Авторская рабочая программа познавательного развития дошкольников в процессе музыкальной деятельности на музыкальных занятиях "Познаю мир музыки"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Евлампьева Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznayu_mir_muzyki.doc92.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Программа  познавательного  развития  дошкольников                                                                                                  

                            в  процессе   музыкальной   деятельности

                                        на  музыкальном    занятии.

                                         Пояснительная  записка.

Направленность: художественная.

Актуальность программы.      

  В  научной  практике  давно  известны  факты  ранних   музыкальных  проявлений  детей,  что  позволило  еще  в  70-е  годы  ХХ  века  ставить  вопрос  о  новом  виде  музыкальной деятельности  дошкольников -  музыкально-познавательной  с  элементами  музыкальной  грамоты. Этот  вопрос  решался  по-разному  в  многочисленных  методических  системах,  и  важность  его  для  активизации  музыкального  воспитания  и  развития  дошкольников  актуальна  до  настоящего  времени. Почти  каждая  программа  музыкального  воспитания  и  развития  ребенка  включает  блок  знаний  о  музыке  и  способах  деятельности.  Н.А.Ветлугина  называет  эту  деятельность  музыкально-познавательной,  Е.А.Дубровская  и  О.П.Радынова – музыкально-образовательной,  К.В. Тарасова – деятельностью  по  усвоению  теоретических  сведений  о музыке,  Л.В. Школяр -  единой  художественной  и  учебной  деятельностью.

Актуальность разработки  программы  познавательного  развития  дошкольников  в  процессе  музыкальной деятельности  обусловлена  тем,  что  проблемы,  связанные  с  отсутствием  активизации познавательных  процессов  зачастую  являются  помехой  в  музыкальном  развитии  творческой  личности ребенка-дошкольника.

     Теоретические   положения  А.В.Запорожца  о  самоценности  дошкольного  периода  в  жизни  ребенка,  обогащении  его  развития  различными  формами  и  способами  деятельности;  теория  Л.А.Венгера  о  развитии  художественных  и  умственных  способностей, об умении  ребенка  самостоятельно  анализировать;  исследования  А.С. Выготского  по  взаимодействию  ребенка  со  взрослыми  при  вхождении  в  человеческую  культуру;  теоретические  разработки  Н.А.Ветлугиной  о  донотном  периоде  обучения  дошкольников  нотной  грамоте  в  различных  видах  музыкальной  практики  подтверждают  необходимость  развития  познавательных  и  интеллектуальных  способностей  в  дошкольный  период  детства.

    Музыкальное  воспитание, обучение  и развитие тесно  взаимосвязаны.  В  занятиях  с  детьми  дошкольного  возраста  особую  роль  играет  воспитание  эмоциональной  отзывчивости  на  музыку, обогащение  чувств  путем  приобщения  к  миру  музыкальных  образов,  отражающих  мир  природы  и  человека.  Такое  воспитание  возможно  лишь  при  активизации  познавательных  процессов:  восприятия,  мышления,  воображения,  внимания,  памяти   при  получении  конкретных  знаний,  умений  и  навыков  в  музыкальной  деятельности.

Новизна  программы.

 В  настоящее  время  в  профессиональном  багаже   музыкальных  руководителей,  в  его практическом применении,  не  наблюдается  единой системы,  обеспечивающей  развитие на музыкальном занятии познавательных  интересов,  потребностей и способностей  детей.

В  связи  с  этим  возникла  необходимость  совершенствования  работы музыкального руководителя  по  музыкальному  образованию   детей-дошкольников  с  учетом  задач  познавательного  и  интеллектуального  развития,  которые  предполагают разработку  нового содержания,  подбор  новых  методов  и  форм  работы  с  детьми,  создание  музыкальной познавательной развивающей  среды.

  Для  решения  проблемы  активизации  познавательных  процессов  в  музыкальном  образовании  в  МДОУ  д /с № 6  была  разработана  программа  познавательного  развития   детей  в  процессе  музыкальной  деятельности на музыкальном занятии.  Программа  задумана  как  познавательная:

--  дающая  углубленные  знания  по  музыке;

---развивающая  познавательные  и  интеллектуальные  музыкальные  способности;

---  ориентирующая   на  мотивацию  познавательной  деятельности  детей  и  расширение  их  кругозора  в  процессе  музыкальной  деятельности.

