Статья по теме: "Игры детей дошкольного возраста"
статья на тему

В статье раскрывается понятие , то такое "игра", рассматривается классификация игр детей дошкольного возраста, в какие сюжетно-ролевые игры играют современные дети, показаны педагогические технологии организации сюжетно-ролевых игр детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое детская игра?

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью её проявлений. Хрупкостью её феномена. Во многих языках понятие “игра” передаётся словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра- деятельность, которая доставляет ребёнку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъёмом. Отметим сразу, что в современном детском саду так происходит далеко не всегда. Часто дети играют, потому что сейчас” надо” играть. Но, к сожалению, не радуются этому. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.

Игра- это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов. Ребёнок произносит “как будто” и оказывается совсем в другом мире – волшебном лесу, космической ракете. Таинство игры в том, что ребёнок верит, что он находится в волшебном воображаемом мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится”здесь и сейчас”, например. В группе детского сада. В игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами- предметами или действиями, замещающими реальные. Любимая кукла превращается в игре то в капризного, то в весёлого ребёнка. Её нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда. И вот в тарелке уже появляется “каша”, а если нет под рукой игрушечной ложки, её с успехом заменяет палочка. Всё это символические действия с предметами- символами. По мнению многих учёных, возможность использовать в своей деятельности символы - это одна из универсальных способностей человека, а её освоение происходит именно в игре.

Игра- это деятельность, в которой ребёнок воссоздаёт другие виды человеческой деятельности. Например, как мама ухаживает за ребёнком, кК доктор лечит зверей. Принимая на себя разные социальные  роли, ребёнок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребёнок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

Игры  детей дошкольного возраста.

Классификация игр (С.А.Шмаков):

*игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами. Такие игры чаще всего называют” творческими”;  

*игры с готовыми, закрытыми правилами. Обычно их так и называют -  “игры с правилами’.

К играм с правилами относят: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные ( ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые.

Творческие игры можно разделить на две большие группы.

1 группа. Игры на основе готовых сюжетов.

Подражательные игры основаны на повторении понравившегося сюжета книги, мультфильма или действия, поступка. Это сюжетно- отобразительная игра(по определению Л.С.Выготского- “игра-воспоминание”), в которой ребёнок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и игра-драматизация, в которой основой является литературный сюжет. Сюжетно- отобразительная игра-принадлежность раннего и младшего дошкольного возраста, а вот игру драматизацию дети любят в любой период дошкольного детства.

Театрализованные игры ориентированы на зрителя, который оценивает результат. Это игры на основе готовых литературных сюжетов. В них дети занимают позицию актёра.

2 группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.

Сюжетно- ролевые игры, в которых ребёнок разворачивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от 3 до 5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр.

Режиссёрские игры, в которых развитие сюжета со многими ролями происходит через роли, передаваемые ребёнком игрушкам. В такой игре ребёнок разговаривает от имени разных игрушек, передвигает их и одновременно комментирует происходящее в игре. Вначале режиссёрская игра появляется как индивидуальная деятельность ребёнка. К старшему дошкольному возрасту режиссёрская игра становится совместной деятельностью детей. Но при этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссёрские игры.

Игра-фантазирование (игра-грёза, так назвал её Л.С.Выготский) построена на воображении, тесно связана с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями. Игра-фантазия протекает преимущественно в речевом плане и появляется в старшем дошкольном возрасте.

Игры интегрированного типа включают в игровой процесс другие виды деятельности( рисование, конструирование. ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры – принадлежность старших дошкольников, им важен не только процесс, но и результаты своей деятельности.

Импровизационные игры-этюды- это игры, в которых дети по предложению ведущего публично импровизируют на заданную тему, сюжет.

Театрализованные игры, импровизационные и игры-грёзы  носят название “рубежных”игр (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев): ребёнок  проявляет себя в качестве автора, актёра, зрителя- появляется сдвиг мотива с процесса игры на её результат.

Можно сказать, что у каждого возраста “свои”игры. К концу дошкольного периода появляются игры с правилами. К игре с правилами ребёнок успешно переходит, только если полностью проявили свой потенциал сюжетно-ролевая и режиссерская игра.

Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада ( Л.А.Венгер,  Н.Я.Михайленко,  Н.А.Короткова, С.Л.Новоселова):

- самодеятельные (самостоятельные) игры возникают по инициативе самих детей;

- игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции, регламентированы задачами, которые ставит взрослый.

В дальнейшем нас будут в большей степени интересовать игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.

Сюжетно- ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основа сюжетно-ролевой игры- воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет- та сторона действительности, которая находит отражение в игре( Д.Б.Эльконин). В сюжете выражено отражение ребёнка к миру. Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры( Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова).

Сюжет игры всегда узнаваем- дети играют “во что-то”,  “в кого-то”- и в то же время не определен. Неопределённость сюжета связана с его неожиданными поворотами, которые диктуются высокой эмоциональностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи. Детский сюжет отражает мир странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое и реальное, но и нравственный смысл происходящего.

С точки зрения содержания наиболее распространёнными  сюжетами являются ( С.А.Шмаков):

-профессиональные;

-военизированные (“стрелялки”);

-созидательные (строительство);

-поиска и открытия (путешествия);

-связанные с искусством(театр);

-сказочные;

-фантастические;

-этнографические (в индейцев).

Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.

Роль- образ, который ребёнок принимает на себя добровольно или по договорённости с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребёнка. С точки зрения физиолога И.М.Сеченова, сливая себя с любым образом, ребёнок начинает любить его свойства, здесь вся моральная связь человека. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными( С.А.Шмаков):

-роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;

-роль-профессия обобщённого типа( учитель, врач);

-семейная роль( мама, папа, дочка);

-этнографические роли(индеец);

-сказочные, карнавальные роли( Дед Мороз, Волшебник, Баба Яга)

-роль животного.

В дошкольном детстве ребёнок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности. Ребёнок выступает в игре как родитель, который заботится о детях, вступает в отношения партнёрства, уважения, лидерства, подчинения, равенства. В разных системах отношений ребёнок выполняет разные социальные роли, которые проецируются на игру.

Игровые действия носят условный         характер. В игре действительность представлена условно, “понарошку”. Основной механизм существования игры- действия замещения( условные игровые действия). Замещение выступает в двух формах- предметно-действенное замещение( в его основе- игрушка) и словесное замещение. Особый вид замещения- обозначение игрового пространства. Сначала это происходит при помощи предметов-маркеров игрового пространства, а затем в речи. Далее ребёнок переходит к действиям без опоры на предмет- изобразительное действие сопровождается словами( Мы как будто уже вымыли руки).

Постепенно необходимость в свёрнутом изображении отпадает и замещение становится полностью речевым. Переход от одного способа замещения к другому связан с условием работы воображения. Чем обобщеннее и короче игровые действия, тем глубже проникает ребёнок в смысл человеческих отношений.

Существенная особенность игры и её содержание - отношения между людьми(Д.Б.Эльконин), которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации, в которых ребёнок активно действует на равнее со взрослыми( сам ест, одевается), где он выступает как объект действия взрослого( его лечит врач, стрижет парикмахер), где ребёнок вовлечен в сопереживание в процессе восприятия искусства( игры по содержанию мультфильмов и сказок).

Мир игры современного дошкольника.

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей показывают, что все они играют с радостью, во время игры преобладает общий эмоционально-положительный настрой, дети много улыбаются, заинтересованы и активны.

Современные дошкольники любят самые разнообразные игры, среди которых трудно выделить лидирующие. Это  подвижные игры( “Догонялки” ,“Прятки”),и настольно-печатные игры( “Домино”, “Лото” ,“Шашки”). Привлекают внимание детей компьютерные игры( “Искатель сокровищ”).

Дети играют в сюжетно-ролевые игры(“Дочки-матери”, “Война”,“Парикмахерская”).

