Организация индивидуальной и фронтальной работы с дошкольниками с умеренной и тяжелой УО в условиях коррекционной группы ДОУ.
статья по теме

Довбенко Евгения Михайловна

Практический опыт работы с дошкольнками с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, который может заинтересовать учителей - дефектологов, методистов и воспитателей коррекционных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной и фронтальной работы с дошкольниками с умеренной и тяжелой УО в условиях коррекционной группы ДОУ

  1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Умственно отсталые дети или дети с нарушением интеллекта, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции). Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции.

Следует обратить внимание на то, что понятие "умственно отсталый ребенок" не равнозначно понятию "олигофрен". Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Понятие "умственная отсталость" не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребенка в отношении усвоения школьных знаний. Т.о. к котегории УО ребенок могут относится дети:

- с синдромом Дауна и др. генетическими заболеваниями

- расстройствами аутистического спектра

- олигофренией, следствием которых и является интеллектуальная недостаточность. Надо отметить, что данное обстоятельство приводит к тому, что дети с УО отличаются по уровню развития познавательных и речевых навыков; резко отличаются способностями к обучению и социальной адаптации. В зависимости от тяжести этих нарушений дошкольники либо не овладевают речью вообще (тяжелые формы), либо речь развивается с отклонениями во всех ее компонентах.

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости:

  • легкую,
  • умеренную,
  • тяжелую,
  • глубокую.

В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа дошкольников, поступающих в ДОУ учреждения с умеренной и тяжелой УО.

 

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (далее УиТ УО) в возрасте от трех до пяти лет обнаруживают грубое запаздывание в развитии всех двигательных функций (ходьбы, бега, ползания), а также отсутствие гибкости и плавности Движений (скованность, неритмичность), замедленность тем- га движений, моторную неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Их двигательная активность или крайне низкая, или чрезмерно высокая, хаотичная. У детей, владеющих ходьбой, походка неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная. Большинство дошкольников передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой и плечами, из-за выраженных проблем в координации движений нередко с трудом сохраняют равновесие.

Прыжки не сформированы. Дети не могут самостоятельно оторваться от пола, делают это только при поддержке взрослого. Бег также не сформирован и скорее напоминает ходьбу мелким семенящим шагом. При ходьбе, попытках бега и прыжков дошкольники излишне напрягают мышцы всего тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. Перемещаться в пространстве в группе других детей могут только вместе со взрослым.

Новые действия дети способны выполнять только вместе со взрослым, знакомые — по подражанию. Эмоциональные реакции часто неадекватны и по силе, и по способам выражения. Отмечается склонность к «застреванию» на эмоциональных состояниях.

К взаимодействию со взрослым, при выполнении игровых действий с предметами дети относятся по-разному — в зависимости от их опыта: одни остаются равнодушными к инициативе взрослого, другие проявляют негативизм, третьи вступают в контакт и включаются в совместную деятельность.

Новая обстановка, игрушки у многих детей почти не вызывают эмоциональных реакций. У них редко возникает или совсем не возникает желание продуктивно взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Обычно они бывают пассивными, и их действия полностью подчинены указаниям взрослого.

Без помощи взрослого дошкольники не могут найти себе занятие, не вступают в общение друг с другом, как правило, безразличны к происходящему вокруг, не замечают и не понимают трудности и переживания сверстников. Потребности в общении со взрослыми не проявляют, сверстники интереса не вызывают. На инициативу взрослого принять участие в совместной деятельности дети реагируют по-разному: одни проявляют негативные реакции, другие пассивно подчиняются.

Новую ситуацию дети воспринимают безразлично либо проявляют тревожность и беспокойство. В эмоциональный контакт с посторонним взрослым вступают не сразу, но постепенно такой контакт становится устойчивым, что обеспечивает возможность привлечения детей к продуктивной деятельности. В организованной деятельности способны участвовать индивидуально или в группе из двух человек.

При поступлении в ДОУ дети не знают названия предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (например, постукивание и бросание предметов на пол). Они не владеют навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, не умеют играть, не понимают смысла рисования и конструирования.

Даже в возрасте пяти-семи лет дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проявляют крайне низкую или чрезмерно высокую, хаотичную двигательную активность. В то же время они относительно хорошо владеют ходьбой: походка уверенная, устойчивая, хотя проблемы в координации движений остаются выраженными. Прыжки не сформированы, хотя дети способны самостоятельно оторваться от пола при наличии опоры. Пытаются бегать, но переходят на ходьбу мелким семенящим шагом. Перемещаться в пространстве вместе с другими детьми способны без помощи взрослого. Новые действия могут выполнять только вместе со взрослым, знакомые — по подражанию и образцу.

Эмоциональные реакции часто носят неадекватный характер, не соответствуют окружающей обстановке и по силе, и по способам выражения. Дети проявляют склонность к «застреванию» на эмоциональных состояниях.

При наличии опыта воспитания в детском саду к взаимодействию со взрослым, опосредованному выполнением игровых действий с предметами, относятся положительно. Некоторые проявляют желание продуктивно взаимодействовать со сверстниками, адекватно воспринимают инструкции требования взрослого.

К семи годам некоторые дети способны без помощи взрослого найти себе занятие: действовать с игрушками, вступать общение друг с другом. Они проявляют неглубокий и неустойчивый интерес к окружающей обстановке, сверстникам и взрослым, вступают во взаимодействие, если этот интерес поддерживается окружающими. Принимают предложение взрослого включиться в совместную деятельность, способны участвовать в организованной взрослым деятельности индивидуально или в группе из двух человек.

В старшем дошкольном возрасте дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знают небольшое количество предметов из ближайшего окружения, их функциональное назначение, способы действия с ними, с некоторыми из них стремятся действовать сами, многократно, стереотипно повторяя одни и те же действия, обычно без эмоционального сопровождения.

К старшему дошкольному возрасту дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью овладевают элементарными действиями с предметами, необходимыми для одевания, раздевания, приема пищи и др. Это позволяет некоторым из них с разной степенью самостоятельности принимать пищу, раздеваться, одеваться.

 

  1. Планирование КРО.

Приведенные выше доводы определяют принципы подходов к дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи дошкольникам с умеренной и тяжелой УО, которую необходимо осуществлять в повседневной работе воспитателю, а также педагогу-дефектологу на специально организованных занятиях преимущественно в индивидуальной форме обучения или в малой подгруппе по 2 человека /Баряева Л.Б./. Здесь уместно еще раз напомнить, что обучение при организации всех видов деятельности детей с тяжелыми формами психического недоразвития значительно широко, т. е. воспитание и обучение — слитное, неразделимое единство, будь это обучение гигиеническим навыкам, еде, самообслуживанию, или обучение элементам письма, чтения, счета, другим интеллектуальным умениям. Тактика педагогического выбора определяется конкретными задачами с учетом индивидуальных возможностей воспитанников, понимания того, что в данный период является наиболее важным для поступательного развития того или иного ребенка. Наряду с текущими задачами обучения, воспитателю в организации своей работы необходимо видеть перспективные (стратегические) направления, содержание которых будет охватывать всех воспитуемых без исключения, т. е. воспитатель должен хорошо знать характеристику всей группы, без которой невозможно планирование воспитания на какой-то обозримый промежуток времени: на месяц, полугодие, или учебный год (до летнего отдыха, каникул и т. д.). /Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010./

Специфическим для планирования и организации обучения дошкольников с УиТ УО является подход к структурированию содержания психолого-педагогической работы, который предлагают ведущие специалисты в области коррекционной педагогики: Баряева Л.Б., Стребелева Е.А., Бгажнокова И. М. Вместо традиционного распределения материала по годам обучения, программное содержание представлено в виде трех постепенно усложняющихся этапов (концентров), соответствующих в определенной мере основным возрастным периодам развития детей с интеллектуальной недостаточностью: первый этап ориентировочно соответствует младшему дошкольному возрасту (3,0-3,5 — 4,0-4,5 года); второй этап — среднему дошкольному возрасту (4,0-4,5 — 5,0-5,5 года); третий этап — старшему дошкольному возрасту (5-7 лет).

Выбирая такой принцип организации материала, авторы исходили из анализа практики выявления детей с интеллектуальной недостаточностью и комплектования групп компенсирующей направленности в ДОУ, а также из чрезвычайного разнообразия индивидуальных различий в психическом облике ребенка на фоне раннего органического поражения центральной нервной системы. Если ребенок уже младшем дошкольном возрасте получает комплексную психолого-педагогическую и медицинскую помощь, то выделенные этапы соответствуют младшему, среднему и старшему дошкольному возрасту. В силу различных причин большинство детей с интеллектуальной недостаточностью поступают в ДОУ довольно поздно — на шестом и даже на седьмом году жизни. Поэтому обучение для каждого ребенка в отдельности выстраивается по своему образовательному маршруту, который определяется его уровнем психологического развития.

Планирование предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и в режимные моменты в соответствии со спецификой дошкольного образования. Педагогами организуются игры – занятия, которые включают в себя различные виды деятельности детей. Поэтому содержание планирования предполагает организацию в группах с учетом специфики развития детей с интеллектуальной недостаточностью:

  1. образовательной деятельности в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии детей;

Учителем – дефектологом организуется работа по:

  • формированию представлений о себе и окружающем мире;
  • развитию речи;
  • обучению игре (отобразительной, ролевой, театрализованной);
  • сенсорному развитию;
  • конструированию

Воспитатели осуществляют ОД по:

  • рисованию;
  • лепке;
  • апликации;

в форме индивидуальных и групповых занятий, в которых количество детей может составлять от двух до трех человек в зависимости от особенностей их психофизического развития.  Такие занятия проводятся один раз в неделю, в первой половине дня. Все игровые занятия подчинены одной лексической теме, что дает специалистам возможность отработки материала в различных видах деятельности.

  1. образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • учитель-дефектолог, логопед планирует индивидуальные занятия от 10 – 20 минут, в зависимости от работоспособности и психофизических особенностей детей, 2 раза в неделю с каждым ребенком, в соответствии с индивидуальным планом развития, составленным по результатам обследования.  Индивидуальные занятия направлены, с одной стороны, на уточнение и закрепление ЗУН полученных на фронтальных занятиях, а также развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления), речи (подготовка артикуляционного аппарата, развитие слуховых дифференцировок, просодики и др.) с другой.  

После таких занятий специалисты могут предложить родителям поиграть в те же самые игры, провести с ними эти же упражнения дома, с пошаговыми инструкциями, которые фиксируются в индивидуальной тетради ребенка.

Воспитатели организуют:

  • игры и упражнения по ознакомлению с окружающим и развитию речи;
  • игры, направленные на сенсорное развитие;
  • сожетно-отобразительные (или сюжетно – ролевые игры);
  • игры – импровизации
  • театрализованные игры на основе малых форм фольклора и на основе художественной литературы;
  1. самостоятельной деятельности детей;

Все педагоги группы осуществляют проектирование, изменение и пополнение предметной среды в группе, которая создает у детей мотивационный фон для осуществления самостоятельной исследовательской и игровой деятельности. Но, т.к. мы говорим о дошкольниках с УиТ УО, то они постоянно находятся под пристальным наблюдением взрослого, который мягко и методично подводит каждого ребенка к деятельности, давая возможность самостоятельного выбора; побуждают их к взаимодействию друг с другом, группируя их по интересам и особенностям характера между собой. /Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012./

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи

Основной целью программы является реализация потениальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений...

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени

В работе описывается  коррекционная работа с дошкольниками, имеющими диагноз умственная отсталость тяжёлой степени. Применение новых методов работы....

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени

В работе описывается  коррекционная работа с дошкольниками, имеющими диагноз умственная отсталость тяжёлой степени. Применение новых методов работы....

«Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

Статья на тему: «Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»....

«ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Уже четыре года я выкладываю на сайте нашей группы "Капельки" домашние задания по лексическим темам. А ещё мы с родителями активно используем социальные сети и мессенджеры для обще...