Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.
статья (младшая группа) на тему

Всвязи с изменением характера и содержания педагогического  взаимодействия с ребёнком, которые предполагает стандарт, перед коллективами ДОУ встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, что бы выполнит основную мисию ФГОС- развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить  ребёнка чтению и письму.Одной из таких технологий является метод проектной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Яндыки»

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Воспитатель: Ушакова В.П.

2014

Проектная деятельность   как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

«Приоритетная  задача : Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни.»

Асмолов А.Г.

           Выступая на Всероссийском съезде работников дошкольного образования, Александр Григорьевич Асмолов  - директор Федерального института развития образования -  акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующее: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Эти слова я и взяла в качестве эпиграфа  к своему выступлению , потому что с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, но  остаётся в отличие от общего образования необязательным, а с другой стороны возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, появилась  новая модель выпускника детского сада. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста, но при этом дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

            На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

           В связи с этим у коллективов ДОУ встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, что бы  выполнить  основную миссию ФГОС - развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму , что бы после дошкольной жизни  появлялось желание учиться.

         И вот одной из таких педагогических  технологий, и даже направлением в инновационной деятельности, которые позволяют развивать познавательные навыки  детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое  и творческое  мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Педагогическая технология позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Другими словами, метод проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Причём, если рассматривать  подробнее документ ФГОС , то будет очевиден тот факт, некоторые пункты  образовательных стандартов можно реализовать посредством проектной деятельности:

Часть 1  Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

1.4 принципы дошкольного образования:

3.  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.сотрудничество Организации с семьёй;

7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Часть 3. Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

2.способствует профессиональному развитию педагогических работников;

3.создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

           В нашем детском саду уже несколько лет ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:

          «Здоровье ребенка в наших руках» для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Проект был групповой, информационно-практико-ориентированный, среднесрочный, интегративный.

          «Покормите птиц зимой» для детей среднего дошкольного возраста, родителей. Проект групповой, практико-ориентированный, краткосрочный. Продукт проекта: развлечение «Крылатый театр» кормушки для зимующих птиц, конкурс кормушек.

          «В гостях у сказки» Проект фронтальный, творческий, долгосрочный, интегративный. Результат проекта: открытые занятия, конкурс книжных уголков, оформление кукольного театра, конкурс театрализованных представлений, праздник «Волшебный мир театра», выставка рисунков, конкурс для родителей «Книги своими руками», смотр-конкурс чтецов.

         

          «Рыбье царство реки Волги» для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Проект групповой ,информационно-практико-ориентированный, краткосрочный. Продукт проекта: Развлечение в форме игры-путешествия с викториной «Рыбу в Волге изучай, на вопросы отвечай!»

На этом  проекте хотелось остановиться поподробнее, потому что можно сделать вывод,  что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями, через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

            Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

          Но, что хочется добавить, что на  практике  как я уже смогла убедиться, возникает противоречие: между необходимостью включения метода проекта в деятельность детей младшего дошкольного возраста и отсутствием  методик, методических рекомендаций, описанного опыта работы с детьми младшего возраста.  Анализ педагогической литературы показал, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста.

А ведь младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь».  Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

            Поэтому, при решении проблем,  как организовать, спланировать и реализовать проектную деятельность  для детей младшего дошкольного возраста так, чтобы она была интересна, доступна и мотивированна для них, а продукт проекта востребован ими, в первую очередь, я проанализировала задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

-Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

И  мной были реализованы проекты

«Кто растёт на тонкой ножке, возле узенькой дорожки»» для детей младшего дошкольного возраста, родителей. Проект групповой, творческий краткосрочный, интегративный. Продукт проекта: выставка детских рисунков, развлечение  «На цветочной полянке».

«В гостях у чистюли».  Проект групповой, творческий краткосрочный, интегративный.

Совместная деятельность:  «Моем руки чисто, чисто»,  «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»;

-  П/и на развитие двигательной активности.

- Элементарные опыты: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», «Прозрачная вода», «Свойства воды», «Мыльная вода», «Вода бывает холодная, тёплая, горячая», «Растворялка».        

«Путешествие к лесным животным». Проект групповой, творческий краткосрочный, интегративный. Продукт проекта: Выставка рисунков «Следы невиданных зверей»,развлечение «Весёлое путешествие»

Так как темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребёнка

          «Путешествие песчаной бури». Проект групповой, творческий краткосрочный, интегративный. Продукт проекта: альбом рисунков «Цветной песок», развлечение «Ножки, ножки, бежали по дорожке.»

         Таким образом,  проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как  он  как никакой  другой  поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и ,конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Проектная деятельность, как средство реализации    ФГОС в     дошкольном образовании....

Тема: «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в ДОУ»

Проект  по  экологическому воспитанию в первой младшей группе  «Чиполлино»...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным...

Презентация "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ДО"

Презентация  "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ДО"...

«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ДО»

laquo;Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ДО»...

Консультация "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ"

Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как сре...