Главные вкладки

    Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
    методическая разработка на тему

    Улитина Людмила Николаевна

    Формирование основ безопасного поведения у дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitanie_bezopasnogo_povedeniya_ulitina.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    начальная школа - детский сад «Росток»  городского округа Самара

    Россия, 443048, г. Самара, ул. Батайская, д.17

    Тел.:(846) 973 82 24, факс (846) 973 95 69   e-mal: rostokglinka@mail.ru

    Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Выполнила Улитина Л. Н.

     воспитатель МБОУ «Росток»

    г.о. Самара


    Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

            Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Улитина Людмила Николаевна, воспитатель МБОУ «Росток» г.о. Самара.

             В детском саду я работаю 30 лет. В работе я стараюсь использовать разнообразные эффективные методы и приемы воспитания и обучения дошкольников по различным направлениям детской деятельности.

    Одним из приоритетных направлений своей педагогической деятельности я выбрала организацию работы по воспитанию безопасного поведения детей в социуме,   быту и природе.

    О безопасности стали всерьез говорить в последние годы все чаще и чаще, когда вокруг стало так не спокойно. Надо ли учить этому детей? Думаю,  да!

    Необходимо подготовить детей к безопасной жизни в окружающем мире, сформировать у дошкольников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к правильным действиям.

    Но мы, всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой. А завтра он станет самостоятельным.

          Главное детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

          В нашей группе работа по этому вопросу ведется ежедневно по предварительно составленному перспективному плану, который отражает несколько направлений: « Ребенок на природе», «Ребенок на улицах города»,

    «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома».

        Моя цель состоит в том, чтобы не столько оберегать и защищать ребенка, а чтобы подготовить его к различным сложным, а порой  опасным жизненным ситуациям. Это решается разными  путями.

                   Ребенок на природе.

      «  Вся наша планета - общий дом, природа мудро правит в нем».

    Наблюдаем и изучаем родную природу на прогулках и экскурсиях по поселку, в лес (файл). Эти формы работы всегда были и будут интегрированными: дети читают стихи, поют песни, играют в подвижные и дидактические игры. После прогулок делаем зарисовки по результатам наблюдений. Так как у меня на данный момент были дети среднего возраста,   то рисунки делаем предметные (гриб, муравейник, цветок) и т.д.   Я  рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому, использую картинки, наглядные материалы, игры-классификации, игры с мячом в « съедобное - несъедобное», а в летний сезон прогулки и экскурсии в лес, на природу.  Детям объясняю, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение (файл).

                Ребенок на улицах города.

    При построении системы работы по данному направлению я выделила три аспекта: ребенок- пешеход; ребенок- пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики) (файл).

    На участке детского сада у нас есть различные атрибуты дорожно-постовой службы,  светофор, знаки,   жезл, постовой, нарисованный на фонарном столбе (файл), транспорт различного назначения, разлинованная дорога,  пешеходный переход. После бесед, рассматривания иллюстраций,

     я знакомлю детей с правилами поведения на улицах города: рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

       Рассказываю детям о том, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

       Обязательно знакомлю детей с правилами езды на велосипеде, предлагаю детям для рассмотрения различные ситуации, изображенные на картинках, рассказываю о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. ( файл)

    Познакомив  детей с правилами поведения в транспорте, а так же объяснив, как входить в автобус, трамвай, троллейбус и выходить из них, закрепляем правила в различных играх и жизненных ситуациях. Хорошим закреплением полученных знаний стали наши поездки в цирк, театры, музей и на страусиную ферму. В поездках еще закрепили и правила культурного по

    ведения в обществе. ( файл)

     В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе  посвященным к 40- летию отрядов  юных инспекторов « Я - гражданин своей страны» где заняли 3 место по городу.   И теперь мы приняли участие в конкурсе « Безопасное колесо» где мы снимали флеш моб на тему « Мой друг светофор». Это самый эффективный способ обучения детей ПДД.

            Ребенок и другие люди. 

    Чем старше становится малыш, тем больше опасностей его подстерегает. Часто родители наставляют своих детей: « Нельзя разговаривать с чужими, незнакомцы могут быть опасны». Что же делать? Запугивать детей глупо, опасно и совсем безрезультатно. Лучше систематически напоминать, что иногда встречаются опасные люди, которых надо уметь распознать и научиться от них защищаться.

    Я своих воспитанников приучаю строго соблюдать правило пяти «НЕ»:

    Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми.

    Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей.

    Никогда НЕ садиться в другую машину.

    Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе.

    Никогда НЕ молчать при опасности кричать и бежать в людное место.

    Поскольку маленьких детей легко обмануть, я требую от детей постоянно быть на виду у взрослых.

    Эти правила, мы изучаем в беседах, в проигрывании ситуаций с привлечением взрослых людей со стороны (сотрудников) (файл)

      Используя  примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, колобок из сказки Колобок, Красная Шапочка из одноименной сказки, козлята из сказки « Волк и семеро козлят», царевна -  в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина, Чудище в «Аленьком цветочке « обращаю внимание на то, что герои не всегда соблюдают правила безопасности.

      Моя цель - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

               Ребенок дома.

             Знакомлю детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками опасности (предметы которыми запрещается  пользоваться: спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы); с опасными предметами, которыми можно пользоваться только в присутствии взрослых (иголки, нож, ножницы) (файл).

    Использую при этом рассматривание иллюстраций, натуральных вещей, чтение детьми про них стихов, слушание рассказов об истории возникновения этих предметов, отгадывание загадок, рисование и аппликация изображений этих предметов, обыгрывание ситуаций, заучивание номеров экстренных служб через сюжетно- ролевые игры (файл).

     Большую опасность для детей представляет неправильное обращение с огнем и пожароопасными предметами. Дети нашей группы знают, что с огнем не играют, что огонь бывает « злой» огонь (пожар) и добрый  (который служит людям: газовая плита с огнем, керосиновая лампа с огнем и Т.Д.)          

    Я в работе часто использую рассказы-беседы, которые сопровождаю демонстрацией красочных картинок, плакатов (дети по ним рассказывают). Мультимедийные презентации и игры для детей уже не новинка (файл). По ним тоже идет обсуждение. Читаем  произведения детских писателей и поэтов. Помогаем героям произведений спастись от пожара (дорисовываем ведро с водой, аппликацией мастерим  пожарную лестницу  и т.д.)

    Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых (воспитателей, родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс по обеспечению « Безопасности». Для этого я использую активные формы взаимодействия воспитателей, родителей и детей: экскурсии, встречи со специалистами (пожарником, врачом), литературные викторины, выставки познавательной литературы для детей и родителей. Работая с родителями, не устаю повторять - как поступаете вы сегодня, так завтра поступит ваш ребенок.

     Грамотно интегрируя  детскую деятельность, чтобы было познавательно, и интересно, я добиваюсь того, чтобы дети могли адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать поставленные перед ними проблемные задачи. Этим самым я сохраняю жизнь и здоровье детей.

     Анализируя свою деятельность в данной области, считая работу эффективной. Большинство детей уже могут ориентироваться в чрезвычайной ситуации соответственно своего возраста.

     Обучить детей безопасному поведению – это значит приручить их к безопасному образу жизни.

    Помните: (файл)

      Безопасности формула есть:

      Надо видеть, предвидеть, учесть.

      По возможности - все избежать,

      А где надо – на помощь позвать.

      Берегите свою жизнь и свое здоровье. Спасибо за внимание!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

    Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру....

    Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

    Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме,природе"

    Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с р...

    Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе"

    Сегодня хочу уделить внимание основам безопасного поведения.  Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Для этого рекомендую вовлекать детей...

    Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе"

    Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе"...

    Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...