Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии

Гасникова Юлия Александровна

В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Речь играет исключительную роль в жизни человека. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного поведения.

Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Как правило, нормально развивающийся ребенок овладевает речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими его людьми. Совсем иначе обстоит  дело, когда имеются те или иные нарушения речевого развития ребенка. Это особенно ясно становится, когда встречаются случаи тяжелой речевой патологии. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Следовательно, одним из важнейших направлений в области образования является своевременная и эффективная помощь детям с речевой патологией. Актуальность этой проблемы обусловлена еще и тем, что число детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями неуклонно растет. Не секрет, что для этих детей характерно неустойчивое внимание, не способность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональная активность, низкая работоспособность, у них снижены вербальная память и продуктивность запоминания. Вследствие этого - формирование умений, навыков, представлений и понятий у таких детей становится сложным и трудоемким процессом. Поэтому перед специалистами, работающими с этими детьми, встает вопрос выбора адекватных практических мер, призванных повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

Основной контингент логопедических групп детских садов составляют дети с общим недоразвитием речи (1 – 4 уровня речевого развития). Общее недоразвитие речи – это речевая патология, которая характеризуется стойким нарушением в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Поэтому традиционными направлениями коррекционно-логопедической работы при ОНР являются такие как: устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры), развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); формирование и совершенствование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова); уточнение, обогащение и активизация лексического запаса  дошкольников; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи детей; развитие коммуникативных навыков.

Основной формой коррекционного обучения в группах компенсирующей направленности являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи детей и подготовка их к успешному обучению в школе.  Существует три вида логопедических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Параллельно с работой по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР идет работа по развитию слухового, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

Для эффективного взаимодействия по устранению речевой патологии соблюдаются следующие условия: использование игры как основного вида деятельности; наличие большого количества наглядности; частая смена видов деятельности; достаточное для формирования навыка количество повторений.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу. Практические методы  используются для формирования речевых навыков путем широкого применения различных специальных упражнений и игр.

В настоящее время в деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми - логопатами, все большее значение приобретают  современные инновационные методы. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Инновация – новое, а инновационные технологии – привнесение нового и действенного в существующий образовательный процесс. Но эти методы не являются самоцелью, они должны стать действенным дополнением в коррекционной деятельности.

В логопедической практике чаще всего используются следующие инновационные технологии: здоровьесберегающие, психо-коррекционные технологии или арт-терапевтические, технологии сенсорной интеграции, аппаратные технологии,  информационно - коммуникативные, дистанционно образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе: различные виды массажа; различные виды дыхательной и голосовой гимнастик; артикуляционная, мимическая гимнастика; ЛФК; гимнастика для глаз; упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук; упражнения на релаксацию; Cу-джок терапия; логоритмика.

Психо-коррекционные или арт-терапевтические технологии включают в себя:

  • музыкотерапию применяют у детей с ОНР для развития слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.
  • изо-терапия – метод психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР.
  • кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.
  • сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка через проживание сказки.
  • мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
  • песочная терапия: ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребёнок прислушиваться к себе и проговаривает свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.

Технология сенсорной интеграции направленна на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Информационная технология обучения предполагает использование специальных программных и технических средств (кино-, аудио -, видео - средств, мультимедийный проектор, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Аппаратные технологии включают в себя:

  • метод  биоакустической коррекции (БАК) позволяет с помощью специальной компьютерной программы преобразовывать сигналы мозга, которые в дальнейшем способствуют непроизвольной саморегуляции организма
  • метод биологической обратной связи (БОС) позволяет контролировать непроизвольные физиологические процессы и функции органов (лечение логоневрозов, нормализация речевого дыхания и т.д.)

В последнее время встал вопрос об использовании в работе логопеда дистанционно образовательных технологий. Но надо понимать, что занятия в таком формате подходят на всем детям. У ребенка должно быть хорошее произвольное внимание, он должен воспринимать плоскостные изображения,  дома должна  быть достаточная развивающая среда (игры, игрушки, пособия), родитель должен обладать определенными педагогическими приемами, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие. Не обходимо помнить, что сложно проводить занятия дистанционно с детьми, у которых есть нарушения эмоционально – волевой сферы, и с детьми с ТМНР.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется не только использованием традиционных или инновационных технологий, но и  четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, личностно-ориентированным подходом к каждому ребёнку,  координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, специалистов ГБДОУ и родителей.

Список использованных источников:

  1. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., М., 1989.
  2. Жукова Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М. 1990.
  3. Немов Р.С. «Психология», М.,1995.
  4. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.-под ред. Л. В. Лопатиной СПб.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
  5. Адаптированная основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад № 16 комбинированного вида Василеостровского района г. Санкт – Петербурга
  6. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/08/26/rabota-uchitelya-logopeda-s-detmi-s-onr
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/09/22/statya-rabota-uchitelya-logopeda-s-detmi-s-onr-traditsii-i
  8. https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5780/
  9. https://www.logopedprofi.ru/bak
  10. https://fortis-med.ru/bos-terapiya-v-logopedii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевани...

Презентация «Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность. Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего -конструкто...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...