Цель программы:

 развитие познавательных интересов, способностей и потребностей ребенка-дошкольника в ходе организации музыкальной деятельности. Программа  сохраняет  основной  стержень  музыкального  образования -  охватывает   все  виды  музыкальной  деятельности. Цель  программы  достигается  через  стремление  систематизировать  и  углубить  знания,  привить умения  и  навыки  по  познавательному  и  интеллектуальному   музыкальному   развитию,  не  вводя  дополнительной  нагрузки  в  виде  дополнительных  музыкальных  занятий.

Задачи программы.

Образовательные: 

--  расширять  кругозор  детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о мире музыки, способствуя  удовлетворению познавательных потребностей детей в процессе занятий музыкальной деятельностью;

---  учить детей понимать специфику  языка  музыки,  ее  выразительные  и  изобразительные  возможности;

Развивающие: 

--  развивать  эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, способность переживать музыку;

---  развивать  познавательные  и  интеллектуальные  музыкальные  способности  детей в  процессе  совместной  со  взрослыми  музыкальной  деятельности.

Воспитательные:

 --  вызывать  у  детей  интерес  к  миру музыки, поддерживая  детскую любознательность и активность;

--  формировать опыт нравственного поведения в музыкальной деятельности, воспитывать культуру общения;

Отличительные особенности  программы.

В  основу  программы  положены  задачи  основной  комплексной  программы  «Радуга» - задачи  работы  с  детьми  по  познавательному  и  интеллектуальному  развитию,  по  которой  работает  детский  сад,  адаптированные  к  разделу  «Музыкальное  образование  дошкольников».  Программа  «Радуга»  имеет  свою  специфику,  ориентирующую  педагогов  на  становление  деятельности,  сознания  и  личности  ребенка,   но  не  имеет  раздела  «Музыкальное  образование»,  поэтому  практика  показала  необходимость  объединения   задач  основной программы,  задач  по  познавательному  музыкальному  развитию  и  содержания  музыкального  образования.

   В программе «Познаю мир музыки» введены разделы  познавательной направленности: музыкально-речевой этикет, введение в мир музыки, звуковое экспериментирование,  музыкально-дидактические игры, музыкально-познавательные занятия  и т.д. В соответствии с этим, музыкальное развитие детей обогащается новым содержанием: знакомство с правилами поведения на концерте, на сцене, в театре, беседы о музыке, проведение опытов со звучащими предметами, изучение нотной грамоты с помощью ручных знаков, сочинение сказок о музыке, изготовление самодельных шумовых инструментов и т.д.

Следующая отличительная  черта  программы – учет психолого-педагогических особенностей  дошкольников с разным типом познавательной активности. В программе предлагаются  обучающие технологии, направленные на успешность  усвоения  музыкальных знаний  детьми всей группы. К  традиционным  методам и приемам  добавляется  практическое  обучение навыкам,  способам, активизирующим познавательные  процессы.  Прием  «музыкальный  карандаш»,  прием  «перевоплощения  в  звуки,  в  исполнителя,  композитора»,  прием  «ритмические  модели»-  это  новые  познавательные  способы  деятельности на музыкальном  занятии.  Большое внимание уделяется в программе эмоциональной подготовке  детей к занятию – мотивации, заинтересованности детей чем-либо в начале занятия. Создание условий  для познавательной музыкальной деятельности, формирование музыкально-познавательной среды  для  каждого  возраста  детей,   -  еще одна из особенностей программы.  

Структура  программы  «Познаю  мир  музыки»  так  же  имеет  свои  отличия:  каждый  раздел  программы  в  своем  названии  отражает  возрастную  степень  познания  детьми  музыкального  мира,  представлен  задачами  познавательного  развития,  имеет  характеристику  познавательных  возрастных  возможностей  детей.  

  Программа  состоит  из  пяти  разделов,  соответствующих  возрасту  детей: Первый  год  обучения – раздел «Открываю  мир  музыки» -  дети  3х лет,  первая  младшая  группа.

Второй  год  обучения  - раздел  «Слушая,  играя,  познаю  мир  музыки» - дети 4х лет,  вторая  младшая  группа.

Третий  год  обучения – раздел  «Запоминаю,  играя,  и  познаю  мир  музыки» - дети 5 лет,  средняя  группа.

