Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Голубева Диана Евгеньевна

В работе описывается  коррекционная работа с дошкольниками, имеющими диагноз умственная отсталость тяжёлой степени. Применение новых методов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Инновационные технологии в коррекционной работе
с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени

Ю.А. Шкуропатская учитель-дефектолог

Д.Е. Голубева учитель-логопед

Мы представляем работу с особой категорией детей. Это дети со множественными тяжелыми нарушениями развития. Дети с НОДА и глубочайшим нарушением интеллекта.

 Перед Вами психологический портрет таких детей. Маленькое слово НЕ обозначает, что дети, о которых пойдет речь НЕ владеют данными умениями и навыками.

  • НЕ следит за движущейся игрушкой;
  • НЕ поворачивает голову на голос взрослого, на звук бытовых предметов или звук погремушки;
  • НЕ улыбается в ответ на разговор с ним;
  • НЕ смотрит на лицо взрослого, на игрушку;
  • НЕ задевает руками игрушки, висящие перед грудью;
  • НЕ узнает мать, не радуется ей;
  • НЕ смеется во время эмоционально-речевого общения;
  • НЕ гулит, не произносит разные звуки;
  • НЕ рассматривает, не ощупывает, не захватывает игрушки;
  • НЕ узнает голос матери или близкого человека, не радуется;
  • НЕ различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи;
  • НЕ проявляет «комплекс оживления» в ответ на общение и на показ игрушек;
  • НЕ берет игрушки из рук взрослого;
  • НЕ удерживает игрушки в руках;
  • НЕ реагирует на свое имя.

    У детей не сформировано прямостояние и ходьба. Они не удерживают голову и спину во время сидения. У детей, которые ходят, резко выражено нарушение координации. Дети ходят, но делают это неосмысленно, идут с закрытыми глазами, «в никуда», не чувствуют границы, пороги, если упираются в стену, то просто стоят. Дети не умеют присесть на стул и встать со стула. У них абсолютно не развиты движения рук и пальцев. Они не манипулируют предметами и игрушками. У детей отсутствует собственная речь, это не компенсируется ни звуками, ни жестами. Дети абсолютно не понимают обращенную речь, они постоянно находятся в состоянии дисфории. Эмоции, такие как гнев, страх, радость, грусть у наших детей отсутствуют. Дети вообще не фиксируют взгляд ни на чем. Навыки самообслуживания и санитарно-гигиенические навыки у детей отсутствуют полностью, в поведении преобладают физиологические потребности. При всем этом дети имеют относительно сохранные анализаторы – основная проблема это неумение их использовать. Т.е. наши дети не видят, когда смотрят,  и не слышат, когда слушают.

    Из описания понятно, что дети находятся на уровне развития ребенка « От рождения до 6 месяцев», хотя их реальный возраст от 3до 7 лет. На уровне новорожденного по развитию находятся дети 6-7 лет.

     Кто учился в прошлом веке, помнят, что таких детей относили к категории «необучаемых» и направляли в учреждения социальной защиты. В наше время согласно законам «необучаемых» детей нет.

Всеобщая декларация прав человека СТ.26 

Каждый человек имеет право на образование.

  • Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.
  • Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних лиц

Конвенция о правах ребенка СТ. 23

  • Признание прав «неполноценного» в умственном и физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе.

Закон об образовании в РФ №273 от 29.12.2012г.СТ.5

  • В РФ гарантируется право каждого человека на образование.
  • Право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Мы расскажем от некоторых приемах работы с такими особенными детьми.

    Когда к нам поступил  первый такой особенный ребенок мы растерялись. Сейчас у нас четверо таких детей. Все дети посещают детский сад с сопровождением.

    Основополагающее понятие в нашей работе – это индивидуализация обучения. Это одно из правил реализации педагогического принципа природосообразности.

    Соблюдение этого правила обязывает учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, создавать условия для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей. Обращать внимание на разнообразную специфику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным отклонением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности психического и физического развития.

     Мы ориентируемся не на реальный возраст ребенка, а на уровень его развития. Т.е. если ребенок ходит в подготовительную группу, ему 7 лет, а уровень развития как у новорожденного, то естественно программу для него мы разрабатываем соответственно его уровню развития.

    Мы определили для работы следующие ведущие направления:

  • Формирование зрительных ориентировочных реакций;
  • Формирование слуховых ориентировочных реакций;
  • Формирование тактильных ориентировочных реакций;
  • Развитие эмоций;
  • Развитие общения со взрослым;
  • Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки;
  • Развитие движений руки и манипуляций с предметами;
  • Развитие общих движений;
  • Формирование предпосылок активной речи и понимания речи;
  • Выработка умения выражать свои чувства и потребности;
  • Формирование начальных навыков самообслуживания.

     Всем известно, что ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств, у него есть глаза, уши.  Кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, но это лишь предпосылки, того чтобы ребенок научился воспринимать окружающий мир. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. К младшему дошкольному возрасту нормально развивающийся ребенок  владеет начальными видами сенсорных ощущений  (зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми).

    В первую очередь мы занимаемся развитием сенсорных возможностей начиная с уровня новорожденного ребенка.

  • Развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • Система работы анализаторов:

- Физиологический прием внешних сигналов периферическими органами чувств (глаз,ухо, кожные чувствительные точки)

- Сложная переработка поступающей чувственной информации головным мозгом;

- Развитие ощущений и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

     В своей работе мы придерживаемся следующих методов и правил:

  • Педагогическая изобретательность
  • Распорядок дня и стабильность
  • Обеспечить возможность выбора
  • Разбивать задания на маленькие части
  • Обеспечивать ситуацию успеха
  • Позволять ребенку отдыхать

     В первую очередь это педагогическая изобретательность.  Далее - распорядок дня и стабильность. Продуманный и налаженный взрослым распорядок дня,     недели способствует регуляции процессов возбуждения и торможения, придает детям чувство уверенности.

 Мы взяли это за правило, т.к. дети не шли на контакт, мы пробовали заниматься в группе, зале ЛФК, музыкальном зале. Ребенок кричит, упирается. Стали постепенно приучать к кабинету, здесь отрабатывали сразу много жизненно необходимых навыков:

- открыть дверь, перешагнуть порог (подставляли препятствия), зайти, присесть на стул, встать со стула;

- выйти, закрыть дверь.

Сейчас у нас «Место встречи изменить нельзя», занятия строго в одно и тоже время, день, в одном и том же месте. В среднем 10-15 мин. полноценной работы.

Основное и любимое наше правило НАБЛЮДЕНИЕ. СЛЕДУЙТЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Мы стараемся объединить обучение с насущными интересами ребенка и его собственной активностью, наблюдать за собственными интересами ребенка. На конкретном примере сработал метод НАБЛЮДЕНИЕ.

  Мы не знали «с какой стороны подступиться» к ребенку. Он ни на что не реагирует, все что предлагается, летит в разные стороны, кричит, выгибается, раскачивается. Наблюдая за ребенком, мы выяснили, ЧТО привлекает его внимание, к чему тянется ребенок. Сделали акцент на развитии и расширении уже существующих реакций и пусть даже стереотипных, хаотичных, но все - таки движениях.

   Мы стараемся исходить из пристрастий ребенка. Здесь очень важна гибкость педагога. Приходится действовать в зависимости от ситуации и желания ребенка. Если быть чутким, то можно увидеть, что ребенок сам подсказывает форму взаимодействия. Мы многому можем научить детей просто будучи отзывчивыми к ним и внимательно относясь к их интересам.

   Подробно остановимся на нашем любимом правиле «СЛЕДУЙТЕ ЗА РЕБЕНКОМ».

   Что бы ребенок нас увидел и услышал, мы в первую очередь должны развить слуховое и зрительное внимание. Способность ребенка зрительно исследовать мир играет определяющую роль в развитии многих понятий.

    Рассмотрим конкретный пример. Мы заметили, что ребенок может длительное время смотреть на отверстия, клеточки, точечки, просто механически.

   Так у нас появились решетки, коврики (из хозяйственного магазина) мелкие, крупные. Используя коврики мы добились, что бы ребенок не только смотрел, но и прослеживал движения зрительно. Раскладываем на столе коврик, накрываем ручку, ребенок смотрит на коврик «Где ручка, вот ручка» - поднимаем, водим в стороны, подкладываем предметы под коврики, на коврики.

   Далее у нас появился проектор и фонарик. Включили, навели на стол, ребенку понравилось, он стал смотреть, ловить ручками огоньки. Наводим на ручки ребенка, на маму, на стену, потолок, пол, дверь, ребенок четко следит глазами, все обязательно проговариваем. Далее стали наводить фонарики на игрушки: матрешка, машинка, мячик, кубик, ребенок, ловя огоньки, натыкается на предмет, трогает его, а мы в это время сопровождаем его действия речью. Плюс в том, что в начале работы решеточки и проектор мы могли использовать, как успокоительный момент. Ребенок очень беспокойный, стоит только показать решетку, включить проектор ребенок успокаивается и начинает следить глазками.

    Сейчас ребенок фокусирует взгляд на лице человека, на предметах, прослеживает глазами, рассматривает себя в зеркале (на радость логопеду), рассматривает предметы, игрушки. Стал ориентироваться в помещении, обходит препятствия.

Есть такая особенность у наших детей  все, что вкладываем им в ручку, что они смогли взять сами, тянут в рот. Не забываем, что дети на уровне новорожденного ребенка, и не препятствуем этому, по крайней мере на данном этапе. Тенденция тянуть все в рот способствует развитию зрительно-моторно-тактильной связи, что как раз нам необходимо для формирования манипулятивной функции, на основе которой в дальнейшем формируется познавательная деятельность. У каждого ребенка своя коробка с предметами, игрушками, которые обрабатываются после занятий сопровождающими.

    Характерной особенностью наших детей являются стереотипии – однообразные повторения одних и тех же действий. Обратили внимание, что ребенок двигает по столу ручками. Стали подкладывать ему тактильные доски, с проговариванием свойств (гладкая, шершавая, колючая, мягкая и т.д.). Щетки – мягкая, колючая. Гладим ладошкой мягкую щетку, трогаем кончиками пальчиков колючую. Учим соотносить слово, действие. Сейчас уже просто говорим колючий и ребенок трогает пальчиками и т.д.

   Стараемся уже переносить отработанное действие  на конкретные предметы - ежик и кошечка, включаем музыку и играем. Ежик колючий, кошечка мягкая.

  Закрепляем движения – похлопывания, нажим. На твердых, мягких предметах.

   Начинаем давать песок, фасоль, до этого давали более безопасный материал  – овсяные хлопья.

   Развиваем реакцию на прикосновение – мех, пух, колючки.

   Через игру с водой вводим понятие – теплый, холодный. Ложки опускаем в холодную, теплую, воду прикасаемся к ребенку, проговариваем. Даем подержать кусочек льда, после теплой воды для ощущения контраста.

   Так мы развиваем активное осязание – возможность узнавать предметы на ощупь, т.е. стереогноз.

    Учим детей манипулировать с предметами, отрабатываем предметные действия.

- Валики массажные (деревянные, резиновые, металические) – трогаем иголочки пальчиками, ощупываем форму – катаем между ладошками, двумя руками по столу.

- Мячики гладкие, массажные, суд-жок – ощупываем, катаем. Маленький прячем в ладошки.

- Бигуди различной фактуры и размера. Катаем, сжимаем, разгибаем, катаем двумя ручками.

- Бутылочки с разными наполнителями, обклеенные различным материалом – развиваем сразу тактильное и слуховое восприятие. Детям очень нравится.

    Все действия начинаем рука в руке, вкладываем, проговариваем. Сейчас – просто выкладываем предмет на стол, ребенок берет, разглядывает, ощупывает, и выполняет отработанное раннее действие.

- Погремушка ( шарики на резинке для колясок, кроваток)  – с ней много упражнений выполняем. Растягиваем сначала на столе, затем на уровне груди, над головой. Ребенок слушает, смотрит, тянется руками, держится, трогает шарики, таким образом мы задействуем сразу несколько анализаторов и выполняем пассивную гимнастику, что особенно актуально с  неходячими детьми. Сейчас уже просто достаем, погремели, ребенок уже готовит ручки, тянется за погремушкой.

- Всем известная игра «ку-ку». В начале накидывали платочек на голову и ребенок сидел безучастно хоть сколько времени. Сами снимали, эмоционально спрашивали «Где Петя», «Вот он». Здесь же отрабатывали реакцию на имя. Сейчас ребенок снимает косынку сам, даже что то подобие улыбки появляется, через эту игру мы научили детей снимать шапку.

   На данный момент наши дети уже умеют брать предметы, рассматривать их. Мы начинаем работу над зрительным восприятием. Применяем различные простые упражнения, всем знакомые, главное начинать с самого простого. Вставить пальчик в отверстие в картоне, вставить карандаш в отверстие. До коробки форм учим просто опустить предмет в коробку, учим вытащить елочки, грибочки, палочки. Прежде чем давать пирамидку учимся снимать колечки, надевать на стержень, на руку себе, взрослому, снимать колечки, затем даем пирамидку одноцветную и т.д.

   Обязательно стараемся развивать билатеральные навыки - действие двумя руками одновременно. Это очень важно для наших детей, т.к. из-за различных двигательных нарушений часто мы замечаем, что действие дети выполняют только одной рукой, вторая висит безучастно.

- Катаем суд-жок, нанизываем на веревочку предметы, хлопаем в ладоши.

- Упражнение с бумагой.

- Отщипывание и отрывание клочков бумаги (больших и маленьких), сминание бумаги, разглаживание.

- Конструктор – липучка. Сделай комочек, разбери комочек, оторви шарик и т.д.

- Игра с бусами. «Бусороград» автор М.И. Родина.

Бусы в кучку соберем и ладошками сгребем,

Пальчиками их поманим,

Дорожку длинную растянем.

Во время игры с бусами ребенок даже не замечает, как его вторая рука включается в работу.

    Мы не можем не учитывать беспомощность наших детей в быту. Их необходимо обучать элементарным навыкам самообслуживания. На данный момент наши дети научились держать ложку, и донести её до рта, пить из кружки с поддержкой.

Гигиенический навык -  умывание. Вырабатываем через игру с водой.  Применяем контрастную воду, купаем куклу, достаем из воды различные предметы с поверхности, со дна. Потираем сухие руки, проводим по лицу, Для навыка сложить ручки лодочкой – насыпаем в воду мелкие предметы – мозаика, бусинки и вылавливаем, то же делаем с сыпучими материалами. Все действия выполняем с эмоциональным проговариванием.

Предшнуровка.  Ортопедическая обувь сейчас на липучках, но шнурки в жизни ещё встречаются, поэтому мы используем тренажер «предшнуровка». Вставляем в отверстия шнур от скакалки, т.к. мягкий вставить и удержать пока трудно.

Одевание, раздевание. Снятие шапки мы отрабатываем через игру «Ку-ку». Снять варежки учимся на занятии, применяем различные браслетики, веревочки, колечки, прищепки.

   Буквально недавно мы заметили у ребенка стереотипное движение - поглаживание животика, не знали, то ли кушать хочет, то ли болит живот. Методом совместного с родителями наблюдения выяснили, что ребенок это делает, когда рубашечка на пуговках, или на футболке вышитый рисунок. Ему нравиться тактильное ощущение. Сделали два тренажера. Жилетик, на котором пришиты с одной стороны пуговки (на ножках) разного размера от больших до маленьких и  петельки с другой стороны.  

На детский фартучек для ручного труда мы нашили крупную молнию с большой «собачкой», в «собачку» вставили колечко. Ребенку нравится трогать молнию пальчиками, он непроизвольно зацепляет колечко, тянет вверх, вниз таким образом через тактильные ощущения вырабатывается навык застёгивать, растегивать пуговицы, замок.

Еще раз хотим подчеркнуть – нельзя упускать из виду крупицы положительного, даже малозаметного успеха ребенка. Если это не подкрепить стимуляцией, все угаснет и сменится полной пассивностью.



Предварительный просмотр:

Развитие моторной сферы как средства преодоления дизартрии у детей с НОДА

           Одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребенка, как известно, выполняет моторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Высокая значимость моторики определяет необходимость ее подготовки у детей дошкольного возраста, так как именно она осуществляет психическую регуляцию учебно-познавательной и речевой деятельности ребенка (М.О. Гуревич М.О., Н.И. Озерецкий, 2009).

          Развитие моторики ребенка представляет собой сложный диалектический процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики ребенка в целом.    Разработка проблемы изучения моторной сферы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией актуальна для профилактики нарушений речи, для выявления их индивидуально-психологических особенностей.

Исследования моторики детей со стертой дизартрией показывают (Л.В. Лопатина, 1987 и др.), что патология моторных функций, выражена у них в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Мышечный тонус дошкольников неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук, ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются обычно в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. Страдает динамический праксис. Дети с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Часть дошкольников с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм, самостоятельно не исправляют двигательные ошибки.

Все вышеперечисленные нарушения моторной сферы затрудняют и препятствуют полноценному общению со сверстниками и взрослыми.

В литературе последних лет описаны приемы развития моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика и тактильно кинестетическая стимуляция.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. [8]

Тактильно кинестетическая стимуляция – это включение тонких рецепторных зон кистей рук.

Учитывая рекомендации авторов, мы решили объединить два направления  при работе с детьми с НОДА.

На начальном этапе, при подготовке к постановке звука необходимы

ежедневные  занятия артикуляционной гимнастикой, и интересным направлением является биоэнергопластика. Такая гимнастика позволяет долго удерживать интерес ребёнка, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений.

     Наша работа строится из четырёх этапов.

Первый этап отработка артикуляционных упражнений: мы начинаем по традиционной методике без руки.

Второй этап нашей работы: отработка артикуляционных упражнений  с постепенным подключением ведущей  руки ребёнка. На этом этапе для привлечения интереса мы знакомим ребёнка  с весёлой перчаткой по имени Чупс. Когда  ребёнок полностью  усвоит движения ведущей рукой, мы начинаем работу со второй рукой. И знакомим со второй перчаткой Чупой. Этот этап работы является  длительным временным промежутком, который  даёт возможность освоения и синхронности выполнения упражнения гимнастики и движения кистью руки .

Третий этап начинается с включением обеих кистей рук. Важно отшлифовать синхронность движений обеих рук и артикуляционных органов.

Четвёртый этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. На этом этапе мы рассказываем сказки о Чупе и Чупсе, в сказках звучит название выполненных артикуляционных упражнений, ребёнок слушает сказку и обеими руками выполняет упражнения.

Далее начинается работа по постановке и автоматизации звука. Самым сложным направлением работы при стертой дизартрии является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. И для наибольшей эффективности в своей работы мы стали применять тактильно кинестетическую стимуляцию. Система автоматизации звуков по модулям с постепенно усложняющейся структурой сочетания фонем. В лексическом материале мы исключаем звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексический материал, для автоматизации звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизации звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы.). Мы разработали карты по символам Ткаченко Т.А.

           При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, мы  применяем массажеры, например, иппликатор Кузнецова, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т. п.

       Опираясь на рекомендации Е.Ф.Архиповой по преодолению стертой дизартрии у детей через использование  игольчатого тренажёра или иппликатора Кузнецова, мы разработали и систематизировали словарный и лексический материал в соответствии с 10 модулями по автоматизации поставленного звука. Применение на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Биоэнергопластика и тактильно киестетическая стимуляция оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка с НОДА  по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, и развитию фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой усиливает результативность. Наша работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики и кинестетической стимуляции  в развитие моторной сферы при преодолении дизартрии у детей с НОДА.

Литература.

1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.

7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок.

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок....

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени

В работе описывается  коррекционная работа с дошкольниками, имеющими диагноз умственная отсталость тяжёлой степени. Применение новых методов работы....

«Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками».

Компьютерные технологии призваны объединить всех специалистов, заинтересованных в качественной помощи детям, а также в развитии своего творческого потенциала, делает нашу работу еще более важной и инт...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР...

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей неволей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно пре...

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей неволей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас труд...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...