Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Колпакова Наталья Сергеевна

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2016-17_kolpakova_ns.docx718.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\Титульный 001.jpg

 

№ п/п

Содержание

Страница

Содержание

2

I.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализуемой программы

3

1.3

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики детей 6-7 лет

5

1.5

Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы детьми 6-7 лет

8

II.

Содержательный раздел:

13

2.1

Содержание образовательной деятельности обязательной  части программы

13

2.2

Содержание образовательной деятельности части программы, формируемой участниками образовательных отношений

15

2.3

Средства, формы, способы и методы реализации образовательной программы

18

2.4

Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик с детьми 6-7 лет

20

2.5

Способы и направления поддержки детской инициативы детей 6-7 лет

30

2.6

План психолого - педагогического взаимодействия  с семьями воспитанников

31

III

Организационный раздел

37

3.1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

37

3.2

Режимы дня детей 7-ми лет (холодный, теплый период)

38

3.3

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

40

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

41

Дополнительный раздел

43

Краткая презентация Программы для родителей (законных представителей)

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа (далее по тексту – Программа) педагогов подготовительной  группы на 2016-2017 учебный год разработана на основе Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» и  в соответствии с:

 «Законом об образовании РФ» от 29.12.2012г  ФЗ-№273;

«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, Регистрационный №30384от 14.11.2013 г Министерства юстиции РФ;

"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13" утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.; Уставом МБДОУ № 22.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ

Цели и задачи программы идентичны целям и задачам Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»  

Цель: основная образовательная деятельность направлена на достижение цели всестороннего воспитания и развития личности ребенка в процессе развития его способностей.

        Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • овладение детьми специфическими средствами специальных видов детской деятельности;
  • становление важнейших личностных характеристик: произвольности, осознанности собственных действий, развитие активной позиции;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальны, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
  1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа оформлена в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

  • соответствие основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • дифференциация и индивидуализация образовательной деятельности;
  • амплификация детского развития (расширение и углубление детского сознания и развития);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

  1. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

В подготовительной группе на первый план выдвигается задача  здоровья  и общего физического развития  и двигательной активности ребенка.

Развитие двигательной сферы – одна из основных  характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года жизни  хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка.  Через движения ребенок способен выражать  также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка.

 Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее  отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация.

В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники  могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

Важный показатель развития ребенка – речевое общение.  К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании.

Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие.

Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей.  Это происходит в различных деятельностях детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности), при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка с взрослыми  и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка. 

Для детей подготовительной группы, как и для детей старшей группы, основными средствами, определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. В подготовительной группе происходит интериоризация действий наглядного моделирования, то есть их перевод во внутренний план. Само освоение действий построения моделей включает в себя два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени форсированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.

В подготовительной группе продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению к действительности, решать многие творческие задачи.

Что касается форм и основных направлений работы с детьми (разделы программы), то они остаются такими же, как и в старшей группе.

К семи годам у детей происходит становление высших психических функций, формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.

1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

Программа направлена на овладение ребенком следующими представлениями,  способами деятельности, специфическими для развития общих способностей действиями и средствами.  

В игре:

- В сюжетно-ролевой игре развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер; с одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия) и через режиссерскую игру, часто проигрывает эпизоды сюжета в чисто речевом повествовательном плане; может быть инициатором игры-фантазирования со сверстником.

- Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры.

- Часто бывает инициатором игры с 3-4 сверстниками, умеет внятно изложить им свой замысел, предложить всем подходящие роли.

- Владеет большим арсеналом игр с правилами разного типа: на удачу, на ловкость, на умственную компетенцию. Легко вербализует критерии выигрыша, в новой игре устанавливает их по аналогии со знакомыми играми. Стремится к выигрышу, но умеет контролировать свои эмоции при выигрыше и проигрыше. Контролирует свои действия и действия партнеров, чувствителен к нарушениям правил, порицает нарушителей, апеллируя к правилам игры, к договору. Легко организует сверстников для игры, инициирует договор о варианте правил перед началом игры. Часто использует разные виды жребия (считалка) при разрешении конфликтов.

В области социально-коммуникативного развития:

 - Принимает и свободно владеет основными нормами и правилами, принятыми в детском саду. Может самостоятельно следить за собственным выполнением правил. Умеет гибко применять правила в различные моменты общения, выражая их в формах, подходящих для ситуации.

- Позитивно настроен на общение с другими людьми. Может свободно обращаться к другим детям и взрослым, если у него есть такая потребность. Умеет говорить о своих чувствах и понимать чувства другого человека.  Стремится к совместному взаимодействию с другими (играм и занятиям), и ради сохранения этого взаимодействия может пойти на компромисс, договариваться, уступать.

- Способен предвидеть возникновение возможных опасных ситуаций знакомых типов:  какая опасность может возникнуть, кому и чем угрожать, по какой причине, как ее предотвратить; знает, что и как предпринять, если опасность все же возникла.  При необходимости может воспользоваться телефоном, вызвать экстренные службы.

- Различает смысловые характеристики труда как общечеловеческой ценности («Без  труда не проживешь»).

- Может самостоятельно ставить цель труда с учетом своих возможностей («Это я умею», «А это я еще не научился делать» и т.п.).

- Знает, как подготовить рабочее место и умеет обращаться с материалами и оборудованием для соответствующей работы (владеет культурой деятельности).

- Может раскрыть последовательность предстоящей работы, т.е. владеет навыками планирования, как в интеллектуальном, так и в практическом плане.

- Ребенок способен дать развернутую оценку проделанной работе и достаточно объективно оценить качество результата.

В области познавательного развития:

- Использует представления о сенсорных эталонах и их разновидностях в различных деятельностях: изобразительной, конструктивной, игровой, может проанализировать предмет сложной формы и воссоздать ее из частей.

- Владеет принципом масштаба при вычерчивании плана для ориентировки в пространстве помещения.

- Использует  систему координат в играх «морской бой»,  шашки и при работе с картой.

- Ориентируется на листе бумаги с помощью пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край, верх, низ),  указаний на точку отсчета (слева от…, вниз от…), сочетание двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и т.д.).

- Умеет представить строительный объект «в уме» с разных пространственных позиций с опорой на  модельные образы предмета и их графическое изображение: способен переводить одни схемы построек в другие (контурные – в  расчлененные; общие схемы предмета – в конкретные модели их конструкций; по модели одной или двух сторон строить конструкцию, затем по ней вычерчивать еще одну модель - с третьей стороны).

 - Умеет самостоятельно разрабатывать собственный замысел конструкции и конструировать по замыслу.

 - Владеет представлениями о закономерностях образования чисел числового ряда:  выполняет различные задания в соответствии с результатом установления в уме отношений межу числами числового ряда от 0 до 10, может  назвать состав любого числа до десяти из двух меньших, владеет представлениями о временах  года,  месяцах, днях недели, последовательностью их  изменения.

- Имеет представления (в том числе в форме заместителей и моделей) о растениях и животных, обитающих в различных природных зонах Земли (Крайнем Севере, тайге,  степи (саванне), пустыне, джунглях), о характерных особенностях природных зон Земли, о взаимосвязи растений и животных  с условиями жизни.

- Самостоятельно экспериментирует с объектами неживой и живой природы,  делает выводы об их свойствах, опираясь на результаты эксперимента.

 - Может произвести классификацию разнородного материала с  выделением понятийных групп, опираясь на существенные признаки выделенных групп. 

В области речевого развития:

- Правильно анализирует 3-5сложные предложения и выполняет его графическую запись в соответствии с правилами написания предложений; строит слово и предложение из букв азбуки и фишек.

- Подбирает слова к  3-5ти звуковым моделям.

- Знает все гласные, правила их написания и правильно употребляет при составлении слов.

- Читает по слогам плавно или слитно.

- Самостоятельно находит и обводит нужную конфигурацию буквы,  находит общий элемент в буквах и обводит его.

- Может найти и обвести  нужную конфигурацию буквы,  сожжет составить  печатные буквы из заданных элементов.

- Планирует игры-драматизации, моделируя игровое пространство для ее проведения, удерживает принятую роль во время разыгрывания сказки.

- Может пересказать литературное произведение с опорой на смысл и логику происходящих в нем событий, выразить свое эмоциональное отношение к литературным героям. 

В области художественно-эстетического развития :

- Создает выразительную многофигурную живописную композицию, прорабатывая художественные образы персонажей с точки зрения выразительности образа, раскрывая отношение ребенка к изображаемой действительности.

- Конструирует плоскостные и объемные художественные композиции и игрушки из бумажных и природных элементов без опоры на графическую схему и с использованием готовых или самостоятельно созданных наглядных планов;

- Конструирует выразительные изображения, передающие характерные движения людей, животных в конкретной ситуации (например, играющих в футбол или выступающих на арене цирка) и особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической системы;

- Владеет разнообразными приемами вырезания из бумаги фигуры определенной формы.

В области физического развития:

-  Владеют культурными нормами (эталонами поведения) и ценностями здорового образа жизни (личная гигиена,  прогулки на свежем воздухе, двигательная активность, режим дня и др.).

- У ребенка  есть интерес и желание заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила поведения, связанные с гигиеной, режимом, закаливанием и др.

- Умеет легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп.

- Умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

- Умеет выполнять упражнения в статическом и динамическом равновесии.

- Умеет сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске.

- Умеет бросать мяч вверх, о  землю и ловить  его двумя руками, одной рукой, с хлопками и другими заданиями; бросать двумя руками набивной мяч (вес – до 1 кг); отбивать мяч  о землю двумя руками, продвигаясь бегом; метать  мячи, мешочки с песком в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой; метать в  вертикальную цель (центр которой на высоте 2 м от земли) правой и левой рукой.

- Умеет ползать по-пластунски; пролезать в обруч сверху, снизу, прямо и боком; лазать по гимнастической стенке чередующимся способом; лазать по гимнастической стенке, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет; лазать  по веревочной лестнице.

- Может прыгать вверх из глубокого приседа; прыгать в длину с места, в высоту (30- 40 см) с прямого разбега; в длину с разбега; прыгать через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

- Умеет быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, по кругу.

- Умеет выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво.

- Участвует  в плясках, хороводах.

- Может самостоятельно скатываться с горки, выполняя повороты при спуске, катать друг друга на санках.

- Может скользить по ледяным дорожкам самостоятельно; скользить с невысокой горки.

- Умеет передвигаться на лыжах  переменным скользящим шагом.

- Умеет кататься на двухколесном велосипеде, самокате.

- Умеет самостоятельно надевать коньки с ботинками, сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду), кататься по прямой, отталкиваясь поочередно.

- Плавает произвольно. 

- Умеет выполнять элементы спортивных игр. 

- Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр.

- Следит за правильной осанкой.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

Направление развития

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

Социально-коммуникативное развитие направлено:

Социально - коммуникативное развитие направлено:

1.1.на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

1.2. развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

1.3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

1.4. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

1.5формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г.

 «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста». Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, 2000

Т.А. Шорыгина пособие «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет, 2014г. «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой практик ориентированный проект» под ред. Н.Н. Леонова. –2013г. И.Ф. Мулько «Социально нравственное воспитание детей» М.2007г Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина». 2005 Г.Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России». 2005 Проект «Герой дней воинской славы» пособие под ред. А.И. Колобанова – Волгоград: «Учитель», 2013г. Т.А. Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. 2014г.

Е.О. Смирнова «Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками» учебное пособие 2014г. Т.А. Шорыгина «Моя семья» методическое пособие. 2012г. Л.М. Щипицына и др. «Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». С-Пб.: «Детство-пресс», 2001. И.Ф. Мулько «Социально нравственное воспитание детей» М.2007г Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя» М.2000. М.А. Панфилова «Иглотерапия общения» Е.Н. Лихачева «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условия ДОУ» методическое пособие. 2013г.

Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» учебно – методический комплекс. 2014г. Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника: программно методическое пособие. М.: Изд. Гуманит 2003. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» пособие для педагогов и родителей. 2014г. Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» пособие, 2014г. Г.Я. Павлова «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности2013г. О.В. Старцев «Школа дорожных наук» пособие. 2012г.

Познавательное развитие предполагает:

Познавательное развитие предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016г.Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

Л. И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в МДОУ» методическое пособие, 2013г. О.М. Масленникова «Экологические проекты в детском саду». –2013г. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», 2013г. Н.Н. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников» пособие для занятий с детьми 4-7лет., 2014г. Е,А, Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет 2012г.

С. А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» М.1998г Н.В. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М.2003. О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» М., 2004г. О.В. Дыбина «Рукотворный мир» М., 2002г. С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» М.2005. Чего на свете не бывает?:

Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет/ Под ред. О.М. Дьяченко. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные возможности малыша» М.2003г. О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает» Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» 1973.

Речевое развитие включает:

Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ;развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров  детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015 г.

Планы конспектов занятий Н. В. Журова «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие», 2000г Г.А. Тумакова «Ознакомление со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада. Н. В. Журова «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие», 2000г Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно»., 2005 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. 2004. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. –2009. Хрестоматия «Художественные произведения для чтения детям» Ч.1,2

Физическое развитие включает:

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному  формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег ,мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

«Росинка» Н.В. Зимонина Модульное программно методическое пособие. М.: Гуманит. Изд. Центр ВАЛДОС, 2003. «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста». Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000

«Росинка» Н.В. Зимонина Модульное программно методическое пособие. М.: Гуманит., 2003 Е.И. Синицина «Умные пальчики». Серия «Через игру – к совершенству». 1999г. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.-, 2000.» Рунова М. А. «Движение день за днем. Двигательная активность- источник здоровья детей. Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей.2007.» М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е издание., испр., 2000г.» Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателя (ФГОС) 200г.

Галанов А. Физическое развитие детей в детском саду 5-7 лет Щербак.  А. Филиппова С. О. «Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.2001.» Ленерт Г. и Лахман И. «Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста.. В. П. Милютина. М., «Физкультура и спорт»,2009.»  переработанное .Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного  возраста: Кн. ля воспитателя дет. сада.  Эксмо 2009.» Аудиокассета Екатерина Железнева «Аэробика для малышей» для детей 2-4 лет Аудиокассета «Ритмическая мозаика 4» Аудиокассета «Ритмическая мозаика 1» Голощекина М. П. «Лыжи в детском саду. Пособие для воспитателя1977» Пустынникова Л. Н. «Коньки в детском саду: Из опыта работы воспитателя дет. сада. 2005.»  переработанное Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия. Издание 2-е, переработанное

Подольская Е. «Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы.» Вторая младшая группа

Подольская Е.2013г.

Художественно-эстетическое направление предполагает:

Художественно-эстетическое направление предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование  сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г.

«Хрестоматия художественных произведений для чтения детям от 5-ти до 7-ми лет» части I,II, II. – М., 2006г


2.2 ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Направление развития

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

Познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательныхдействий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о малой родине: родной город, его достопримечательности.  Расширение представлений детей о столице Красноярского края, знаменитых земляках - писателях, поэтов, художников, спортсменов;  истории рождения родного города; особенностях архитектуры; городе-труженике; подвиге красноярцев в годы Великой отечественной войны;

знакомство с символикой Красноярского края, с малочисленными народами Красноярского края, с их бытом, промыслом.

Знакомство с особенностями и многообразием объектов живой и неживой природы Красноярского края, установление взаимосвязи деятельности человека и природы.

авторская

Шумкина Е. «Сказка о городе К..». Красноярск., 2013г. Елин О.Ю., Баранова О.Ю. «Люби и изучай свой край!: учебное пособие. Красноярск 2011г

«Быт и декоративно-прикладное искусство народностей Красноярского края» Г.В. Раицкая, Г.С. Левченко, М.В. Савченко

Художественно-эстетическое развитие:

развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия

 и понимания произведений словесного искусства, восприятие художественной 

литературы, фольклора; стимулирование  сопереживания

персонажам художественных произведений; 

реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей.

Знакомство с произведениями устного народного творчества коренных

малочисленных народов Севера и народов, проживающих на территории Красноярского края. Знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм: пестушек, закличек, скороговорок, считалок, пословиц  и поговорок. Учить пониманию переносного значения образных выражений в пословицах, поговорках. Формировать умение сопереживать героям художественных произведений. Формировать интерес к фольклорным произведениям малочисленных народов Севера и народов, проживающих на территории  Красноярского края.

Знакомить  с песенным фольклорным творчеством малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: исполнение  шуточных песен о животных, колыбельных;  учить различать звучание  музыкальных народных инструментов: курой, кубыз, варган, бубен; овладение музыкально-ритмическими играми «Льдинки, ветер и мороз»;  «Белый шаман», «Стой, олень!»; знакомить с танцевальным творчеством: выполнять образные танцевальные движения.

авторская

 Легенды и сказания Красноярского края. Красноярск.

Г.Р. Раицкая «Фольклорные страницы народностей Красноярского края», 2007г.

«Сборник песен народов Севера», М. – 2012г

2.3.СРЕДСТВА, ФОРМЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Возраст: 6-7 лет

Формы реализации Программы по средствам организации:

Средства реализации Программы (специфические виды деятельности)

Способы и методы реализации Программы

Непосредственной образовательной деятельности (НОД, проектная деятельность, экспериментально -исследовательская деятельность)

Игровая деятельность (творческие игры, игры с правилами)

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование, исследование, моделирование)

Коммуникативная деятельность;

Трудовая деятельность и самообслуживание (самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе)

Физическая деятельность (гимнастика, игры, спортивные занятия).

Конструирование (художественный труд, конструирование)

Восприятие художественной литературы (чтение-слушанье, обсуждение –рассуждение, рассказывание-пересказывание, разучивание, ситуативный разговор)

Словесный,

наглядный,

практический,

частично-поисковые,

моделирование информационно-рецептивный, репродуктивный,

проблемного изложения

Совместной деятельности (чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, беседы, рассказы; дидактические игры, проектная деятельность экспериментально -исследовательская деятельность, наблюдения, экскурсии, игры драматизации, сюжетно-ролевые игры, праздники, развлечения, трудовые поручения, трудовая деятельность, гимнастика, закаливание, литературные викторины, конкурсы, выставки, экспозиции)

Самостоятельной деятельности (ролевые игры, дидактические игры, упражнения, подвижные игры, игры с правилами, рассматривание иллюстраций, книг, наблюдение, экспериментирование, опыты, конкурсная деятельность самостоятельная лепка, аппликация, рисование, художественный труд)

2.4. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

Под видами образовательной деятельности и культурными практиками понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Культурные практики формируются во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка, и формирования предпосылок к учебной деятельности.

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер: совместная игра; ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта; творческая деятельность; продуктивные виды деятельности; коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; проектная и экспериментально-исследовательская деятельность.

        В нашей группе реализуются следующие виды культурных практик.

Название

Средства  реализации

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

«Азбука дорожного движения»

«Театральный сезон»

«День матери»

«Святки»

«Масленица»

«Помним, гордимся»

«Мы выбираем чистую планету»

2.5. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Направления поддержки детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы

1

Игровая деятельность

- создание специально  оборудованных  и  приспособленных  для  полноценной детской  деятельности центров (познавательный, экологический, центр речевого развития, центр конструктивной деятельности, центр художественно-эстетического развития, театральный уголок, игровой центр, центр экспериментально-исследовательской деятельности, центры активизации двигательной деятельности).

- систематическое пополнение центров различными трансформирующимися и полифункциональными атрибутами для игровой деятельности (совместное изготовление атрибутов с детьми, привлечение родителей).

- вариативность размещения игрового оборудования

- выносной материал для игровой деятельности на прогулке в соответствии с сезоном

2

Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация)

- организация центра художественно-эстетического развития

- обогащение и смена предметного содержания центра (изобразительный материал, оборудование для рисования, лепки, аппликации, образцы различных техник изобразительного творчества, учебно-наглядный материал, дидактические игры, предметы народного промысла и т.д.

- наличие передвижной доски (мольберта) для «уединения» детей.

- оборудованное место для демонстрации детских работ

- наличие выносного материала для изобразительной деятельности на прогулке в соответствии с сезоном

3

Проектная деятельность

- соответствующая  организация предметно-пространственной развивающей среды (в группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для понимания детей; организация экскурсий в библиотеки, музеи или другие учреждения)

- оборудованное место для презентации и демонстрации работ

4

Экспериментально-исследовательская деятельность

-  организация развивающей среды - создание центра экспериментально-исследовательской деятельности (где размещены редкие предметы, экспонаты, природные материалы, приборы для проведения опытов, наглядно-дидактический материал и т.д.)

- возможность организации экспериментальной деятельности не только в помещении группы, но и на улице.

- привлечение родителей для пополнения центра демонстрационным  материалом, материалом для экспериментирования


  1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Основные направления взаимодействия

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Информационное просвещение. Ознакомление родителей с условиями, содержанием образовательной деятельности в группе

тематические папки-передвижки, памятки; «Режим дня», «Наши занятия» «Соблюдайте правила дорожного движения», «Профилактика гриппа», стенд «Вести  группы»

 Оформление электронной презентации «Вести из группы». Памятки «Что должен знать и уметь выпускник детского сада»

Тематические папки-передвижки «Развитие самостоятельности и произвольность у детей», «Причины детской конфликтности». Оформление электронной презентации «Вести из группы»

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Консультация «Безопасность»

Консультация «Закаляйтесь дома», «Формирование произвольности»

Наглядная информация в родительском уголке «Как преодолеть стеснительность ребенка». Встреча с педагогом начальной школы

Развитие общественного управления

Родительское собрание  «Подготовка детей к школе».

Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми и педагогами

Участие в конкурсе – макетов «Правила дорожного движения», создание и представление работ «Безопасный путь в садик»

Вовлечение родителей в подготовку итогового мероприятия месячника «Театральный сезон», участие в проекте «Мои летние достижения», участие в городской акции по сбору макулатуры «Зленый кошелек».

Групповое мероприятие «День Матери».

Участие в групповом семейном турнире настольных игр.

Привлечение родителей пополнению предметно-пространственной среды группы. Групповой конкурс костюмов к театральной постановке «приключения Незнайки»

Изучение эффективности деятельности семьи как института воспитания детей

Анкетирование родителей «Давайте познакомимся», оформление «Социального паспорта семьи»

Анкетирование «Скорая» помощь в воспитании детей», «Эффективные совместные мероприятия»

Анкетирование: «О способах воспитания».

Основные направления взаимодействия

Декабрь

Январь

Февраль

Информационное просвещение. Ознакомление родителей с условиями, содержанием образовательной деятельности в группе

Тематические папки – передвижки «Зима».

Информация о правилах безопасности в новогодние праздники. Оформление электронной презентации «Вести из группы»

Оформление электронной презентации «Вести из группы». «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». Папка - передвижка «Игры для всей семьи».

Оформление электронной презентации «Вести из группы» информация - «Хорошо и плохо: азбука нравственности»

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Консультация «Как подготовить руку к письму» «Формирование произвольности»

Консультация «Формирование у детей полезных привычек». Групповой конкурс снеговиков.

Консультация «Развитие творчества у детей»

Развитие общественного управления

Родительское собрание «Новый год у ворот»

Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми и педагогами

Участие во всемирной акции «Спорт-альтернатива пагубных привычек», семейном творческом конкурсе «Новогоднее ассорти», конкурсе кормушек. Подготовка группового помещения к Новогоднему празднику, новогоднего утренника. Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками. Участие в проекте «От куда появился Новый год».

Групповая экскурсия в краеведческий музей. Групповая экскурсия на фабрику игрушек.

Проект «Гордость нашей семьи», участие в творческом конкурсе «Пожарная безопасность»

Изучение эффективности деятельности семьи как института воспитания детей

Основные направления взаимодействия

Март

Апрель

Май

Информационное просвещение. Ознакомление родителей с условиями, содержанием образовательной деятельности в группе

Оформление электронной презентации «Вести из группы»

Оформление уголка «К нам пришла весна»

 «Роль семьи в физическом воспитании ребенка». «Гимнастика для глаз»

Оформление электронной презентации «Вести из группы»

Оформление электронной презентации «Вести из группы»

Оформление стенда «Что мы узнали и чему научились».

Психолого-педагогическое просвещение родителей

«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». «Компьютер: польза или вред»

Консультация для родителей  «Здоровье и факторы, влияющие на здоровье».

Консультация  «Режим будущего школьника». Консультация «Адаптация детей в школе».

Развитие общественного управления

Родительское собрание «Подготовка к выпускному балу»

Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми и педагогами

«В мире профессий»

Спортивный праздник- «Мама, папа, я –спортивная семья», привлечение к уборке территории. Конкурс поделок «Мусорный ветер». Привлечение родителей к обустройству территории

Участие в акции «Бессмертный полк», «Гордость нашей семьи», «Музыкальная гостиная» групповая игра «Зарница»

Изучение эффективности деятельности семьи как института воспитания детей

Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

               Предметно-пространственная среда в группе организованна в соответствии с  методическими рекомендациями по «Организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования» и  «Принципами организации развивающей предметно-пространственной среды» А.В. Петровского, и с учетом специфики образовательной Программы.

Применение принципа свободного зонирования позволило разбить пространство группы на функциональные зоны, позволяющие обеспечить возможность совместной деятельности детей, двигательной активности, а также  возможности для уединения детей.

В группе оборудованы:

Познавательный центр (материалы для организации самостоятельной исследовательской деятельности; дидактические материалы: кассы букв и цифр; находится материал для развития пространственных (схема группы, план участка группы) и временных представлений (разнообразные модели календарей; часы: песочные, солнечные, электронные, с циферблатом); игровое оборудование- дидактические игры, настольно – печатные игры, счеты, весы, детская познавательная литература и т.д.

Экологический центр (находятся   разнообразные комнатные растения; предметы ухода за комнатными растениями; материалы и приборы для обеспечения развития элементарных естественно – научных представлений и навыков экспериментально исследовательской деятельности (календари природы, лупы, ящики для посадок, разные емкости, сачки, весы, мерные стаканы). Для развития познавательной деятельности собраны различные коллекции (камней, ракушек, семян и т.д.); наглядные пособия (альбомы, энциклопедии, художественная и познавательная литература, дидактические игры, муляжи и т.д.)

Центр речевого развития(«Библиотека», оснащенная детской художественной, познавательной литературой, книгами для самостоятельного рассматривания, портретами детских писателей, иллюстрациями к художественным произведениям).

Центры конструктивной деятельности (напольные, настольные конструктора разного вида (деревянный, пластмассовый). Имеются различные материалы для обыгрывания (природный, бросовый, мелкие игрушки и т.п.).

Центры художественно-эстетического развития. (детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, колокольчики и др.; имеется музыкальный центр, аудиозаписи детских песен, сказок ).  

Театральный уголок(оснащен  различными  видами  настольного кукольного, варежкового, пальчикового театра; имеется уголок ряженья, ширма для показа кукольных театров, ростовые куклы.

Центр «Творческая мастерская» (находятся необходимые материалы для самостоятельного рисования, лепки, аппликации, конструирования из природного материала).

Игровой центр (полифункциональный игровой материал - переносные ширмы, легкая передвижная детская мебель, предметы -  заместители.

Игровая деятельность – главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста.

Для полноценной реализации ролевых игр в группе имеются ролевые атрибуты, облегчающие принятие ролевой позиции в игре. Большое внимание уделяется наличию и разнообразию  атрибутики для мальчиков (фуражки, пилотки, галстуки, каски и т.д.). С целью половой идентификации оборудованы автомастерская, пожарная часть, военная база.

Оснащение игровых центров обеспечивается в соответствии с полоролевыми и возрастными особенностями детей. Наличие в центрах ширм, выдвижных и раздвижных столов, веревок, отрезов разной ткани, позволяет детям самостоятельно преобразовывать групповое пространство в соответствии с игровым замыслом. В групповом помещении имеются атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Торговый центр», «Кафе», «Школа светофорных наук», «Наша армия», «Военная база», «Центр подготовки МЧС», «Салон красоты» и др. Разнообразные элементы костюмов для режиссерских игр, игр – драматизаций. Имеются различные тематические настольно – печатные игры.

В группе оборудован центр активизации двигательной деятельности. Оборудование центра  стимулирует и развивает различные виды движения (лазанье, бег, прыжки), совершенствует навыки, полученные на физкультурных занятиях Спортивное оборудование подобранно с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.

Оснащение   предметно-пространственной   среды группы позволяет  активизировать самостоятельную, познавательно-исследовательскую  деятельность,  создает условия для саморазвития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )

Содержание      I.Целевой раздел:1.      Пояснительная записка2.      Принципы  и  подходы  к  формирован...

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка. 2. Планирование непосредственно образовательной деятельности  3. Содержательная часть 3.1 Сюжетно-тематическое планирование образовательного про...

рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая прграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей....

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей,   движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками ко...

Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.

Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с во...