Четвертый год  обучения – раздел  «Знаю  и  играю  в  мире  музыки» - дети  6 лет,  старшая  группа.

Пятый  год  обучения – раздел  «Расскажу,  научу  и  объясню  мир  музыки» - дети  7 лет,  подготовительная  к  школе  группа.

Возраст  детей,  участвующих в реализации  программы.

 В реализации  программы  «Познаю  мир  музыки»  участвуют  дети,  начиная  с  младшего  дошкольного  возраста – от 3х  до  7 лет.

Сроки  реализации  программы.

Продолжительность  образовательного  процесса – пять  лет.

  1 этап: первый год обучения – вхождение ребенка  в  мир  музыки,  его  открытие.

 2 этап: второй  год  обучения – через беседы, рассказы  взрослых начинается  познание  мира  музыки.

3 этап:  третий  год обучения – дети  получают  ответы  на  вопрос « Что  такое  мир  музыки?».

 4 этап: четвертый  год обучения – дети  играют  в  мир  музыки.

5 этап: пятый год  обучения -  дети  способны  объяснить  мир  музыки.

Формы  и  режим  занятий.

Программа  предлагает  использование   игровых форм  музыкально-познавательной  деятельности на музыкальном  занятии:  музыкально-дидактическая  игра,  экспериментирование, опыты  со  звуками,  музыкально-познавательные  занятия,  интегрированные  и  комплексные занятия,  познавательные  викторины,  музыкальный КВН,  занятия-экскурсии,  встречи  с  интересными  людьми,  беседы-рассуждения,   познавательная  игротека, музыкальная  гостиная.  Формы организации занятий: групповая, подгрупповая,  индивидуальная.

Музыкальные  занятия  проводятся  два  раза  в  неделю,  продолжительностью  один  академический  час. Продолжительность академического часа зависит от возраста детей. 1 год обучения – 1 академический час – 10- мин. 2 год обучения – 1 академический час – 15 мин. 3 год обучения – 1 академический час – 20 мин. 4 год обучения -1 академический час – 25 мин. 5 год обучения – 1 академический  час- 30 мин.

Ожидаемые  результаты.

В  результате  освоения  программы  1 года обучения  дети  должны овладеть  определенными  умениями.

Уметь:

- здороваться  песенкой-приветствием, повторяя за педагогом;

-  вслушиваться, слушать  музыку,  подпевать  знакомые  песни;

- различать  звучание  музыкальных  инструментов  (колокольчика, бубна, треугольника и т.д.);

-  повторять  за  взрослым  отдельные  слова  по  определению  характера  музыки  по  «Словарю  эмоций»;

-петь  звукоподражания  голосам животных,  играть  в  хороводные,  дидактические,  подвижные  музыкальные  игры  с  текстами;

- исследовать  стучащие,  шуршащие  самодельные  игрушки;

- реагировать  движением  на  музыку  марша  и  бега;

- эмоционально  отзываться  на  музыку  веселого характера  и  выражать  свое  отношение  к  ней  мимикой,  жестами,  словами;

- свободно,  выразительно  двигаться  под  разнообразную  музыку.

В  конце  2 года  освоения  программы  «Познаю  мир  музыки»,  дети  должны  овладеть  следующими  знаниями  и  умениями.

Знать:

- различные  музыкальные  инструменты,  виды  музыкальной  деятельности;

-  что  делает музыкант-взрослый  и  с  какой  целью;

-  жанры  музыки ( марш,  песня,  пляска), слова, определяющие характер  музыки (веселый, грустный),  темп  музыки ( быстрый, медленный),  динамику  музыки  ( громко,  тихо);

-  знать  правила этикета,  для  чего  нужны  нотные  сборники;

-  знать  ноты  1-3 ступени  и  ручные  знаки,  их  обозначающие.

Уметь:

-  самостоятельно петь песенки-приветствия;

-  понимать  поставленную  цель – я  хочу  петь  и  пою;

- пользоваться  в  самостоятельной  деятельности  плоскостными  музыкальными  инструментами,  шумовыми  коробочками;

- понимать  слова- обобщения: характер  музыки,  темп  музыки, сила  звука  и т.д.

