Отчет по теме самообразования: "Развитие творческих способностей воспитателя через ознакомление детей с русским народным творчеством"
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Предоставлена презентация о проделанной работе по самообразованию за 1 год.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение №806 Структурное подразделение №8 «Развитие творческих способностей воспитателя через ознакомление детей с народным творчеством» Отчет по теме самообразования воспитателя старшей группы №6 Мосякиной Галины Емельяновны

Слайд 2

Основные задачи по ознакомлению детей с народным творчеством : Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок) Знакомство с народным искусством Знакомство с русскими народными играми Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Слайд 3

Теоретический этап работы включал приобретение и изучение методической литературы по теме: 1 .« Знакомство детей с русским народным творчеством », А.С . Куприна, Т.А. Бударина , и др., СПБ, «Детство-пресс», 2010 г. 2 .« Истоки русской народной культуры в детском саду », автор-составитель И.Г. Гаврилова, СПб, «Детство-пресс»,2010 г. 3 .« Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа », Г.А.антонова , О.М. Ельцова, Н.Н.Николаева , СПб, «Детство-пресс», 2012 г. 4 .« Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством (подготовительная к школе группа ), И.А . Бойчук, СПб, «Детство-пресс», 2013 г. 5 .« Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством (старшая группа )», И.А . Бойчук, СПб, «Детство-пресс», 2013 г. 6. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искуством », О.А. Скоролупова , Москва, «Скрипторий», 2003

Слайд 4

Синичкин день Вместе с ребятами вспомнили обычай , который отмечали наши предки – массовый прилет птиц-зимовок. В старину 12 ноября был обычай развешивать птичьи кормушки «Покорми птиц зимою- послужат они тебе весною ».

Слайд 5

Зимние посиделки «Русская изба приглашает в гости»

Слайд 6

Зимние посиделки

Слайд 7

Зимние посиделки «Святки»

Слайд 8

Празднуем масленицу

Слайд 9

Веселая игра на масленицу «Лапти»

Слайд 10

Изготовление жаворонков

Слайд 11

Встреча весны со своими поделками

Слайд 12

На пасху ребята выполняли обрывную аппликацию

Слайд 13

Знакомство с пасхальными традициями Раскрашивание пасхальных яиц

Слайд 14

Открытый показ занятия по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» «В семье жить не тужить»

Слайд 15

Инсценировка сказки «Репка» для младшей группы

Слайд 16

Экскурсия в мини-музей детского сада

Слайд 17

Беседа о дымковской игрушке

Слайд 18

Раскрашиваем и делаем аппликацию матрешки

Слайд 19

Создаем русскую народную игрушку из ткани

Слайд 20

Знакомство с гжельской росписью

Слайд 21

Играем в русские народные игры на прогулке Игра «Кошки-мышки»

Слайд 22

Русские народная игра «Стою, стою на жердочке»

Слайд 23

Русская народная игра «Бояре»

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей воспитателя через ознакомление детей с народным творчеством.

СЛАЙД 1

Работая над выбором темы самообразования я, прежде всего,  исходила из основных приоритетов моей работы как воспитателя с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Я считаю, что моя работа должна быть  направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, подготовку ребенка к жизни в современном обществе.

Одним из главных  направлений моей работы является нравственное воспитание дошкольников.

Я убеждена, что воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры.

Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Поэтому считаю важным использовать свой творческий потенциал, для приобщения детей к русской культуре.

Работая над данной темой, я определила основные задачи по ознакомлению детей с народным творчеством:  СЛАЙД 2

  1. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок)
  2. Знакомство с народным искусством
  3. Знакомство с русскими народными играми
  4. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

К работе над темой начала с теоретического этапа, который  включал приобретение и  изучение методической литературы по теме: СЛАЙД 3

  1. «Знакомство детей с русским народным творчеством»: А.С. Куприна, Т.А. Бударина, и др., СПБ, «Детство-пресс», 2010 г.
  2. «Истоки русской народной культуры в детском саду»: автор-составитель И.Г. Гаврилова, СПб, «Детство-пресс»,2010 г.
  3. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева, СПб, «Детство-пресс», 2012 г.
  4. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством (подготовительная к школе группа): И.А. Бойчук, СПб, «Детство-пресс», 2013 г.
  5. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством (старшая группа)», И.А. Бойчук, СПб, «Детство-пресс», 2013 г.

 

Практическая часть моей работы заключалась в реализации  поставленных задач в работе с детьми. В этом году работа по изучению народного творчества проходила согласно традициям народного календаря. Работа с детьми была очень интересной и насыщенной. Ребята живо и эмоционально участвовали во всех мероприятиях.

Особый интерес дети проявляют к народным играм и  знакомству с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа и содержат неповторимый русский колорит.  Ребята знакомятся с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.  

В этом году праздновали «Синичкин день». СЛАЙД 4 Этот праздник был запланирован администрацией детского сада как общий праздник для всех групп. Так как тематика мероприятия соответствовала моей теме по самообразованию, и я с удовольствием проявила себя в качестве и сценариста, и ведущей.  Во время проведения праздника детям моей группы не удалось поприсутствовать на моей станции, и я для них отдельно устроила праздник в тот же день во время прогулки.

Следующим мероприятием, которое особенно понравилось детям и родителям стали зимние посиделки «Русская изба приглашает в гости» СЛАЙД 5 совместно с музыкальным руководителем Авсюковой Маргаритой Федоровной, моими коллегами Николаевой Еленой Александровной и Лиевой Натальей Викторовной  Мне особенно приятно, что и в этот раз я смогла проявить свои творческие способности в качестве сценариста. Но в этот раз это была коллективная работа, совместно со старшим воспитателем Натальей Алексеевной, которая предложила добавить небольшой рассказ про лапти, что добавило в наши посиделки помимо развлекательной и  познавательную информацию для детей. Безусловно, каждый праздник насыщен играми, песнями. СЛАЙД 6

С детьми и родителями праздновали «Святки» СЛАЙД 7

С ребятами  весело встретили «Масленицу» СЛАЙД 8, СЛАЙД 9

Ребята узнали, как на Руси наши предки встречали весну. С удовольствием сами делали жаворонков, а потом на улице играли со своими поделками и кликали весну.  СЛАЙД 10, СЛАЙД 11

Узнали о традициях светлого праздника «Пасха» СЛАЙД 12, СЛАЙД 13

В этом году ребята с удовольствием участвовали в творческой инсценировке по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»  «В семье жить не тужить». Это был открытый показ занятия.  СЛАЙД 14

А также с удовольствием показали сказку «Репка» для младшей группы. СЛАЙД 15

Каждый праздник, открытое мероприятие или досуг включает большую предварительную работу с детьми. Особенно приятно, что предметно-развивающая среда в детском саду помогает в изучении народного творчества.  СЛАЙД 16 Так перед началом зимних посиделок Елена Александровна провела с ребятами и их родителями увлекательную экскурсию в мини – музей нашего детского сада, где ребята  познакомились со старинной русской народной утварью и убранством русской избы.  

Особая роль в системе моей  работы с детьми отводится народному искусству. Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи. Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду.

С начала года дети познакомились

  • с дымковской игрушкой, СЛАЙД 17
  • раскрашивали и делали аппликацию матрешки, СЛАЙД 18
  • создавали русскую народную игрушку из ткани, СЛАЙД 19
  • знакомились с гжельской росписью  СЛАЙД 20

Ребята с удовольствием играли в русские народные игры не только во время проведения праздников, но и во время прогулок на улице. СЛАЙД 21

Здесь мы играем в русские народные игры « Стою, стою на жердочке» СЛАЙД 22  и «Бояре»  СЛАЙД 23

Моя работа по самообразованию рассчитана на два года. Но и за этот год было сделано не мало. Самым важным считаю, что за это время удалось добиться  доброжелательных отношений между ребятами.  Ведь из 18 человек в нашей группе только 6 девочек и в два раза больше мальчиков, что естественно накладывало свой отпечаток на их взаимодействие между собой. Мальчики постоянно пытаются добиться расположение девочек. Мы с коллегой  заметили,  что с начала года во время любой свободной деятельности – в группе или на улице во время прогулки большинство детей собирались в группы по интересам, не охотно принимая других ребят в свою игру. Наша совместная с ребятами работа по изучению народного творчества помогла сплотить всех ребят, и при этом добиваться в любом виде деятельности того, чтобы каждый из ребят смог проявить себя.

Работу над темой буду продолжать в оставшееся время этого года и в следующем году. Буду рада поделиться с вами результатом моей работы.

Спасибо за внимание! СЛАЙД 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя средней группы по теме "Развитие речи детей через знакомство с устным русским народным творчеством"

Самообразование воспитателя средней группы по теме "Развитие речи детей через знакомство с устным русским народным творчеством"...

рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством

рабочая программа  по ознакомлению детей с русским народным творчеством...

НОД по ознакомлению детей с русским народным творчеством “Русские народные сказки”

Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов русских народных сказок -Е. Рачева, Т. Мавриной.Развивать интерес к русской народной сказки как произведению устного фольклора.Расширять предст...

Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...