Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр
статья (старшая группа) на тему

Скребцова Елена Николаевна

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное значение для успешности последующего обучения в школе, для правильного формирования личности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития логического мышления старших дошкольников с помощью логико-математических игр

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное значение для успешности последующего обучения в школе, для правильного формирования личности школьников. Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью игр, задач, вопросов, заданий.

На уроках математики большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, которые способствуют либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Игра делает занятия эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

Логико-математические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей логического мышления. В процессе логико-математических игр ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает выводы, обобщения, простые умозаключения.

Логические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, речь. Логико-математические игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; включают не только умственные, но и волевые усилия – организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Логико-математические игры и упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт, строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

В дошкольном возрасте предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь побуждают выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности (одна из самых важных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников).

Выделяют такие психолого–педагогические средства, которые способствуют развитию элементов логического мышления: развивающие игры; использование современных коммуникационных технологий; игровые задания по математике с элементами логики; использование знаково-символических средств в образовательной деятельности; преобразование проблемных ситуаций в повседневной жизни.

Особое значение в развитии логических форм мышления принадлежит играм.  Шахматная игра занимает определенное место в педагогическом процессе, т. к. она учит детей логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Очень целесообразным является внедрение в работу с детьми кроссвордов. Каждый ребенок становится первооткрывателем, исследователем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, размышлять. В образовательной деятельности по математике большое внимание уделяется развитию психических процессов – воображения, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к образовательному процессу. Очень эффективными формами работы с детьми в этом направлении являются такие как викторины, олимпиады, КВНы, игра «Что? Где? Когда?», развлечения. Математические представления закрепляются и в других видах деятельности, интегрируются с другими образовательными областями.

Использование компьютерных технологий дают возможность решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач. Позволяя свободно экспериментировать на экране, они облегчают процесс самостоятельного приобретения знаний практическим путем, формируют мыслительную деятельность, помогают преодолеть стереотипность мышления.

Наиболее эффективным пособием по развитию логического мышления являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине). Выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции. Блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

Сущность игр-головоломок состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино» объединяет общность цели, способов действия и результата. Они расположены по принципу от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

Семинар для педагогов "Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста"

Развитие логического мышления,функции логических игр.Практические советы  педагогам ....

ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

        Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр»

Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе...

Презентация на тему:"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогическ...