивого и необычного, того, что удивляет и вызывает дальнейшую работу мыслей.

Цель программы: развитие интереса детей к культурному наследию  Санкт Петербурга.

Цель программы реализуется  в процессе решения следующих  задач:

  1. Развивать у детей эмоционально- ценностное отношение к городу.

Развивать способность чувствовать красоту городу и эмоционально откликаться на неё.

Содействовать становления желания принимать участие  в традициях города  и петербургской семье; поддерживать традиции.

Развивать чувство гордости за великие дела петербуржцев, бережное отношение к родному городу.

  1. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт- Петербурга.

Включать детей  в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую  расшифровыванию символов и основных мыслей, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга.

Развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, сравнивать, сопоставлять.

Развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт- Петербурга.

  1. Создавать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт- Петербурга.

Содействовать развитию художественно- творческих способностей  детей в продуктивной деятельности, содержанием которой является представления о Санкт Петербурге.

Сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте.

Познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт- Петербурга, раскрыть единство архитектурного-скульптурного облика города.

 

Формы и методы проведения занятий

лекции;

экскурсии;

интерактивные программы;

занятия — консультации;

фотосессии;

практические работы в библиотеке, краеведческом музее;

домашние семейные творческие работы.

Репродуктивная деятельность.

Чтение и рассказывание сказок, мифов , легенд, направленное на накопление у детей опыта. Заучивание наизусть стихотворений о Санкт- Петербурге и его символах. Рисование узоров и орнаментов по образцу.

Поисковая деятельность.

 Рассказывание детям дидактических сказок и историй по содержанию тематических блоков, их проблемное обсуждение.

Рассматривание репродукций( слайдов) художественных картин, которое готовит ребёнка к освоению образовательного содержания.

Словесные игры, направленные на уточнения представлений детей , активизацию словаря.

Плоскостное и объёмное конструирование.

Сотворчество воспитателя и детей.

Игры фантазирование- коллективное сочинительство.

Сочинение продолжение и завершение сказкам об образах- символах города.

Зарисовки придуманных историй и создании книжки- раскладушки( техника цветной карандаш, цветные ручки, смешанная: карандаши и фломастеры.)

Аппликация с использованием различных техник.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке,

экскурсии, посетить музей;

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у детей проявляется

в словесном выражение собственного впечатления от объект

а (Какой? Какая? Какое?);

в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания

(рисунка, стихотворения, сказки или др.);

в объяснении необходимости бережного отношения к городским

объектам.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста., продолжительность обучающей программы 1 год.

Занятия проходят два раза в неделю, в год 60 академических  часов.

Продолжительность занятия 30 минут.

Форма проведения занятия : групповое.

Занятия проходят во второй половине дня. 

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ.

Учебно – тематический план .

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Сказки и были петропавловской крепости.  Что такое крепость? Тайны имени крепости.

1

1

2

2

О чём рассказывают скульптуры  богини Афины у петропавловских ворот?

1

1

2

3

Тайны царского ботика.

1

1

2

4

Легенды ангела Петропавловского собора.

1

1

2

5

О чём рассказывают фонари  Иоанновского моста?

1

1

2

6

Виртуальное путешествие «полёт над Петропавловской крепостью»

1

1

2

7

Тайны адмиралтейского кораблика.

1

1

2

8

О ком рассказывает кивер Адмиралтейства?

1

1

2

9

Тайны нимф Адмиралтейства

1

1

2

10

Что прославляют  гении Славы Адмиралтейства?

1

1

2

11

Легенды скульптуры Адмиралтейства.

1

1

2

12

Адмиралтейская набережная Легенды львов.

1

1

2

13

Тайны медного всадника. Памятник Петру первому в Санкт-Петербурге.

1

1

2

14

Сказки воробья Адмиралтейства.

1

1

2

15

Миф о грифоне.

1

1

2

16

Миф о Сфинксе.

1

1

2

17

Обитатели морской стихии в Санкт –Петербурге.

1

1

2

18

Сказочные животные.

1

1

2

19

Легенды  Аничкова моста.

1

1

2

20

Стрелка Васильевского острова.

1

1

2

21

Легенды Ростральных колонн.

1

1

2

22

Мифы и легенды двух главных соборов города(Исаакиевский и Казанский).

1

1

2

23

Тайны купола  Исаакиевского собора.

1

1

2

24

Легенды коринфских колонн.

1

1

2

25

Легенды о меандре.

1

1

2

26

Великий полководцы Российской земли.

1

1

2

27

Тайны соборов Санкт-Петербурга.

1

1

2

28

Истории кота Феникса или были и небылицы Зимнего дворца.

1

1

2

29

Легенды атлантов и кариатид.

1

1

2

30

Легенды арки Главного штаба.

1

1

2

Всего часов.

30

30

60

Методическое обеспечение программы.

Специальная, методическая литература (см. список литературы).

Электронные компьютерные презентации для детей.

Репродукция картины   И.И Шишкина.

Фонограмма (колокольного звона, буря, ветер, цокот капыт).

 Взаимодействие с родителями

Работа проводится в течение всего учебного года и включает в себя следующие мероприятия:

Сентябрь: Выступление на общем родительском собрании.

Ежемесячно: выставка работ, выполненных детьми в ходе занятий с отражением цели, задач и приобретаемых навыков и умений.

В течение года: Индивидуальные консультации, беседы.

Апрель: Открытое занятие.

Май: Выступление на родительском собрании по теме: “Подведение итогов и результатов, достигнутых за год”.

Библиография.

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. –М., 2004.

2.Солнцева О.В.Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга// Система дошкольного и начального образования: пути развития: матер. Всерос. науч-практ. конференции.-Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

3.Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. –М.: Сфера, 2002. -28с.

4.Смирнова П.А. Петербургская тетрадь для детей 4-6 лет.

5.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И Воспитание ребенка дошкольника –М., 2004.

6.Маленькие граждане большого города –СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена , 2007.

7.Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников и краеведению и истории России. –М., 2005.

8.Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка. Город-быль. -РГПУ им. А.И.Герцена , 2010.

9.Алифанова Г.С. Петербург ведение для малышей от 3 до 7 лет. –СПб.: Паритет,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )

Содержание      I.Целевой раздел:1.      Пояснительная записка2.      Принципы  и  подходы  к  формирован...

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка. 2. Планирование непосредственно образовательной деятельности  3. Содержательная часть 3.1 Сюжетно-тематическое планирование образовательного про...

рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая прграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей....

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...