Влияние русских народных сказок на развитие детей с ограниченными возможностями.
статья на тему

Яковлева Алла Митрофановна

Специфические принципы коррекционной работы с детьми; функции выполняемые с социально-педагогической точки зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_skazok.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Помощь детям с нарушением интеллекта, речи, а так же детям, испытывающим трудности общения межличностного и деятельностного характера, с признаками социальной дезаптации, выражающейся в низком уровне способности к произвольной регуляции собственной деятельности, в высокой тревожности и негативном эмоциональном состоянии, со стороны педагога заключается в коррекции отклонений их развития, поведения и сознании оптимальных условий для содержательной работы.

        Принципы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.)

        Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы:

  1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место стимуляция выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели;
  2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии;
  3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

Русская народная сказка обладает большими коррекционно-развивающими возможностями, поэтому ее систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития необходимо.

Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

  • Социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
  • Креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
  • Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации – становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • Развивающее – терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей....

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Влияние руских народных сказок на развитие детей с ограниченными возможностями

Специфические принцыпы коррекционной работы с детьми; функции, выполняемые с социально-педагогической точки зрения....