Главные вкладки

    Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа.
    материал (младшая группа) на тему

    Лишанкова Надежда Кирилловна

     

     Планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и               

                                                                         восприятия, навыков звукового анализа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                    Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и              

                                                                         восприятия, навыков звукового анализа.

    п.п.

    Тема, название упражнения

    Цель игры, упражнения

    Оснащение

    Содержание упражнения

    1.

    Подуй

    Дифференциация длительности звучания неречевых звуков; понимание и употребление наречий: долго-недолго. Развитие физиологического дыхания

    Карточки с изображенными на них двумя девочками, дующими на воздушный шарик; микрофон для усиления звука. От рта девочки идет дорожка  в горизонтальном направлении (от первой –короткая, от второй длинная). В конце каждой дорожки нарисован шар.

    Подуть на воздушные шары вместе с первой девочкой и одновременно провести указательным пальцем по дорожке (от девочки к шару). Спросить, как долго дула девочка (недолго). Затем выполнить аналогичное задание со второй девочкой. Спросить сколько дула?

    2.

    Разные звуки

    Дифференциация неречевых звучаний

    Перед ребенком выставляется 4-5 предметов(металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.) при постукивании которых можно услышать разные звуки.

    Начинает педагог с 2-х контрастных звучаний, пока не запомнят звучание каждого предмета. Потом просят последовательно воспроизвести звучание предметов от 2 до 4-х. сначала при зрительной опоре, затем только на слух.

    3.

    Послушай и угадай, что я делаю.

    Определить по слуху и рассказать о действиях взрослого возможно полнее.

    Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.

    За ширмой взрослый производит какие – либо действия с предметами, а ребенок должен рассказать о них. Если затрудняется узнать звучание повторяется со зрительной опорой.

    4.

    Коробочки

    Узнавание и дифференциация неречевых звуков.

    В одинаковые металлические коробочки помещают разные сыпучие материалы( манка, горох, гречка)

    Узнать, что в коробочке. От 3-х до 5 подряд.

    5.

    Колокольчик

    Развитие  слухового восприятия неречевых звуков.

    Дети встают в круг

    Дети передают друг другу колокольчик. Ребенок должны определить, где он звучал.

    6.

    Угадай по звуку.

    Ребенок садится спиной к водящему

    Угадать, чем создаются звуки и шумы. Бросает на пол различные предметы( ложку, ластик…) можно рвать книгу, бить предмет о предмет, резать бумагу…)

    7.

    Два колокольчика

    Дифференцировать по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: низкий, высокий.

     Два внешне похожих колокольчика с нарисованными ртами (большим и маленьким.

    Предложить послушать колокольчик с низким звучанием и высоким. Предложить позвонить в колокольчик. Спрятать колокольчик за ширму и предложить определить – какой колокольчик пел. С низким голосом или высоким.

    8.

    Где живет Маша

    Продолжать развивать слуховое внимание, память, количественные представления.

    Корточки с изображением домов 1,2,3.4.5. –этажных, карточки с цифрами 1,2,3,4,5.

    Собрались в гости к кукле Маше, но вы забыли, в каком доме и на каком этаже она живет. Предложить ребенку найти ее квартиру. Положите перед ребенком карточки с домами, это будет улица. Предложите ребенку послушать сколько раз вы хлопните, и найти дом с таким количеством этажей. После того как ребенок найдет нужный дом, предложите ребенку расставить номера этажей в доме, начиная с первого.  Сколько раз вы хлопните и определить, и определить, на каком этаже живет Маша. Игру надо начинать с двух хлопков и увеличить до пяти.

    9.

    Что ест мишка

    Продолжать развивать слуховое внимание, слышать шепотную речь.

    Игрушечный медвежонок. Картинки: малина, клубника, яблоко, груша, мед.

    «Медвежонок не слушал маму, топал по лужам и промочил ноги. У него заболело горлышко и проорал голосок.. Давай послушаем, чего он хочет, и постараемся ему помочь. Сиди тихо, слушай внимательно и повторяй услышанное слово. Шепотом от имени медвежонка говорите: малина, клубника, груша, мед.. Ребенок дает то, что он попросил.

    10.

    Что пропела стрекоза.

    Продолжать развивать слуховое внимание, память, восприятие шепотной речи.

    Картинки с изображением, ромашки, мака, колокольчика, тюльпана, стрекозы.

    Разложите картинки с изображением цветов и прочтите рифмовку:

    Прилетела стрекоза,

    Ох, огромные глаза!

    Куда-то улетела

    И на цветочек села.

    На какой? Скажу на ушко, а ты громко повтори! Стрекоза улетела.

    Шепотом воспитатель говорит название одного из цветков. Ребенок должен повторить название вслух и показать на картинке.

    11.

    В магазине

    Учить воспринимать и выполнять инструкции, произнесенные шепотом; обогащать активный словарь.

    Картинки с изображением чайника, блюдца, молочника, сахарницы, кукла.