- понимать  слова,  обозначающие  действия  людей: поют,  танцуют,  играют,  слушают  музыку;

-  петь  и  понимать  содержание  знакомых  песен,  выполнять  упражнения  на  артикуляцию  и  дыхание;

- задавать  вопросы  взрослым  и  отвечать  на  «вопросы-вилки»;

- участвовать  в  инсценировке  песен,  народных  сказок;

-  аккуратно  обращаться  с  песенными  альбомами,  музыкально-дидактическими  играми,  пособиями;

- отгадывать  загадки,  понимать  слова-антонимы;

- исследовать  звук  шумящих,  шуршащих,  гремящих  самодельных  инструментов;

- петь за взрослым  и  показывать  рукой  ноты  1-3  ступени.

В  конце  3  года  обучения  дети  должны  освоить  знания  и  умения  по  музыкально-познавательной  деятельности.

Знать:

 -правила этикета – музыкальное  приветствие,  поведение  на  концерте, празднике;

- ноты 1-5 ступени  и  ручные  знаки,  их  изображающие;

- слова,  определяющие характер  музыки (веселая, грустная, спокойная),  жанры  музыки ( марш,  песня-колыбельная,  танец), темп музыки (быстро,  медленно,  умеренно  быстро),  динамику  музыки (громко,  тихо,  умеренно  громко);

-  тембр  детских  музыкальных  инструментов,  их  назначение,  функции,  хранение.

Уметь:

 - слушать  сказки,  рассказываемые  педагогом;

- вслушиваться  в  звучание  музыки,  выделять  свойства  звуков;

- запоминать  движения  танца,  куплеты  песни,  моделировать  их  с  помощью  картинок;

- запоминать  правила  музыкальной  игры,  придумывать  свои  движения  под  музыку, окончание  песен  в  песенном  творчестве;

- показывать  рукой  ноты  1-5 ступени  в  поступенном  движении  вверх  и  вниз,  а  так  же  используя  музыкальную  лесенку,  металлофон;

- определять  характер  музыки,  понимать  понятия  мелодия,  лад,  интонация,  определять  темп  музыки,  силу  звучания,  высоту  звуков;

- отвечать  на  вопросы  разной  трудности  и  самим  задавать  их;

- рассматривать  альбомы  по  музыкальным  профессиям,  с  музыкальными  инструментами,  песенники;

- ориентироваться  в  пространстве  музыкального  зала, выполнять  различные  перестроения,  начинать  движение  с  правой  ноги,  кружиться  в  правую  сторону,  правильно  поставить  руки,  ноги в танце;

-  сочинить  свою  песню,  танец,  марш;

- играть  на  металлофоне  приемом  «глиссандо»  и  на  одном  звуке;

- отгадывать  загадки,  рассказывать стихи,  эмоционально  высказываться  о  музыке;

- слушать  музыку,  звуки природы  и  окружающего  мира.

В  конце  4  года  обучения  дети  должны  овладеть  следующими  знаниями  и  умениями.

Знать:

- слова вежливого общения, несколько  песенок-приветствий и прощаний;

- правила  музыкально-дидактических  игр;   строение  песни (запев,  припев),    пьесы (двухчастная,  одночастная);

- где  учат  детей  музыке,  где  можно  послушать  музыку;  правила  этикета:  поведение  во  время  слушания  музыки,  выступления  на  сцене,  во  время  утренников;

- ноты  1-7 ступени  и  ручные  знаки,  их  обозначающие, размещение  нот    на  металлофоне, на музыкальном конструкторе;

-слова,  обозначающие  характер  музыки  по  «Словарю  эмоций»,  музыкальные  ключи, нотный  стан;

- специальности  музыкантов,  музыкальные  инструменты  русского  народного  оркестра;

- стихи  и  загадки  о музыке  и  музыкальных  инструментах;

- некоторые занимательные  факты  из  жизни  композиторов.

Уметь:

 - слушать  рассказ  педагога;

- вслушиваться  в  звучание  музыки,  выделять  свойства  звуков;

- сопоставлять  два  контрастных  музыкальных произведения;

- находить  сходство  настроений  в  музыке,  стихах,  живописи;

- играть  в  музыкально-дидактические  игры (настольные),  музыкальные  подвижные  игры  с  правилами,  хороводные  народные  игры;

- выполнять  задания  с  карточками  моделирования  во  всех  видах  музыкальной  деятельности;

- воспроизводить  образец  показа  в  пении,  в  игре  на  музыкальных  инструментах,  в  музыкально-ритмических  движениях;

- исполнять  музыкальные  номера  по  одному,  самостоятельно  выполнять  задания,  пользуясь  наглядным  материалом;

- играть  на  металлофоне  песенки  из  двух  звуков,  гамму,  прием  «глиссандо», играть музыкальным конструктором;

- задавать  вопросы  познавательного  характера, общаться  со  взрослыми  в  формальной  ситуации  и  в  позиции  «учитель-ученик»;

-  определять  настроение  музыкального  произведения;

- загадывать  загадки  о  музыке,  рассказывать  стихи о  музыкальных  инструментах,  нотной  грамоте;

- сочинять  сказки, приключения  с  героями по музыкальной  тематике;

- называть  специальности  музыкантов  и  изображать  их  в  пантомиме;

- делать  самодельные  инструменты  и  проводить самостоятельные эксперименты  со  звуком.

В  конце  5  года  обучения  дети  должны  овладеть  следующими  знаниями  и  умениями.

Знать:

- правила культурного поведения на музыкальных мероприятиях;

- названия  нот с  1-8 и  ручные  знаки, их  изображающие;

- правила  настольных музыкально-дидактических  игр,  игр  ТРИЗ;

- форму  музыкальных  произведений:  песни – куплетная,  пьесы – двухчастная,  рондо.

- загадки,  стихи  о  музыке,  занимательные  факты из  биографии  композиторов;

- звучание  инструментов  симфонического  оркестра,  их  форму,  способы игры  на  них;

- знать  слова,  определяющие  характер  музыки  из  «Словаря эмоций»;

- размещение  нот  на  нотном  стане и на металлофоне;

- знать, как  изготовить  самодельные  шумовые  инструменты;

-  что  такое  нота,  темп,  тембр,  динамика и т.д.

Уметь:

 - слушать  рассказ педагога,  включаться  в  диалог,  беседу;

- вслушиваться  в  звучание  музыки,  выделять  свойства  звуков;

- сопоставлять  близкие  по  характеру  музыкальные  произведения;

- распределять  по  группам  инструменты  симфонического  оркестра»

- находить  сходные  по  настроению музыкальное  произведение,  стихи,  произведение  живописи;

-выполнять  задания  на  музыкальном  фланелеграфе  с  изображением  нотного  стана  и  нот;

- играть  в  музыкально-дидактические  игры  с  правилами,  игры  ТРИЗ;

- выполнять  задания  с  карточками  моделирования  и  придумывать  свои  схематические  изображения;

-  точно  воспроизвести  образец  задания;

- выступать  на  концерте  для  младших  детей  и  родителей;

- разгадывать  загадки  и загадывать  самим;

- показывать  ручные  знаки  и  играть  на  металлофоне  гамму, маленькие песенки;

- проводить  эксперименты  со  звуками  самодельных  инструментов;

- изготавливать  самодельные  музыкальные  инструменты;

- задавать  вопросы  познавательного  характера,  общаться  со  взрослым  в  формальной  ситуации  и  в  позиции  «учитель-ученик»;

-  определять  настроение  музыкального  произведения,  различать  средства  музыкальной  выразительности;

- пересказывать сказки  о  музыке,  сочинять  свои  музыкальные  сказки.

    Способы  проверки  ожидаемых  результатов.

    Главным  экспертом  в  оценке  музыкально-познавательного  развития  детей  выступает  музыкальный  руководитель,  который  с  помощью  метода  наблюдения  и  метода  включения  детей  в  музыкальную познавательную  деятельность  определяет  степень  заинтересованности,  увлеченности,  обученности  дошкольников. Диагностика  результатов  развития  музыкальных  познавательных  способностей  проводится  педагогом  регулярно, начиная  с третьего года  обучения (средний  возраст  детей -5 лет),  два  раза  в  год – начало учебного  года (август, сентябрь)  и  конец  учебного  года (апрель, май). Диагностические  срезы,  проводимые  в  течение  учебного  года,  помогают  скорректировать  работу  педагога. Результаты  индивидуальной  диагностики помогают  выявить  уровень  развития  творческих  способностей,  музыкальной  памяти,  музыкального  мышления,  личностный  рост  дошкольников.  Одной  из  «экспертных  оценок»  является  выступление  детей  на  концертах  для  младших  воспитанников  и  для  родителей.  

Формы  подведения  итогов реализации программы.

  В  младшем  дошкольном  возрасте (первый,  второй  год  обучения)  формой подведения итогов являются  календарные  праздники – осенний,  зимний,  весенний. Критерии оценки качества знаний и умений – желание детей участвовать в празднике,  получение удовольствия от общения с музыкой.

 Итоговые  мероприятия  3 года  обучения: Осенний  праздник,  Новогодний  праздник,  концерт  для  мам  и  бабушек,  праздник  музыки  «Бал  в  Музыкальном  Королевстве». Критерии оценки качества знаний и умений -  самостоятельность и выразительность исполнения музыкальных номеров, воспитанность детей, уровень познавательной  и творческой активности.

Итоговые  мероприятия  старшего  дошкольного  возраста (четвертый,  пятый  год  обучения): концерт  «Дети  для  детей»,  концерт  «Дети  для  родителей»,  музыкальный  КВН,  конкурс  «Знатоки  музыки». Критерии  оценки качества знаний и умений – эмоциональная отзывчивость на знакомую и незнакомую музыку, уровень воспитанности детей  в различных ситуациях,  самостоятельность в  выборе  видов музыкальной деятельности, уверенность в  своих знаниях, желание узнать еще больше о музыке, наличие познавательного опыта.

Материально-техническое обеспечение программы.

    Музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале, оборудованном техническими средствами:  магнитофон, музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD – плейер. Предметно - познавательная среда  музыкальных уголков  в группах детского сада  включает:  познавательные музыкально-дидактические  пособия  для развития музыкальных познавательных способностей, портреты композиторов, фонотеку, плоскостные музыкальные инструменты, плоскостную клавиатуру из картона, музыкальные игрушки, музыкальный театр, карточки моделирования, познавательные альбомы, лесенки с изображением ручных знаков, музыкальный конструктор, детские музыкальные инструменты, самодельные  шумовые инструменты, материал для изготовления самодельных инструментов. На комплексных и интегрированных занятиях используются фланелеграф, мольберт, акварельные краски, иллюстрации картин художников.

 

                                        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное  развитие  ребенка.- М., 1968.
  2. Восприятие  музыки: Сб. статей / Под ред. В. Максимова. – М.,1980.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1976.

      4.   Готсдинер А. Л. Музыкальная  психология. – М., 1993.

  1. Громова Е.А. Эмоциональная  память  и  ее механизмы. – М., 1980.
  2. Гризик Т. Познаю  мир. - М., 2004.
  3. Запорожец А.В. Некоторые  психологические  вопросы  развития  музыкального  слуха  у  детей  дошкольного  возраста. /Под ред. В.Н.Шацкой. – М., 1963.
  4. Петрушин В.И. Моделирование  эмоций  средствами  музыки //  Вопросы  психологии. – 1998. - №5.
  5. Радынова О.П. Музыкальное  развитие  детей. – М., 1997.
  6.  Тарасова К.В. Онтогенез  музыкальных  способностей . – М., 1988.
  7.  Школяр П.В., Красильникова М.С. и др. Теория и методика  музыкального  образования  детей. – М.,1999.

ПРОГРАММЫ.

  1. Доронова Т.Н. и др. Радуга: Программа  воспитания,  образования и развития детей дошкольного  возраста в условиях  детского сада. – М., 2004.
  2. Дубровская Е.А. Раз ступенька,  два  ступенька – будет…песенка. – М., 1999.
  3. Девятова Т.Н. Звук – волшебник: Образовательная  программа  по  воспитанию  детей  старшего  дошкольного  возраста. – М., 2006.
  4. Костина Э.П. Камертон: Азбука  музыкального  образования  детей  дошкольного  возраста. – Н.Н., 2001.
  5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

 Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОСЖивость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являетс...

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности».

Представляю вашему вниманию опыт работы «Развитие познавательной  активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»....

Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской деятельности

Дошкольный возраст- это возраст становления и развития познавательных способностей ребенка. В статье  перечислены задачи познавательного развития. Раскрыты такие понятия как: познавательная актив...

Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"

Проблемы экологии  побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период  в жизни  ребёнка характеризуется особым, ...