«Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФАОП »
статья по логопедии

Татьяна Николаевна Герасимова

Применение инновационных технологий в коррекционной работе способствуют оптимизации образовательного процесса, удовлетворению образовательных потребностей и интересов ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе

учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФАОП»

С введением ФОП и ФАОП в дошкольное образование уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка, формированию взаимопонимания и сотрудничества между людьми,  реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования,  формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями для  интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Развитие данных способностей в современном веке невозможно без использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов не только в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста, но и в разностороннем развитии личности.  На фоне комплексной логопедической помощи

инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и  способствуют оздоровлению всего организма.

Инновационные технологии в логопедической практике

-это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем

технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных   нарушениях произносительной стороны речи и другие);

-новые и обладающие повышенной эффективностью методы и

инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом

интеллектуальной деятельности педагога,

-новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

-новые стимулы, которые служат для создания благоприятного

эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и  активизации нарушенных психических функций.

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. 
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
     

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Музыкотерапия –

  метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.    

      В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Техники изо-терапии, используемые для развития речи:

  • техника «кляксография»;
  • пальцевая живопись;
  • рисование мягкой бумагой;
  • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
  • рисование на стекле;
  • ниткография;

         рисование на манке;

  • техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;
  • техника отпечатывания ватой;
  • техника «оттиск пробками»;
  • рисование ладонями.

Телесноориентированные техники:

  • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; 
  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела,  нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Логопедический массаж

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

     Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Пальцевый массаж

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж травяными мешочками;
  • массаж камнями;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

Логоритмика

- это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Сказкотерапия  метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

      Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

·         Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

·         Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

·         Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

·         Обучение преодолению страхов и трудностей.

·         Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Куклотерапия это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

     Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Песочная терапия способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

      Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

     Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

     Виды ароматерапии:

-ванны;

-распыление;

-ингаляциия;

-массаж.

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

      Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.

Информационная технология обучения

       – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования информационной  технологии в логопедии:

  • повышение мотивации к логопедическим занятиям;
  • организация объективного контроля развития и деятельности детей;
  • расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
  • возможность быстрого создания собственного

    дидактического материала;

  • визуализация акустических компонентов речи;
  • расширение спектра невебральных заданий;
  • обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
  • значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
  • за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Технология наглядного моделирования облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Применение в учебном процессе: используются мнемотаблицы, коллажи, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов,  заучивании стихов, для обогащения словарного запаса, а также при автоматизации звуков.

Результатом использования данной технологии является: облегчение детям с ОНР в  овладении связной речью, т.к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

Мнемотехника

это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Кейс-технология

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Методы кейс - технологии

  •  Метод инцидента;
  • Метод ситуационно-ролевых игр;
  • Метод разбора деловой корреспонденции;
  •  Игровое проектирование;
  •  Метод дискуссии.
  •  Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации);

Плей кейс «В лесной чаще»

-Пособие направленно на автоматизацию и дифференциацию звуков (С, З, Л, Ль, Ш, Ж, Р, Рь),

-совершенствование фонематических процессов, развитие грамматической стороны речи,

- на пополнение лексического запаса по темам «Дикие животные», «Лес»,

-на развитие связной речи.

   Занимательно-игровой характер игр и упражнений повышает речевую мотивацию у детей.

Пособие направленно на автоматизацию и дифференциацию звуков (С, З, Л, Ль, Ш, Ж, Р, Рь), совершенствование фонематических процессов, развитие грамматической стороны речи, на пополнение лексического запаса по темам «Дикие животные», «Птицы», «Лес», на развитие связной речи. Занимательно-игровой характер игр и упражнений повышает речевую мотивацию у детей.

Включает в себя:

Чистоговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков(С, З, Ц, Л, Ль, Ш, Ж, Р) – 25 штук. Произносим сначала медленно, потом в ускоренном темпе;

Игра «Кто в лесу живет» цель: отработка лексического материала на тему «Дикие животные», «Птицы».

Игра «Кто? Где?» цель: отработка употребления предлогов.

Игра « У кого – кто?» цель: отработка словообразования.

 Игра «Кто кого кормит?» цель: развитие связной речи, составление предложений по картинке.                        

 Лабиринты «Детки потерялись» цель: автоматизация и дифференциация звуков.

 Игра «Кто пришел к доктору Айболиту?» цель: развитие связной речи, составление предложений по картинке.                        

 Игра «Мишкин обед» цель: автоматизация и дифференциация звука (Ш, С ).

 Игра «Угощение для ежонка» цель: автоматизация и дифференциация звука (З, Ж,).

  Игра «Белочкины запасы» цель: автоматизация и дифференциация звука (Л, Ль, Р, Рь).

  Игра «Один - много» цель: отработка употребления существительных в единственном и множественном числе (В именительном и родительном падежах).

  Игра «Возвращение домой» цель: развитие связной речи, составление предложений по картинке.                        

 Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок.

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок....

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени

В работе описывается  коррекционная работа с дошкольниками, имеющими диагноз умственная отсталость тяжёлой степени. Применение новых методов работы....

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР...

Использование здоровьесберегающиих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО

распространение педагогического опыта по применению сдоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...