Большинство детей в детском саду предпочитают играть с друзьями, с “ребятами”, потому что так  “веселее, нескучно”, что свидетельствует в целом о положительном отношении детей к совместной сюжетно-ролевой игре. Есть небольшая часть дошкольников, которые любят играть одни, потому что “все дети кричат”или  “не дружат” . Большинство дошкольников предпочитает играть в игры с хорошо знакомым сюжетом, который является отражением опыта повседневной жизни детей. Например, “Больница”, “Магазин”, “Семья” ,“Гости” – это традиционно любимые игры девочек, которые неизменно остаются в игровом репертуаре дошкольников на протяжении многих десятилетий.

Мальчики любят игры “Роботы- трансформеры ”,  “Корабль”,  “Полиция” .Богатый материал для построения этих сюжетов берется из мультфильмов, компьютерных игр и является для детей привлекательным , так как он связан с яркими эмоциональными переживаниями. Часто мальчики называют в качестве своих любимых игр разного рода войнушки, игры с машинками, пистолетами. Большой популярностью у мальчиков пользуются игры с конструкторами и строительными материалами.

На протяжении всего дошкольного возраста девочек привлекают такие роли, как “Мама”, “Маленькая доченька”, “Врач”,  “Учитель” , “Парикмахер”,  “Принцесса”. Остаются любимыми и роли животных “Собачка”, “Котеночек” . Девочки любят игры с куклой Барби, которая включает элементы режиссерской игры.. В таких играх находят отражение прочитанные сказки. Барби является олицетворением принцесс.  

Мальчики также называют в качестве любимых ролей  семейно-бытовые: “Папа”,  “Сын”. К старшему дошкольному возрасту предпочтение отдается таким ролям, как ”Полицейский”,  “Военный”, “Водитель” , “Охотник за

привидением”,  “Человек- паук”. На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние происходящего в окружающей действительности. Дети старшего возраста играют в заложников и спасателей, в шоу  “Танцы со звездами”,  “Танцы на льду” . В играх детей  часто присутствуют трудности, присущие современному периоду( необходимость зарабатывания денег, элементы насилия, заимствованные с экрана).

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Девочки старшего дошкольного возраста интересуются волшебными историями, сказками, главная героиня которых- царевна. Принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий. Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и параллельно осознаются в играх.

У мальчиков сюжеты игр иные в них находят отражение типичная для волшебной истории последовательность событий: угроза или препятствие, с которым сталкивается герой, необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда в творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими. При этом образным атрибутом в таких играх выступают машинки и пластмассовые пистолеты.
Педагогу необходимо считаться архетипами игровых сюжетов, учитывать, что в старшем дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков эти архетипы разные, но они помогают ребенку осознать свои возможности, свои идеальные женские или мужские качества.

У дошкольников 21 века появились новые игровые роли: Бетмен,Человек-паук, Геракл, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов ( в основном зарубежных ). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Телевидение оказывает наибольшее влияние дошкольников, что и приводит к подобным предпочтениям и определенной стереотипизации образов. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: ( Барби и Кен, Рекс и Мухтар приходят на помощь, Доктор, Семья в кафе, Человек-паук, Парихмахерская).

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой: ( Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку). Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх: ( Придумываю игры с компьютером ), ( Придумал парк Юрского периода ).

Особое место в детских играх сегодня занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка – характерная примета нашего времени. В числе знакомых и используемых в играх дети называют: Барби, Глюкозку, телепузиков, Шрека, трасформеров , роботов. Однако для большинства детей все-таки любимые остаются традиционные игрушки ( пупсы, машинки, мягкие игрушки, паровозики, обычные куклы ).Часто игры сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и транформеров в детской субкультуре считается престижным. Более того, вышеназванные игрушки выпускаются сериями, имеют массу разновидностей, что побуждает детей их просто собирать и гордится этим.  Причину того, что дети не умеют творчески играть с игрушками нового поколения, мы видим еще и в том. Что дети используют готовые сюжеты. Почерпнутые из телепередач ( мультсериалы « Покемоны » и « Скуби Ду »,  детская программа « телепузики « и.т. ) и красочных книг об одноименных героях.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек –         « Барби и Кен », где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, несмотря на обилие игрушек, и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения «кроме куклы Барби» девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя                  ( например, Кристина А. в игре « Рейнджеры » постоянно всех спасала, вступая в бой с воображаемыми героями. Ее трансформер с возмущением отказался от предложения куклы Барби посетить их уютный дом) .

Пожалуй, самой прижившейся игрушкой в среде наших детей стала Барби, и этому есть простое объяснение, связанное с налаженным производством игровой атрибутики этого персонажа. Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что « так нельзя » или « не хочется ». Это говорит о том, что дошкольников привлекают в игрушке образы современной детской субкультуры.

Отмечено, что к 6-7 годам интерес детей к сюжетно-ролевым играм значительно снижается. Дети отдают предпочтение играм с правилами-настольным ( шашки, домино, карты ) и подвижным (Догонялки, Кошки-мышки), любят посвящать досуг рисованию. Среди сюжетных игр явное предпочтение отдается театрализованным играм, в которых присутствует ориентация на зрительную оценку.    

На что нужно обратить внимание современному педагогу?

Во-первых, на то, что игра-любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

В-третьих, на то, что мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами деятельности.    

Зачем ребенку играть?

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра - особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Игра - важнейшая сфера самовыражения ребенка. Развития его «самости».

В тоже время в современном детском саду преобладают виды деятельности, организуемые взрослыми. Отчасти это связано с желанием дать ребенку дополнительное образование ( например, в области хореографии, логики, экологии пр.), хорошо подготовить ребенка к школе. Повышенное внимание родителей к образованию ребенка становится традицией нашего времени. Дошкольное учреждение чутко реагирует на образовательные запросы и стремится оказать востребованные ими образовательные услуги. При этом роль игры часто недооценивается  как родителями, так и педагогами. Важно понять, что игра ( а особенно творческая ролевая игра ) готовит ребенка к переходу на новою ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольников.

Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной, или самодеятельностной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека. Развитию воображения могут способствовать разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

В игре не только развивается воображение, но и формируются другие личные новообразования. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников. Для этого взрослому необходимо помочь ребенку знать ту игровую позицию, которая соответствует его индивидуальности ( например, сочинителя сюжета, исполнителя игровой роли, декоратора обстановки для игры и др.).

Игра – деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры – важнейшее условие становления детской общности. В игре ребенок начинает осознавать себя как член определенного коллектива, впервые возникает чувство «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется, особенность внимательно относится к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым создается возможность для детского эгоцентризма, перехода на новую ступень интеллектуального развития. Здесь неоценима роль сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Так, в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает более сложную задачу. Он сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их действия. При этом ребенок оказывается «над ситуацией», становится ее хозяином. Это качество значимо для дальнейшего обучения в школе.

В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов заместителей (шишка – вместо пирожка, листок – вместо тарелки и пр.). Использование предметных заместителей постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане – плане сознания. Это позволяет ребенку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь.

В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности.

Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится, сознательно подчинятся правилам, что важно для овладения учебной деятельностью. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность проведения, воля. А это также важно для успешного обучения в школе.

Следовательно, дошкольное детство – сенситивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая себя разные роли, например, роль ученика ( Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов ).

Что же дает игра для развития ребенка?

  1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.
  2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений.
  3. Способность координировать свои действия с другими. Постоянно изменяющаяся обстановка игры согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми.

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня развития, постепенно уходит из их жизни. Жизнь ребенка дома заполнена телевидением, видеофильмами, компьютерными программами, общением со взрослыми, кружками и секциями. В детском саду много времени уделяется занятиям, дополнительному образованию ребенка. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности дома и в детском саду. Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, еае развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих так же, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от более старших играющих детей к более младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться «духом игры». Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Следовательно, игре надо учить.

Каким образом можно учить игре?  

Анализ педагогической практике показывает, что игра в дошкольных образовательных учреждениях либо пускается на самотек, либо чрезмерно регламентируется. Трудности, которые возникают у воспитателей, обусловлены самой природой этой деятельности. Содействовать развитию игры надо, не стесняя при этом инициативы самих детей.

Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Важнейшее условие содействия развитию игры – создание игровой предметно – развивающей среды в группе детского сада.

  Многие идеи, которые мы встречаем сейчас в педагогической литературе, выдаются как новые. Между тем подходы к целенаправленному развитию игровой деятельности детей в Санкт-Петербурге разрабатывались, начиная с работ Е.И.Тихеевой. Хотелось бы напомнить, о том, что было хорошо известно и оказалось незаслуженно забытым.

                                         Как играть с детьми.

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе диагностики воспитатель обращает внимание на начало игры ( кто инициатор , как организован сговор ), на ход игры ( как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются , на речевые проявления детей, что отражаются в содержании игры, каковы эмоции играющих ) , конец игры ( было ли логическое завершение, произошёл ли сговор на продолжение игры ).

Косвенное ( непрямое ) развитие игры должно обеспечить развитие положительного , эмоционально- окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности , которые могут быть отражены в игре, детских интересов.Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии , чтение книг , беседы, дидактические игры и др. Косвенные приёмы должны обеспечить ребёнку позицию участника тех событий , о которых он узнаёт в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно-игровой среды. В предметно игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

Непосредственное ( прямое ) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие отношений между детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнёра, что позволяет детям осваивать всё более сложные игровые умения. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги , элементы игровой обстановки.  Отношения между воспитателем и играющими детьми строятся как равноправные, партнёрские. Прямое влияние на игру строится как непринуждённое эмоциональное общение воспитателя с детьми ( индивидуально или небольшими подгруппами ).  Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя.  Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения , что их обучают играть .

Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью , где позиция педагога постепенно меняется.  Вначале педагог как партнёр детей выступает носителем новых для них игровых умений и умений организационного общения в игре. По мере освоения детьми соответствующего их возрасту и возможностям опыта игровой деятельности педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей, оказывает им оперативную помощь в случае затруднений в развёртывании сюжета, игровом общении.  Когда опыт осуществления игры освоен , педагог становится наблюдателем за играми детей и оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях ( это может быть изменение предметно игровой среды , проблемная ситуация , совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх ).

Диагностика игровой деятельности , осуществляемая в ходе наблюдения , является основой для её планирования в педагогическом процессе.

Педагогические технологии организации режиссерских игр детей

Режиссерские игры - это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е.Кравцова).

Режиссерская игра – свидетельство того, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Режиссерская игра – естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

В старшем дошкольном возрасте режиссерская игра принимает совместный характер. По ходу деятельности возникает содержательное общение. Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность самоутверждаться, оценивать свои возможности, обретает признание в кругу сверстников.

В режиссерской игре дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связанно с развитием сюжетосложение основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном возрастном этапе виду игровой деятельности.

Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования в детском саду педагогических технологий, направленных на развитие режиссерской игры.

Педагогическая технология организации сюжетно – ролевых игр детей

Другим направлением педагогического сопровождения сюжетной игры является организация сюжетно – ролевых игр. Тематика сюжетно – ролевых игр преимущественно связана с социальной деятельностью. При этом в одной сюжетно – ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно – ролевые игры знакомой тематики (Магазин, Больница, Парикмахерская пр.) При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее типичный образ магазина для детей, живущих в Санкт – Петербурге, - это гипермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. В старшем дошкольном возрасте обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учению и будущей социальной роли ученика.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно – ролевой игре, вызывали у детей эмоционально – положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно – ролевых играх. В противном случае наблюдается картина резкого спада игровой динамики – использование игровых умений с преобладанием предметных действий, характерных для детей младшего возраста.

Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника ( но по – прежнему представлены в предметно – развивающей среде старших групп детского сада), например, игры ( Почта, Библиотека, Ателье и др.). Люди в настоящее время в большей степени пользуются электронной почтой, а компьютер, подключенный к Интернету, стал обычным явлением в семьях детей, теперь редко отправляют посылки или бандероли. Соответственно из нашей жизни ушло содержание для отражения в сюжетно – ролевой игре «Почта». Ребенок дошкольного возраста практически не соприкасается с таким социально значимым объектом,как библиотека, в силу особенностей образа жизни, характерного для современного дошкольника (многие родители стремятся покупать детям книги, часто книга как таковая заменяется аудиокнигой или диском с фильмом). Родители предпочитают покупать готовую одежду, а не шить ее а ателье. При  этом такие социальные явления, как почта, библиотека, швейная мастерская и др., содержательно раскрываются воспитателями в процессе организации работы по ознакомлению с социальной действительностью. При этом данные темы не требуют продолжения и развития содержания в сюжетно – ролевой игре, так как в них отсутствует эмоционально – значимое содержание для отражения в игре. Поэтому педагогу важно понимать различия в организации работы по ознакомлению детей с социальной деятельностью ( что может предполагать такие темы, как Путешествие письма, Зачем людям нужна библиотека, Как шьют одежду и др.).

Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр предлагает:

- организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;

- организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания;

- создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.  

Игровая тема «Книжный магазин» («Дом книги», «Буквоед»).

«Выставка – продажа детской книги» - продавец рассказывает маленьким читателям про детские книги, читатели выбирают книги, рассказывают, задают вопросы.

«Выставка детских рисунков о любимых сказках» - создание рисунков, оформление выставки, презентация выставки.

 «Презентация аудиокниг» - сочинение и запись рекламных роликов по аудиокнигам, рисование обложек для аудиокниг, презентация аудиокниг.

«Продажа открыток к празднику» - создание коллекции праздничных открыток, ее оформление, ситуации покупки праздничной открытки для разных персонажей ( Каждая открытка порадует бабушку?), (Какая открытка порадует друга?); запись музыкальных открыток; придумывание вариантов поздравлений для разных персонажей и от имени разных персонажей.

«Литературное кафе» - организация кафе в книжном магазине, обсуждение в нем любимых книг.    

Педагогические технологии организации игры – фантазирования.

Игра – фантазирование – деятельность, которая протекает преимущественно в речевом плане и представляет собой совместное сюжетосложение детей. Как правило, основой игры – фантазирования является литературный опыт детей (опыт слушания сказок, приключенческих историй), который преобразуется в ходе игры – фантазирования на основе приемов развития воображения, например:

- приписывания известному персонажу сказки новых характеристик, необычных черт характера;

- упражнения в расшифровывании имен сказочных персонажей;

- придумывание волшебных предметов на основе известных;

- сочинение историй по заданным персонажам и предметам.

В игре – фантазировании для ребенка ценным является как процесс, так и результат фантазирования – придуманный рассказ – сюжет. Работа воображения протекает преимущественно в речевом плане, изобразительных действиях и выразительных движениях. Игра – фантазирования может сопровождаться рисованием, частичным разыгрыванием сюжета с использованием изобразительных действий и ролевой речи.

Основой игры – фантазирования является сюжетосложение. Работы Н.А.Коротковой и Н.Я.Михайленко доказали, что успешное обучение детей сюжетосложению может идти по линии трансформации канонического сказочного сюжета, узловые точки которого становятся предметом осознания детей и облегчают согласование и развертывания сюжета. Мы предположили, что детям легче будет придумывать новый сюжет, если они будут иметь наглядные опоры, отражающие традиционный сказочный сюжет Поэтому игра – фантазирование может быть организована при опоре на наглядный материал: картинки, иллюстрации, макеты и карты игрового пространства Но она может протекать и только на основе воображения детей.

Важное место в игре – фантазировании занимает своеобразное режиссирование – описание игровых событий и их разыгрывание через ролевые диалоги, использование мимики, изобразительных действий, речевой информации. Чисто вербальная форма игры становится принадлежностью младшего школьника.

Раскрепощению воображения детей в игре – фантазировании способствуют чтение и рассказывание сказок, образные игры – этюды, обращение к имеющемуся литературному и эмоциональному опыту детей, слушание музыки. Содержание игры – фантазирования может быть дифференцировано для девочек и для мальчиков.

Педагогическая технология развития игры – фантазирования предназначена в первую очередь для детей, имеющих склонность к сочинительству (дети – сочинители) В то же время в игре – фантазировании охотно участвуют дети с разными игровыми умениями, для некоторых детей интересен процесс наблюдения за участием сверстников в игре – фантазировании. Участие детей в игре – фантазировании требует развития воображения, поэтому педагогическая технология организации игры – фантазирования включает и игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения.

В игре – фантазировании воспитатель, являясь соигроком детей, предлагает им конкретное задание, которое предполагает достижение определенной цели. Это позволяет детям осозновать и удерживать результат, определять средства и способы построения игровой деятельности. Специфика игры – фантазирования состоит в том что это вид сюжетной игры, требующий участия взрослого как носителя игровых умений, задачей которого является определение основной линии сюжета, частичный выбор персонажей. Построение игры-фантазирования может осуществляться с опорой на схему классической волшебной сказки В.Проппа, которая состоит из следующих блоков:

- персональная потеря, беда;

- отсылка героя за недостающим объектом, предварительное испытание героя, проверка его свойств, знаний;

- получение героем волшебного средства от дарителя;

- основное испытание героя ( борьба с антагонистом или решение трудовой задачи);

- ликвидация первоначальной беды;

- награда героя.

Такая же или близкая к ней схема используется и в современных фильмах и мультсериалах для детей, что позволяет им с легкостью воспринимать их сюжетные линии. Типичный сюжет современного сериала выглядит следующим образом:

- угроза ( отрицательные герои угрожают положительным );

- сражение положительных героев или героя с отрицательными;

- победа положительных героев.

Здесь находит отражение представление детей об игровом персонаже как о защитнике добра, всех нуждающихся в помощи.

Идеи В.Проппа могут быть в разной форме представлены наглядно, облегчая для детей процесс сочинения.

Известный итальянский писатель Дж.Родари в книге «Грамматика фантазии» пишет, что в отношении сюжета дети долго остаются консерваторами или хотят, чтобы он каждый раз воспроизводился в неизменном виде. Но наступает момент, когда какому-либо персонажу больше нечего сказать ребенку, и ребенок может легко с ним расстаться, как со старой игрушкой, от долгого употребления пришедшей в негодность. Тогда и сказка со временем должна превратиться в пародию отчасти потому, что пародия как бы придает новый угол зрения на сказку и возобновляет к ней интерес.

Игра-фантазирование требует от детей соблюдения ряда правил: нужно рассказывать, развивая предложенный сверстником фрагмент, слушать и принимать замысел сверстника, вносить предложения по изменению сюжета, аргументировать для партнера свои предложения, находить для этого значимые обоснования. Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей вопросами, например: «Что было дальше?», «Кого они встретили?», «Что с ними случилось?». Для того чтобы детям легче вычленить необходимость предложения замыслов друг друга, можно использовать предмет, передача которого из рук в руки рассматривается как передача очереди придумывать историю, а сам предмет обозначает необходимость предложения придумывания.

Для игры-фантазирования дети объединяются по желанию парами или небольшими подгруппами. По ходу игры-фантазирования целесообразно предложить детям самостоятельно составить игровые правила, придумать санкции для их нарушителей, обращается внимание на состояние детей, по отношению к которым не соблюдаются правила. Например, дети могут предложить такие правила, как: «Надо внимательно слушать», «Надо смотреть на того, кто говорит», «Если кто-нибудь нарушит правила, он должен пропустить свой ход», «Нельзя повторять друг за другом». Целесообразно предлагать детям сочинять сначала правила, которые начинаются со слов «можно», «надо», а затем со слова «нельзя». В целом, правилотворчество положительно сказывается на общении детей: снижается количество недображелательных обращений, появляется стремление прислушиваться друг к другу.

В игру-фантазирование целесообразно играть в первую очередь, с детьми, которые имеют тенденцию к развертыванию деятельности в речевом плане. Важно учитывать, что наблюдение за игрой-фантазированием и участие в ней обогащают содержание самостоятельных сюжетно-ролевых и режиссерских игр дошкольников.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

статья "нужен ли театр детям дошкольного возраста"

Нужен ли театр детям дошкольного возраста...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Статья "Трудовое воспитание у детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста. Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, жел...

Статья "Трудовое воспитание у детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста. Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, жел...

Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»

Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра...