Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
статья (средняя группа)

Мужиляк Дарина Юрьевна

Подготовка детей к безопасной жизни в окружающем мире, формирование у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитание готовности к правильным действиям, чтобы подготовить его к различным сложным, а порой опасным жизненным ситуациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

О безопасности стали всерьез говорить в последние годы все чаще и чаще, когда вокруг стало так не спокойно. Надо ли учить этому детей?

Необходимо подготовить детей к безопасной жизни в окружающем мире, сформировать у дошкольников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к правильным действиям.

Но мы, всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой. А завтра он станет самостоятельным.

      Главное детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

      Работа по этому вопросу ведется ежедневно по предварительно составленному перспективному плану, который отражает несколько направлений: «Ребенок на природе», «Ребенок на улицах города», «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома».

    Цель состоит в том, чтобы не столько оберегать и защищать ребенка, а, чтобы подготовить его к различным сложным, а порой опасным жизненным ситуациям. Это решается разными путями.

               Ребенок на природе.

  «Вся наша планета - общий дом, природа мудро правит в нем».

Наблюдаем и изучаем родную природу на прогулках и экскурсиях по поселку, в лес. Эти формы работы всегда были и будут интегрированными: дети читают стихи, поют песни, играют в подвижные и дидактические игры. После прогулок делают зарисовки по результатам наблюдений. Если дети среднего возраста, то рисунки делаются предметными (гриб, муравейник, цветок) и т.д.   Рассказывается детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому, используем картинки, наглядные материалы, игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», а в летний сезон прогулки и экскурсии в лес, на природу.  Детям необходимо объяснять, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

            Ребенок на улицах города.

При построении системы работы по данному направлению выделяется три аспекта: ребенок- пешеход; ребенок- пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики).

На участке детского сада хорошо иметь различные атрибуты дорожно-постовой службы, светофор, знаки, жезл, постовой, нарисованный на фонарном столбе, транспорт различного назначения, разлинованная дорога, пешеходный переход. После бесед, рассматривания иллюстраций, знакомим детей с правилами поведения на улицах города: рассказываем о правилах дорожного движения; объясняем, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

   Рассказываем детям о том, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

   Обязательно знакомим детей с правилами езды на велосипеде, предлагаем детям для рассмотрения различные ситуации, изображенные на картинках, рассказываю о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.

Познакомив детей с правилами поведения в транспорте, а также объяснив, как входить в автобус, трамвай, троллейбус и выходить из них, закрепляем правила в различных играх и жизненных ситуациях. Хорошим закреплением полученных знаний становятся поездки в цирк, театры, музей и на страусиную ферму. В поездках еще закрепляются и правила культурного поведения в обществе.

 Участие в городских конкурсах, например, посвященные отрядам юных инспекторов «Я - гражданин своей страны», в конкурсе «Безопасное колесо», флеш моб на тему «Мой друг светофор» и другие похожие конкурсы - это самый эффективный способ обучения детей ПДД.

        Ребенок и другие люди. 

Чем старше становится малыш, тем больше опасностей его подстерегает. Часто родители наставляют своих детей: «Нельзя разговаривать с чужими, незнакомцы могут быть опасны». Что же делать? Запугивать детей глупо, опасно и совсем безрезультатно. Лучше систематически напоминать, что иногда встречаются опасные люди, которых надо уметь распознать и научиться от них защищаться.

Приучаем строго соблюдать правило пяти «НЕ»:

- Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми.

- Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей.

- Никогда НЕ садиться в другую машину.

- Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе.

- Никогда НЕ молчать при опасности кричать и бежать в людное место.

Поскольку маленьких детей легко обмануть, требуем от детей постоянно быть на виду у взрослых.

Эти правила изучаются в беседах, в проигрывании ситуаций с привлечением взрослых людей со стороны (сотрудников).

  Используя примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, колобок из сказки Колобок, Красная Шапочка из одноименной сказки, козлята из сказки «Волк и семеро козлят», царевна -  в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина, Чудище в «Аленьком цветочке «обращаем внимание на то, что герои не всегда соблюдают правила безопасности.

  Главная цель - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

           Ребенок дома.

Знакомим детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками опасности (предметы которыми запрещается пользоваться: спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы); с опасными предметами, которыми можно пользоваться только в присутствии взрослых (иголки, нож, ножницы).

Используем при этом рассматривание иллюстраций, натуральных вещей, чтение детьми про них стихов, слушание рассказов об истории возникновения этих предметов, отгадывание загадок, рисование и аппликация изображений этих предметов, обыгрывание ситуаций, заучивание номеров экстренных служб через сюжетно- ролевые игры.

 Большую опасность для детей представляет неправильное обращение с огнем и пожароопасными предметами. Дети должны знать, что с огнем не играют, что огонь бывает «злой» огонь (пожар) и добрый (который служит людям: газовая плита с огнем, керосиновая лампа с огнем и Т.Д.)          

Хорошо часто использовать рассказы-беседы, которые сопровождаются демонстрацией красочных картинок, плакатов (дети по ним рассказывают). Мультимедийные презентации и игры для детей уже не новинка. По ним тоже идет обсуждение. Читаем произведения детских писателей и поэтов. Помогаем героям произведений спастись от пожара (дорисовываем ведро с водой, аппликацией мастерим пожарную лестницу и т.д.)

Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых (воспитателей, родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс по обеспечению «Безопасности». Для этого используем активные формы взаимодействия воспитателей, родителей и детей: экскурсии, встречи со специалистами (пожарником, врачом), литературные викторины, выставки познавательной литературы для детей и родителей. Работая с родителями, не забываем повторять - как поступаете вы сегодня, так завтра поступит ваш ребенок.

 Грамотно интегрируя детскую деятельность, чтобы было познавательно, и интересно, добиваемся того, чтобы дети могли адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать поставленные перед ними проблемные задачи. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей.

 Обучать детей безопасному поведению – это значит приручить их к безопасному образу жизни.

Помните:

  Безопасности формула есть:

  Надо видеть, предвидеть, учесть.

  По возможности - все избежать,

  А где надо – на помощь позвать.

  Берегите свою жизнь и свое здоровье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...

Проектная деятельность по: «Формированию у ребенка ценности здорового образа жизни через привитие основ безопасного поведения в быту ,социуме ,природе» «Береги себя» во второй младшей группе

Цель: Формирование у младших дошкольников представлений о потенциально опасных предметах и ситуаций, о безопасных способах выполнения определенных действий....