    Кукла Маша ждет гостей. А чайной посуды не хватает. Она побежала в магазин купить посуду. Просит шепотом предметы чайной посуды. А ребенок повторяет эти слова громко: чайник, чашка, блюдце, молочник, сахарница.

    Маша раскладывает на столе дети повторяют.

    12.

    Игра в команде

    Узнавание шепотной речи, слуховое сосредоточение.

    Дети сидят в круге.

    Взрослый, обычным голосом отдает команду сделать какие – нибудь движения, а затем шепотом произносить, кто это должен сделать.

    13.

     Кузнечик играет на бубне.

    Узнавание и различение ритмических рисунков

    Воспроизводить ритм при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, аккордеон и т.п.)

    14.

    Кузнечик играет на бубне

    Узнавание и различение ритмических рисунков, развитие чувства ритма.

    Кузнечик, игрушка, бубен, ширма.

    Наш кузнечик маленький,

    Зелененький, удаленький,

    Лапками стрекочет,

    Бить он бубен хочет.

    Предложите ребенку поиграть  с кузнечиком: Слушай внимательно как он стучит в бубен и повторяй. Отстучи.

    15.

    Домашний оркестр

    Развивать слуховое внимание, память, чувство ритма, обогащать словарь по лексической теме «Посуда».

    Чашка, ложка, кастрюля, тарелка.

    Мы будем играть на посуде. Ту оркестр, а я дирижер. Я буду показывать, как играть, а ты повторяй за мной. Отстукивай ритмы.

                        Этап различения одинаковых звукокомлексов по высоте, силе, тембру.

    1.

    Узнай по голосу.

    Различать по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

    Воспитатель предлагает ребенку отвернуться и догадаться кто из детей сказал АУ.

    2.

    В лесу.

    Продолжать формировать фонетический слух, дифференцировать громкое и тихое звучание слога АУ воспроизводить звукоподражание тихо, громко.

    Картинка с изображением девочки и мальчика, потерявшихся в лесу.

    Предложите ребенку помочь девочке и мальчику позвать на помощь друзей.

    Мы в лес пойдем,

    Громко маму позовем:

    Ау, ау, ау!

    Мама, я тебя зову!

    Потом тихо

    Мы в лес пойдем,

    Тихо маму позовем:

    Ау, ау,

    Мама, я тебя зову!»

    3.

    Где потерялся ветерок

    Формирование произвольного слухового внимания тихих и громких звуков.

    Картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко) березы, ели, тополя.

    Покажите ребенку картинку с изображением ветра и ветерка. Скажите: «Это ветерок он маленький, любит летать в лесу в поле, а когда потеряется, зовет папу ветра тихим голоском «у-у-у», а папа ветер отвечает ему громким голом «У-У-У».

    Предложите послушать, кто живет за елкой (ветер или ветерок»? Спойте тихо: «у-у-у» - ветерок. Кто сидит под кустом и поет громко « ветер» У-У-У (ветер).

    4.

    Веселые куклы.

    Учить соотносить игрушку, картинку со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: тихо, громко. Дифференцировать тихий и громкий звуки.

    Две куклы, большая и маленькая; карточки с изображением большой и маленькой куклы с идущими от нее широкой и узкой дорожками (от большой куклы длинная, от маленькой короткая.

    Провести пальцем по широкой Длинной дорожке, громко произнося звук А. Скажите: Кукла Маша большая и поет она громко».

    Проведите двумя пальцами по узенькой дорожке, идущей от куклы Даши, и спойте тихим голоском звук А, кукла Даша маленькая и голосок у нее тихий.

    Попросите ребенка повторить, как плачет кукла Маша громко, а затем Даша –тихо.

    5.

    Кто в домике живет

    Дифференциация звукоподражаний, выделение звука О в звукоподражаниях

    Ширма; картинка с изображением дома, курицы, лошади, коровы, бабушки.

    Назовите, изображенных на картинке персонажей. Спросите ребенка: «Как кудахчет курочка?»,  «Как ржет конь», «Как вздыхает бабушка?». Прочтите рифмовку:

    Наши курочки в окно:

    -Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

    А лошадка -:

    -Иго-го, и-го-го.

    А бабуля:

    - И-хо-хо, и-хо-хо!

    Повторите Кто говорил в домике? Кто в нем живет?

    6.

    Как кто кричит

    Продолжать развивать слуховое внимание; соотносить звукоподражание с игрушкой, (картинкой).

    Заборчик из картона; игрушки: паровоз, петух, курица, кот, цыпленок, корова; картинки с их изображением.

    Прочтите стихотворение А. Барто.

    Попросить ребенка отгадать какие животные живут в деревне у бабушки. Чью песенку он услышал в стихотворении?

    7.

    Доброе утро

    Продолжать развивать слуховое внимание; развивать умение находить домашнее животное, называть его.

    Игрушки, картинки: воробей, собака, петух, свинья, корова, коза, девочка.

    Прочтите отрывок из стихотворения М. Яснова «Громкое утро», попросите ребенка по ходу чтения, услышав звукоподражание по очереди выставлять игрушку или картинку с соответствующей птицей или животным:

    Озорные «Чиви-чиви» - ребенок выставляет воробья.

    А среди высоких трав

    Скачет радостное «Гав» - ребенок выставляет собачку.

    И уже летит за реку

    Молодое «Ку-ка-реку» - ребенок выставляет петуха.

    И спешит встречать зарю

    Очень важное «Жрю-хрю». - ребенок выставляет свинью.

    «Му-у-у», - проплыло из тумана. - ребенок выставляет корову.

    «Ме-е-е» - проснулось на лугу - ребенок выставляет козу.

    А из дома рано, рано

    Им ответили: «Бегу». - ребенок выставляет куклу.

    8.

    Дождь льет и капает.

    Упражнять различать темп звучания.

    Картинка с изображением летнего дождя.

    Прочитайте рифмовку:

    Дождик капнул на ладошку:

    Кап-кап!

    На цветы, на Мурку – кошку:

    Кап-кап!

    А потом он разыгрался,

    Лил  да лил,

    Вовсю старался:

    Кап- кап- кап-кап.

    Показать темп медленный и быстрый.

                                                                                      Этап различения слов, близких по звуковому составу

    1.

    Рифмушки – нерифмушки.

    Учить находить похожие по звучанию слова с опорой на картинки

    Парные картинки с рифмующими и нерифмующими словами

    Ребенок называет картинки и определяет, похожи они по звучанию два слова: лиса-косаЮ конфета – кубик, колено- полено и др.

    2.

    Найти похожие слова

    Учить выбирать похожие по звучанию слова по представлению

     Картинки с предметами

    Предлагают ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, название которых звучат похоже.

                                                                         Этап дифференциации фонем.

    1.

    Успокой Таню

    Выделять звук А из ряда звуков. Понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени: плачет, уронила.

    Ширма, кукла, мячи.

    Прочитать:

    Наша Таня громко плачет:

    А-а-а!

    Уронила в речку мячик.

    Предложите ребенку успокоить Таню, тогда, когда она заплачет. Произнесите ряд звуков А, У, И, А, О. Предложите ребенку поднять над головой куклы Тани мячик тогда, когда она услышит звук А.

    2.

    Паровозик

    Учить выделять звук У из ряда других гласных звуков, активизировать в речи глаголы настоящего времени: бежит, гудит.

     Игрушка и картинка паровоз. Предложить  ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук У.

    Произноситься ряд звуков.

    3.

    Кто зовет?

    Различение гласных звуков А, И, У.

    Картинки с изображением поезда, птички и девочки.

     Воспитатель объясняет: «Поезд гудит У-у, девочка плачет а-а, птичка поет И-и. далее произносит каждый звук отдельно, а дети поднимают картинку.

    4.

    Что хочет маленький сынок

    Развивать фонематический слух дифференцировать звуки А и У в слогах

    Кукла пупс, паровоз, барабан.

    Маленький сынок,

    Устроил  суету, он все время маму просит

    То: та-та, то ту-ту.

    Давай поможем маме его успокоить и дадим ему ту игрушку, которую он просит.

    Пупс говорит та-та- ребенок предлагает ему барабан.

    Пупс кричит ту-ту он предлагает ему паровоз.

    5.

    Положим малышей спать

    Учить дифференцировать гласные звуки А,О,У,И.

    Игрушки (картинки): кукла, бычок, мишка, Мышка.

    Кукла, куколка бай-бай,

    Спи  спокойно засыпай:

    А-а, а-а,

    На кроватке спит бычок,

    Он улегся на бочок,

    Он улегся на бочок:

    У-у, у-у, у-у.:

    Мишка- Мишенька, бай-бай,

    Спи спокойно засыпай:

    О-о, о-о, о-о.

    Захотела мышка спать

    И полезла на кровать:

    И-и, и-и, и-и.

     Спросите какую колыбельную песенку пели каждый из животных.

    6.

    На плите сварилась каша

    Развивать фонематический слух; дифференцировать звукоподражания.

    Ширмочка, плита, кастрюля с кашей, кран два медвежонка разного размера (медвежонок и мама медведица) экранчик, картинки с изображением кастрюли, крана с текущей водой.

    Покажите ребенку маму иедведицу и медвежонка. Изображая медведицу, прочтите рифмовку:

    На плите сварилась каша: п-п-п,

    Где большая ложка наша?

    Я тебе перед едой

    Лапки вымою водой: с-с-с.

    Предложите ребенку внимательно послушать и сказать, что происходит за ширмой прикрыть рот экраном и несколько раз повторите звук С и П..

    С-с-с – медвежонок моет лапы, п-п-п – сварилась каша.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи

    Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГБОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический с...

    Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи

    Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический сл...

    Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

    Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется  фонемат...

    Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

    Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

    « Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»

    Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников...

    « Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»

    Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников...