Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок.
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Шеляг Нина Михайловна

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми .
Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл икт, загадки, логопед1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок. Учитель-логопед Шеляг Н.М. Санкт-Петербург 2015г.

Слайд 2

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи отгадыванию загадок начинаем при помощи загадок в картинках, где картинка является подсказкой ответа Над цветочками порхает, Кто красавицу не знает? Ее крылья расписные, Ее танцы заводные. Только очень беззащитна, Совершенно безобидна. Не спеши ее пугать, Слабых надо защищать. ( Бабочка)

Слайд 3

Обучение отгадыванию загадок в картинках, где картинка является расшифровкой загадки, но не ответом. Бабушка седа, бела, Зимой всем мила. А как лето наступает, Про бабушку все забывают ( печка )

Слайд 4

Работа по обучению детей составлению загадок ОБЪЕКТ СОЛНЦЕ СВОЙСТВО ЖЁЛТОЕ СРАВНЕНИЕ КАК ОДУВАНЧИК Подготовительный этап: цель - обучение детей сравнению. Дети выбирают объект, определяют его свойства, подбирают сравнение . Действуют по алгоритму.

Слайд 5

ОБЪЕКТ МЯЧ СВОЙСТВО ПРЫГАЕТ ЛЕТАЕТ СКАЧЕТ СТУЧИТ СРАВНЕНИЕ КАК ЛЯГУШКА КАК ПТИЦА КАК ЗАЯЦ КАК СЕРДЦЕ Значительное внимание уделяется вариативности свойств объекта. Учу детей сравнивать по цвету, по форме, по величине, по материалу. В заключение подготовительного этапа, учу сравнивать по действию.

Слайд 6

Доказали свою продуктивность в работе так называемые «молчаливые загадки». Они способствуют развитию зрительного восприятия и логического мышления детей. Как нарисовать кота, не рисуя кота? Можно изобразить хвост, торчащий из-под дивана, или уши, или тень за занавеской; или следы на снегу. Становится понятным название загадок – их можно загадывать молча, они не требуют слов. КТО ЭТО?

Слайд 7

КОГО ХОТЕЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК? ЧТО ХОТЕЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК? Способствуют развитию воображения «загадки ленивого художника» , который любит начинать рисунки, но никогда их не заканчивает. Эти загадки тоже очень полезны, т.к. помогают сравнивать очень схожие предметы, имеющие одинаковые детали.

Слайд 8

Дети с удовольствием отгадывают и придумывают сами загадки, которые указывают на окружение предмета, например, мы хотим составить загадку про иголку; выясним где, у кого, в каких предметах есть иголки? Получаем загадку: «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машины?». Аналогично составляем загадки про колесо, пружину, шляпку, бантик. В схеме такой загадки задается только один вопрос: «Где живет?» или «Куда входит?», или «У кого есть?», или «Где встречается?». ЧТО ЕСТЬ У ЁЖИКА, У ЁЛКИ, У ШПРИЦА, У ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ?

Слайд 9

Более сложными являются загадки, в которых предметы окружения называются не прямо, а по признакам. Если я ставлю своей целью познакомить детей с функциями предметов: главными и второстепенными, явными и скрытыми, можно предложить им сначала отгадать загадки, в которых предметы сообщают о своих делах, а потом попробовать самим составить такие загадки. Нам ведьму без неё, представить трудно . На ней колдунья чрез окно, летит на шабаш в полнолунье . Ей как веслом рулит Яга, меж облаков летая в ступе . В руках у дворника, с ней всюду чистота . И Гарри Поттер, ей владеет запросто . То самолёт, иль аппарат какой? Нет. Она является простой - ( метлой ).

Слайд 10

Очень трудными для детей с речевым недоразвитием оказались загадки, основанные на выделении противоречий. Познакомили с понятием – оксюморон (сочетание слов, противоположных по смыслу в одном образе). У нас получились загадочные фразы, которые дети объясняли друг другу Чёрно-белая сорока, оставляющая след на бумаге клювом (маркер) Холодная тёплость , покрывающая землю зимой (снег ) Твёрдая мягкость пола (ковёр) Множество в одной ( матрёшка )

Слайд 11

За годы работы у меня накопилось определенное количество загадок, составленных детьми на занятиях , и разные варианты детских ответов для одной и той же загадки, которые я использую при работе по обучению отгадыванию загадок с новыми детьми. Одна загадка – четыре отгадки:

Слайд 12

Составление загадок позволяет заменить репродуктивный способ обучения обучением через творчество, через решение творческих задач. А для ребенка загадать загадку – задача действительно творческая, он думает о том отгадчике, который сейчас стоит рядом. Дети не занимаются скучным обобщением давно известных истин, они создают нечто новое!

Слайд 13

Занятия по составлению загадок позволяют решить многие задачи: - расширяется словарный запас детей; - совершенствуется грамматический строй речи; - развивается мыслительная активность и творческое воображение детей; - дети овладевают инструментарием, необходимым для самостоятельного движения вперед; - они учатся не боятся даже самых трудных задач, подходить к их решению нетрадиционно, творчески. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методик в коррекционной работе с детьми ОВЗ

В данной статье представлен опыт работы с детьми ОВЗ - новые методы коррекции ("Телодвижения цифр")....

Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми ТНР по обучению грамоте и развитию речи.

Разнообразные игровые технологии, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей и навыкам звуко-буквенного анализа у дошкольников....

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР...

«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

методическое обьединение «Инновационные технологии в  коррекционной  работе  с  детьми, имеющими особые образовательные потребности»...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФАОП »

Применение инновационных технологий в коррекционной работе способствуют оптимизации образовательного процесса, удовлетворению образовательных потребностей и интересов ребенка....