Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям, поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих процесс формирования творческой активности у дошкольников при использовании русского народного промысла.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное                                                                                                                                     значение народного искусства. Изучая народное творчество своих земляков дети получают первоначальное эстетическое воспитание.

Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей к народной культуре. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о том или ином народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с тем или иным промыслом и обучение их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания изделия декоративно-прикладного творчества, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_detey_s_russkim_narodnym_tvorchestvom.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 294

Краснооктябрьского района

Г. Волгограда

Тема: Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста

«Ознакомление детей с русским народным творчеством»

Автор: воспитатель высшей категории

Серышева Анна Владимировна

г. Волгоград

2021г.

Содержание

Пояснительная записка

3

Перспективный план работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Младшая группа

8

Перспективный план работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Средняя группа

11

Перспективный план работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Старшая группа.

14

Перспективный план работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Подготовительная группа

17

План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в младшей группе.

21

План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в средней группе.

24

План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в старшей группе.

26

План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в подготовительной к школе группе.

27

Список литературы.

32

         Пояснительная записка.

Актуальность представленной темы обусловлено рядом причин социального, научно-теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписывание деревянных изделий. Изучая близкое и родное творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.

В программе воспитания и обучения детей в детском саду недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей с использованием народных промыслов. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Истоки творческих сил человека восходят к детству – той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям, поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих процесс формирования творческой активности у дошкольников при использовании русского народного промысла.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное                                                                                                                                         значение народного искусства. Изучая народное творчество своих земляков дети получают первоначальное эстетическое воспитание.

Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей к народной культуре. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о том или ином народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с тем или иным промыслом и обучение их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания изделия декоративно-прикладного творчества, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях росписи.

Работу по обучению детей рисованию того или иного узора необходимо проводить в следующей последовательности:

  1. Познакомить детей с изделием декоративно-прикладного творчества.
  2. Сформировать навыки рисования узора данного прикладного творчества.

Цель работы – развитие художественно-творческих способностей детей 3 – 7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Основные задачи

  • Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать эстетический вкус.
  • Развивать и закреплять умения рисовать декоративные элементы. Учить самостоятельно изготавливать из бумаги тычок-печатку для рисования кругов разного диаметра.
  • Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.

Ожидаемый результат: формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа; наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов; приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами; развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Целевая группа дети дошкольного возраста.

Рекомендации. Реализации поставленных задач способствует составлению перспективного плана, который отражает последовательность работы.

Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

Первое занятие направленно на углубленное знакомство детей с росписью. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, стихи.

При рассмотрении с детьми изделия какого либо народного творчества или иллюстрации, обращается внимание, во-первых, на особенности росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия изделия; в-третьих, необходимо подчеркнуть индивидуальность цветов, используемых в той или иной росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий народных мастеров является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами росписи, дети учатся рисовать простейшие элементы узора.

Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок  справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения тех или иных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику рук, закрепить цветовую гамму. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напомнить, чтобы не брали много воды.

Далее проводятся занятия согласно перспективному плану.

Целью данных занятий является обучение технике рисования росписи, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес  к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народным промыслом.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии красками на  бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному.

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.

Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.

Игры «Парные картинки», «Декоративное домино», «Собери целое», «Найди пару» помогут детям придумать новые композиции,  дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В течении обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показа родителям успехи их детей в освоении росписей.

На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи – развивать у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.

С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.

Эти занятия проводятся в форме беседы или просто знакомство с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента. В конце года проводится выставка работ.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично.

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию,  рассматриванию иллюстраций, изделий народных мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов, наблюдение в природе, работы с родителями у детей может появится устойчивый интерес к декоративному рисованию, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой». Все это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.

Занятия данного цикла можно проводить как в группе, так и в изостудии.

Серия занятий по ознакомлению детей с русским народным творчеством рассчитаны на четыре года( по одному занятию в месяц). При организации занятий необходимо практиковать игровые формы обучения, организовывать выставки декоративно – прикладного искусства. Наряду с занятиями предлагается проводить индивидуальную  работ .  

Формы работы:  подгрупповое, индивидуальное.

Перспективный план работы

по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Младшая группа

тема

Программное содержание

материалы

Литера

тура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымковская роспись «Узор в платье».

Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного творчества – дымковской игрушкой. Учить рассматривать дымковские игрушки; узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывным движением руки всем ворсом кисти, ставить квачем черные точки; выбирать цвет. Развивать самостоятельность.

Бумажные шаблоны для составления узоров (белая бумага квадратной формы). Гуашь, кисточки, вода,  дымковские игрушки, образцы элементов дымковской росписи.

1;59

3;6

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Дымковская ткань»

Учить детей рассматривать узор на дымковских барынях, называть виды узоров: колечки, круги, точки, линии. Учить украшать квадрат дымковским узором; закреплять умения рисовать кольца одним круговым движением, рисовать каждый элемент узора своим цветом, рисовать квачем. Развивать чувство ритма, цвета. Закреплять интерес к русской народной игрушке.

Дымковские барыни, альбом «Дымковская игрушка». Бумага 20 на 20 см, гуашь, кисти, квачи.

1;59

3;7

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Дымковская роспись «Узор на розетте».

Учить рассматривать на дымковских игрушках мотив росписи. Учить украшать середину и фестоны розетта кольцами одного цвета, использовать черный цвет для украшения (точки, черточки). Закреплять умение  рисовать круг, кольцо непрерывным движением руки всем ворсом кисти. Развивать творческую активность, самостоятельность.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Укрась узорами юбку дымковской барыни».

Учить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, колец, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, Рима в узоре, воспитывать интерес к прикладному творчеству.

Дымковские барыни. Силуэты юбок, гуашь, кисти.

1;60

3;10 - 13

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Рисование бутона». Городецкая роспись.

Познакомить детей с историей Городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетания цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь и белила, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.

Изделия Городецких мастеров. Квадратные листы бумаги 15 на 15 см тонированные под дерево, гуашь, кисти.

1;68

6;8

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Узор в полосе по мотивам Городецкой росписи».

Продолжать знакомить детей с Городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом – «ромашкой», учить оживлять узор белой краской. Учить рисовать узор в полосе, чередуя «купавки» и «ромашки»; выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья.

Городецкие изделия, образцы узоров, альбомные листы тонированные под дерево 15 на 21 см, гуашь, кисти, квачи.

1;68

6;4

М

А

Р

Т

«Коргопольская игрушка».

Знакомить с росписью коргопольской игрушки на примере росписи декоративного медведя. Учить кончиком кисти наносить тонкие линии. Воспитывать уважение к мастерам народного промысла.

Коргополь – ские игрушки.

Силуэт медведя, гуашь, кисти.

М

А

Р

Т

А

П

Р

Е

Л

Ь

Рисование узора в полосе «Дорожка». Филимоновская роспись.

Познакомить детей с новым видом народного декоративно – прикладного искусства – филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор в полосе, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти.

Филимонов- ские игрушки, Полосы бумаги размером 11 на 15 см, гуашь, кисти, квачи.

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

Филимоновская игрушка. Узор в полосе «Елочка».

Продолжать учить детей рассматривать филимоновские игрушки (коровка, козлик); выделять материал, элементы украшения. Учить рисовать прямые и наклонные лини, длинные и короткие. Учить составлять узор в полосе, используя новый элемент – елочку. Развивать интерес к народному творчеству.

Филимонов – ские игрушки. Полосы бумаги 11 на 15 см, гуашь, кисти.

М

А

Й

Перспективный план работы

по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Средняя группа

тема

Программное содержание

материалы

Литера

тура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымковская роспись «Узор в круге».

Учить детей рассматривать дымковских индюков; выделять украшение хвоста. Учить составлять узор в круге, выделяя середину и кайму кольцами одного цвета, кругами другого цвета, украшать их точками и черточками. Закреплять умение рисовать кольцо и круг, самостоятельно выбирая цвета для элементов. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Воспитывать интерес к народно – прикладному творчеству.

Дымковские индюки. Белые бумажные круги (диаметр 20 см), гуашь, кисти.

1;60

3;9

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымковские кони.

Приобщать детей к истокам русской – народной культуры. Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения. Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью, а мелкие детали (хвост, копыта, гриву) и элементы украшения – кистью маленького размера, квачами. Развивать творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку.

Дымковский конь. Бумага зеленого цвета, гуашь, белила, кисти, квачи.

1;60

3;18

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Дымковский орнамент.

Продолжать знакомить детей с дымковским орнаментом, элементами росписи, цветовой гаммой и приемами выполнения узоров. Закреплять умение составлять узор из колец, кругов и полос на бумаге; выбирать цвета для отдельных элементов и красиво сочетать их, соответственно форме бумаги.

Дымковские игрушки. Листы белой бумаги разной формы, гуашь, кисти, квачи.

1;60

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Коргопольс- кая роспись. Узор в полосе.

Продолжать знакомить детей с видами декоративно – прикладного искусства – коргопольской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, состоящий из ромбов и косых линий. Развивать интерес к народному творчеству.

Коргопольс- кие игрушки. Полосы бумаги 11 на 15 см, гуашь, кисти.

10

Я

Н

В

А

Р

Ь

Филимонов – ские цветы.

Учить детей узнавать филимоновскую игрушку, элементы ее росписи, цветовую гамму узоров и способы их выполнения. Познакомить с элементом филимоновской росписи –   «цветком». Показать образцы филимоновских цветов, объяснить последовательность выполнения каждого цветка. Развивать фантазию, цветовое восприятие.

Филимонов- ские барыни, олешек, барашек. Полосы бумаги желтого цвета, гуашь, кисти.

1;67

7;4

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Роспись доски Городецким узором.

Продолжать знакомить с росписью Городца, закреплять знания об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком – «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народному промыслу.

Изделия Городецких мастеров. Альбом, образцы узоров. Бумага тонированная под светлое дерево в форме кухонной доски, гуашь, кисти, квачи.

1;69

6;4

6;9

М

А

Р

Т

Роспись Городецким узором овала (или другой сложной формы).

Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способов выполнения элементов «ромашка», «розан», «купавка». Учить выполнять сложный узор по этапам. Совершенствовать умения самостоятельно создавать узор в выбранной форме. Развивать творческую активность, эстетические чувства.

Изделия Городецких мастеров, образцы росписи. Листы бумаги тонированные под светлое дерево, в форме овалов, кругов и т. д. , гуашь, квачи, кисти.

1;68

6;7

6;11

А

П

Р

Е

Л

Ь

Рисование узора в полосе – кайме. (Городецкая роспись).

Знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий. Учить рассматривать гжельскую посуду. Учить рисовать кайму по мотивам Городецкой росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т. п. Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

Изделия гжельских мастеров, белая бумага 25 на 10 см., гуашь, кисти, палитра.

1;63

4;6

М

А

Й

Украшение стакана (бокала) гжельским узором.

Продолжать знакомить с гжельской керамикой. Учить детей любоваться гжельской посудой, отличать ее форму, цвет. Учить рисовать простейший цветок из «капелек», завитков, мазков, располагая их в центре стакана; передавать оттенки синего цвета; закреплять умение рисовать концом кисти. Приобщать к истокам русской народной культуры.

Гжельская посуда. Альбомные листы в форме стаканов, чашечек, гуашь, кисти, палитра.

1;63

4;13

Перспективный план работы

по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Старшая группа.

тема

Программное содержание

материалы

Литера

тура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Украсить хвост дымковскому индюку (петуху).

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка, закреплять умения составлять симметричный узор. Закреплять умение рисовать всем ворсом кисть и ее концом, выбирать цвета для каждого элемента орнамента.

Дымковские петухи, индюки, картонная заготовка индюка. Бумажные круги или розетты (диаметр 20-30 см), гуашь, кисти.

1;60

3;8

3;9

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Роспись платья дымковской барыни.

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки. Учить рисовать полосы – прямые, косые, тонкие, широкие. Закреплять умение рисовать каждый элемент узора определенным цветом, выбирать яркие, сочные, красиво сочетающиеся между собой цвета. Учить заполнять орнаментом весь лист. Развивать цветовое восприятие.

Дымковские игрушки, образцы лучших работ детей на эту тему. Трафарет платья дымковской барыни, альбомные листы, гуашь, кисти.

1;60

3;10

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Укрась фартук для куклы филимоновским узором.

Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы, ритмично чередуя их и красиво чередуя цвета. Развивать самостоятельность и творческую активность.

Филимоновские игрушки. Бумажные трафареты фартуков, гуашь, кисти, квачи.

1;67

7;7

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Укрась фигурку коровки или коня Филимонов- ским узорам.

Закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Закреплять умение рисовать кистью или квачами, используя в узоре только  три цвета.

Филимонов- ские игрушки. Силуэт коровки, коня или птицы, гуашь, кисти, квачи.

1;67

7;9

Я

Н

В

А

Р

Ь

Гжель: украшение блюдечка.

Знакомить детей с многообразием гжельских изделий. Учить видеть красоту, сказочность гжельских цветов, выделять в узоре элемент – мазок с оттенком, набирать краску краем кисти с палитры и наносить мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну – затем – в другую сторону, получая цветок. Познакомить с понятием чайная пара.

Гжельская посуда. Белые круги бумаги (диаметр 20 см), гуашь, кисти.

1;63

4;10

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Рисование цветка на сырной доске.

Рассказать детям об особенностях гжельских узоров – изменение насыщенности цвета в каждом элементе. Учить рисовать цветы – розаны мазками оттенками синего цвета, составлять узор на форме, выделяя середину цветком, букетом, украшать края каймой. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. Развивать творческую активность.

Гжельская керамика. Белые альбомные листы, вырезанные в форме доски, гуашь, кисти, палитра.

1;64

М

А

Р

Т

Украшение крышки Городецкого сундука птицами, цветами.

Продолжать знакомить детей с изделиями Городецких мастеров, их разнообразием. Закреплять знания детей о приемах и этапах выполнения Городецких узоров, их цветовой гамме. Совершенствовать умение детей рисовать украшать панно двумя птицами, смотрящими друг на друга, цветами и листьями. Развивать ритмичность в выполнении росписи.

Изделия Городецких мастеров с нарисован- ными птицами, образцы росписи, альбомные листы тонирован- ные под светлое дерево, гуашь, кисти.

1;69

6;16

6;17

А

П

Р

Е

Л

Ь

Панно «Золотая рыбка». Хохлома.

Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров хохломы. Учить рисовать легкими, округлыми движениями, с разной степенью нажима на кисть. Вспомнить с детьми отрывок из сказки А. С. Пушкина и предложить нарисовать золотую рыбку в манере хохломских мастеров. Развивать интерес к народным промыслам.

Изделия мастеров хохломы. Сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», альбомные листы тонированные черной краской, гуашь, кисти.

1;71

8;4

М

А

Й

Шиповник. Полхов – Майданская роспись.

Познакомить детей с промыслом Полхов – Майдана. Учить рисовать красивый, большой розовый цветок – шиповник сначала черным маркером, а затем прорисовывать гуашевыми красками, стараясь не выходить за контур. Обратить внимание на то, что мастера Полхов – Майдана могут нарисовать отдельные части цветка другой краской – желтой, голубой.

Деревянные лошадки с Полхов – Майданской росписью, образцы цветов, букетов.

Силуэты коней, тонированные в разные цвета, гуашь, кисти.

1;74

9

Перспективный план работы

по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Подготовительная группа

тема

Программное содержание

материал

Литера

тура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Игрушка на ярмарку (Дымка).

Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов. Учить детей самостоятельно придумывать игрушку, рисовать ее на цветной бумаге белилами, а затем выполнять роспись знакомыми элементами, выбирая яркие цвета. Совершенствовать технику рисования кистью, красками и квачами кругов, волнистых линий, овалов и т. п. Закреплять умение детей завершать работу, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать интерес к русской культуре, ее традициям.

Разные дымковские игрушки. Альбомные листы разных тонов, гуашь, белила, кисти, квачи.

1461

3;18

3;19

3;20

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Филимонов- ская барыня.

Совершенствовать умение детей украшать филимоновским  узором силуэт барыни, используя цветовую гамму и элементы узоров данной росписи. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.

Филимонов- ские барыни. Силуэты барышень вырезанные из бумаги, кисти, гуашь.

2;67

7;7

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Гжельский чайник.

Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи для украшения силуэта чайника; учить видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи. Учить выбирать узор для росписи, сочетая кайму с узором в центре изделия.

Изделия гжельских мастеров, кисти, палитры, гуашь, силуэты чайников вырезанные из бумаги.

2;38

6;13

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Городецкий конь.

Расширять представление детей об искусстве Городецких мастеров. Учить рисовать гордых Городецких коней, украшать рисунок цветами, листьями, закреплять технические навыки рисования узоров. Развивать творческую активность, желание рисовать яркий, красочный узор. Проявлять любовь и уважение к народному творчеству.

Изделия Городецких мастеров с изображением коней, образец поэтапного рисования коня. Листы бумаги, тонированные под светлое дерево, гуашь, кисти.

1;69

6;20

6;21

Я

Н

В

А

Р

Ь

Распиши любой предмет для украшения кухни по мотивам Городецких мастеров.

Развивать детское творчество на основе получения знаний о Городецкой росписи, ее элементах, колорите, композиции; закреплять технические навыки поэтапного рисования Городецких узоров. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.

Изделия Городецких мастеров. Различные трафареты (кухонная доска, тарелка, крышка для хлебницы), гуашь, кисти.

1;70

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Конь – огонь (Полхов – Майданская роспись).

Продолжать знакомить детей с росписью Полхов – Майдана; учить выделять отдельные элементы рисунка, составлять композицию из цветов, ягод. Развивать цветовое восприятие, учить детей красиво подбирать цвета при рисовании цветочного орнамента. Развивать уважение и интерес к народному декоративно – прикладному творчеству.

Деревянные лошадки с полхов – майданской росписью; образцы цветов, букетов в разных цветовых сочетаниях. Силуэты коней, тонированные в разные цвета, гуашь, белила, кисти.

1;74

9

М

А

Р

Т

Укрась матрешку сказочным узором.

Закреплять знания детей об изделиях полхов – майданских мастеров. Учить узнавать роспись, отличать от других. Познакомить детей с матрешкой из Полхов –майдана, рассказать, чем она отличается от других матрешек (семеновские, загородские). Совершенствовать навыки детей в составлении узоров из цветов Закреплять умение рисовать контур черным маркером; рисовать лицо, волосы матрешки, шаль – накидку, грудку – передник в цветах, тренировать детей в подборе красок для выполнения узора в цвете и смешении их на палитре, аккуратном прокрашивании контуров. Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараясь вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

Плхов – майданские, загородские, семеновские матрешки, образцы цветочных орнаментов Полхов – Майданской росписи, силуэты матрешек, вырезанные из бумаги и тонированные в разные цвета, гуашь, белила, кисти.

1;75

9

А

П

Р

Е

Л

Ь

Роспись салфетницы (вазы). Хохлома.

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью; закреплять умение рисовать растительно – травяной орнамент легкими круговыми движениями руки. Предложить детям придумать и нарисовать узор по мотивам хохломской росписи, чередуя знакомые элементы с новыми – цветами и листьями. Развивать самостоятельность и творческую активность.

Изделия хохломских мастеров, образцы выполнения основных элементов; листы бумаги, тонированные желтым цветом, вырезанные в форме ваз или салфетниц, гуашь, кисти.

1;72

8;9

8;13

М

А

Й

Роспись тарелки по мотивам хохломы.

Продолжать знакомить с хохломской росписью, ее колоритом, растительно – травяным орнаментом. Учить рисовать красивую веточку с ягодами и листьями, украшать ее знакомыми элементами «травки», выбирать цвета красок для рисования узора в соответствии с фоном. Развивать творческую активность.

Декоративные тарелки с хохломским узором. Листы бумаги круглой формы желтого цвета, гуашь, кисти.

1;72

План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в младшей группе.

                                                       

Тема

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность

Лите - ратура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымков- ская игрушка.

Экскурсия в музей детского сада.

Цель: рассказать детям историю дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев.

Альбом «Дымковские узоры», занятие №2. Цель: «оживить» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Отрабатывать умение рисовать узоры сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом.

1.2;8

10

2. 3;3

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымков- ская игрушка.

Экскурсия в музей детского сада. Цель: продолжить рассказ о дымковской игрушке, развить интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.

Альбом «Дымковские узоры», занятие №4, «Уточка с утятами». Задача: дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточку с утятами узором «солнышко».

1. 2;10

    2;11

2. 3;7

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Веселая дымка.

Рассматривание альбома «Дымка».

Чтение стихов – потешек: «Индя – индюшок…», «Бока крутые, рога золотые…», «Конь домчит до карусели…», «Посмотри, как хороша эта девица – душа…» и т.д.

Беседа: «Почему игрушки, которые ты видишь называют дымковскими?» Цель: закрепить полученные знания об особенностях дымковской игрушки.

Альбом «Дымковские узоры», занятие № 5. Задача: завершить роспись используя кисть и печатку-тычок.

1. 2;12

2. 3;8

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Дымков- ская игрушка.

Чтение стихотворения «Веселая дымка» А. Дьякова.

Знакомство с дидактической игрой «Найди пару». Задача: закрепить представление об основных элементах дымковской росписи.

Альбом «Дымковские узоры», занятие № 7 «Наряди крестьянку». Задача: упражнять в проведении вертикальных и горизонтальных линий на юбке – поневе, украшать юбку дополнительными элементами.

1. 2;11

    11;47

2. 3;10

Я

Н

В

А

Р

Ь

Веселый Городец.

Экскурсия в музей детского сада. Цель: продолжать знакомить детей с русским народным промыслом. Рассказать о Городецком промысле. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

Альбом «Городецкая роспись», занятие № 1. Цель: освоение простейших элементов Городецкой росписи: дуг, капелек, штрихов, точек и скобок.

1. 2;73

2. 6;2

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Веселый городец.

«Экскурсия в музей детского сада». Цель: закрепить знания о технике Городецкой росписи. Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам из Городецких мотивов.

Знакомство с дидактической игрой «Разрезные картинки».

Альбом «Городецкая роспись», занятие №4. Задача: освоение элементов Городецкой росписи.

Дидактические игры: «Найди пару», «Разрезные картинки».

1.2;31

2. 11;50

Коргополь- ская игрушка.

«Экскурсия в музей детского сада». Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой – коргопольской. Рассказать об истории коргопольского промысла, учить отличать от других глиняных игрушек.

Игра «Разрезные картинки». Дидактическая задача: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в коргопольском промысле, упражнять в составлении целой картины из частей, развивать внимание, сосредоточенность.

1.2;31

2. 11;50

А

П

Р

Е

Л

Ь

Филимонов- ские свисрульки.

Экскурсия в музей детского сада (два занятия). Цель: познакомить детей с филимоновской свистулькой. Обобщать знания о глиняных игрушках; показать связь между всеми видами народного творчества: народным промыслом, русским фольклором.

Альбом «Филимоновские свистульки», Занятие №1. Цель: освление простейших элементов филимоновской росписи – полосок и елочек.

1. 7;2

М

А

Й

Дидактическая игра «Составь узор». Цель: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле филимоновского промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

11;50

11;49

План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в средней группе.

Тема

Совместная работа воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Литера- тура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымков- ская игрушка.

Чтение «Дымковская игрушка» (из истории русского промысла). Рассматривание иллюстраций. Цель: продолжать знакомить детей с промыслом Дымково. Напомнить историю.

Альбом «Дымковская игрушка», занятие №6. Задача: дети рассматривают  цветную иллюстрацию, выполняют роспись силуэта индюка кистью и печаткой – тычком, самостоятельно варьируя и составляя узор.

1. 2;16

2. 3;9

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымков- ская игрушка.

Лепка «Конь». Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Показать пластичность передачи движения в лепке. Продолжать учить лепке из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.

Альбом «Дымковская игрушка», занятие №15. Задача: рассмотреть иллюстрацию, самостоятельно завершить облик игрушечных артистов и расцветить дымковскими узорами.

1. 2;18

2. 3;18

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Дымков- ская игрушка.

Чтение стихотворения «Пестрый хоровод» Л. Гулыга.

Внести игру «Лото». Цель: закрепить представление об основных элементах дымковской росписи.

Дидактическая игра «Лото». Цель: закрепить представление об основных элементах дымковской росписи.

1. 11;50

2. 11;46

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Коргополь- ская игрушка.

Чтение сказки К. Паустовского «Дремучий медведь»; рассказывание сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам коргопольских игрушек.

Дидактическая игра «Разрезные картинки». ». Цель: закрепить представление об основных элементах коргопольской росписи.

1. 2;83

2. 11;50

Я

Н

В

А

Р

Ь

Филимонов- ские свистульки.

Рассказ об истории возникновения филимоновских игрушек. Цель: продолжать знакомить детей с промыслом Филимонова. Напомнить историю.

Альбом «Филимоновские свистульки», занятие №4. Задача: закреплять умение украшать круг филимоновскими элементами.

1. 7;16

2. 7;5

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Городец.

Из истории Городецкого промысла. Цель: рассказать историю росписи, ее характерные особенности; познакомить с ассортиментом изделий.

Альбом «Городецкая роспись», занятие №6. Задача: закрепить умение составлять узор из листьев.

1. 2;81

2. 6;7

М

А

Р

Т

Городец.

Чтение и заучивание стихотворений о Городце.

Беседа «Темы и мотивы используемые в росписи мастера из Городца».

Альбом «Городецкая роспись», занятие №4. Задача: освоение элементов Городецкой росписи- «розан», «ромашка».

1.2;71

2. 6;5

А

П

Р

Е

Л

Ь

Гжель.

Экскурсия в музей детского сада. Цель: продолжать знакомить детей с русским народным промыслом, в частность с гжельской керамикой; продолжать воспитывать интерес к народному промыслу; обогатить словарь детей.

Альбом «Сказочная гжель», занятие №1. Задача: освоение простых элементов росписи.

1. 2;28

2. 11;46

М

А

Й

Гжель.

Беседа «Какую роспись использовали гжельские мастера? Почему гжель называют сине-голубой?».

Внесение игры «Найди пару». Цель: : закрепить представление об основных элементах гжельской росписи.

Дидактическая игра: «Найди пару». Цель:  закрепить представление об основных элементах гжельской росписи.

1. 2;26 

2. 11;47

План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в старшей группе.

Тема

Совместная работа воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Литера- тура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымка

Лепка «Индюк». Цель: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к изделиям; продолжать учить лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания; упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания.

Роспись фигурки индюка. Цель: закреплять умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму, учить самостоятельно выбирать цвета для составления узора.

2;19

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымка

Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка – бурка».

Разучивание стихотворений о Дымке, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

Альбом «Дымковская игрушка», занятие №9. задача: упражнять детей в росписи, дорисовывая узоры на юбках; закреплять различные приемы работы кистью; проведение линий разной толщины и направлений, нанесение отпечатка всей кистью и концом кисти.

1. 2;6

2. 3;12

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Филимоно- вские свистульки

Рассматривание альбома «Филимоновские свистульки». Вспомнить историю и традиции мастеров, темы и сюжеты игрушек, их отличие от других народных игрушек.

Альбом «Филимоновские свистульки», занятие №5. Задача: закреплять умения составлять филимоновский узор в полосе.

7;6

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Филимоно- вские свистульки

Внесение новой игры «Узнай элементы узора». Дидактическая задача: уточнить и закрепить представление об основных элементах филимоновской росписи, учить вычленять основные элементы узора, развивать наблюдательность, память.

Альбом «Филимоновские свистульки», занятие №9. Задача: освоение традиционных форм филимоновской игрушки – фигурки доярки и домашних животных.

1. 11;47

2. 7;10

Я

Н

В

А

Р

Ь

Гжель

Сочинение сказки  «о гжельской розе». Цель: развивать связную речь детей, обучая их придумывать сказки. Учить придумывать действующих лиц, сюжет сказки;  учить придерживаться сюжетной линии в творческом рассказывании.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка».

Разучивание стихов о гжели.

Альбом «Сказочная гжель». Занятие № 7. задача: знакомство с традиционной техникой гжельского мазка – мазок с тенью.

1. 2;27

2. 4;10

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Гжель

Лепка «Гжельский чайник». Цель: продолжать знакомить детей с  гжельскими изделиями, воспитывать эстетическое отношение. Продолжать упражнять детей в лепке изделия, состоящего из отдельных частей. Упражнять в выполнении приема раскатывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.

Альбом «Сказочная гжель». Занятие № 9. задача: освоение мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.

1. 2;35

2. 4;12

М

А

Р

Т

Городец

Сюжетно – ролевая игра «Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли и успешно их разыграть, распределить действия, присущие каждой роли. Закрепить знания о том, что в большинстве своем народные промыслы были семейным ремеслом.

Альбом «Городецкая роспись», занятие №14. Задача: знакомство с традиционным мотивом Городецкой росписи – «птицей».

1. 2;72

2. 6;16

    6;17

А

П

Р

Е

Л

Ь

Хохлома

Рассказ «Золотая хохлома». Цель: рассказать об истории промысла, особенностях хохломской росписи. Экскурсия в музей детского сада.

Альбом «Хохломская роспись», занятие №1. Задача: закреплять умение рисовать простейшие элементы травяного орнамента. Отрабатывать навык рисования кистью, держа кисть перпендикулярно поверхности листа.

1.2;43

2. 8;4

М

А

Й

Полхов- Майданс- кая роспись

Экскурсия в музей детского сада. Цель: знакомить с произведениями деревянных дел мастеров. Учить различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом.

Дидактическая игра «Домино». Цель: закрепить представление об основных элементах Полхов-майданской росписи, развивать внимание, память.

1. 2;47

2. 11;46

 План предварительной работы с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством в подготовительной к школе группе.

Тема

Совместная работа воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Литера- тура

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Дымка

Аппликация «Дымковский петух» (коллективная работа в технике мозаика). Цель: подолжать развивать интерес к методу обрывания; воспитывать цветоощущение, цветовосприятие при подборе бумаги нужного цвета для выполнения аппликации. Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора, форму игрушек.

Дидактическая игра «Домино».

1.2;24

2. 3

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Филимо- ново

Беседа «Почему игрушки, которые вы видите на этих картинках, называются филимоновскими? Что любили лепить филимоновские мастера?»

Внесение дидактической игры «Лото». Цель: закрепить представление о филимоновских свистульках.

Альбом «Филимоновские свистульки», занятие №12. Задача: закреплять умение украшать женскую и мужскую фигуры филимоновской росписью.

Дидактическая игра «Лото».

1. 12;30

2. 7;13

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Гжель

Аппликация «Цветы Гжели» (коллективная работа в технике мозаики). Цель: продолжать развивать интерес к методу обрывания. Воспитывать эстетическое восприятие предмета; уважение к труду народных мастеров – умельцев, интерес к их работе. Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации. Воспитывать умение работать коллективно. Учить сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного узора. Развивать мелкую моторику рук.

Альбом «Сказочная гжель», занятие №13. Задача: используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбирать композицию и красиво расписывать кумган.

Дидактическая игра «Узнай элемент узора». Цель: уточнить и закрепить представление о гжельской росписи.

1. 2;40

2. 6;14

   11;45

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Городец

Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по Городецкому музею». Цель: развивать навыки связной речи. Обрабатывать у детей ролевое поведение экскурсовода и экскурсантов. Учить грамотно задавать вопросы и делиться мнениями об увиденном.

Альбом «Городецкая роспись». Занятие №16. Задача: закрепить умение рисовать «коня» - традиционный мотив Городецкой росписи.

1. 2;72

2. 6;21

Я

Н

В

А

Р

Ь

Городец

Беседа «Что ты знаешь об искусстве Городецких мастеров».

Введение игры «Лото». Цель: закреплять представление об основных элементах Городецкой росписи.

Дидактическая игра «Лото», «Найди пару», «Разрезные картинки».

1. 2;72

2. 6;21

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Полхов- майданов- ская роспись

Беседа «Каким промыслом занимались мастера Полхов-майдана? Какими цветами и элементами росписи пользовались мастера?»

Дидактическая игра «Узнай элементы узора». Цель: уточнить и закрепить знания элементов узора.

«Поставец». Задача: закрепить умение составлять узор из листьев, цветов, ягод.

1. 11;45

2. 9

М

А

Р

Т

Русская матрешка

Аппликация «Матрешка в хороводе». Цель: развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое; учить органично размещать свою фигурку в общей композиции.

«Матрешка». Задача: дети самостоятельно расписывают силуэты матрешек, используя один из предложенных видов росписи (семеновская, загородская, полхов – майданская)

1. 2;88

    2;92

   

А

П

Р

Е

Л

Ь

Хохлома

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван – царевич и серый волк». Чтение Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».

Альбом «Хохломская роспись», занятие №4. Задача: самостоятельно украсить чашку травяным орнаментом, наводя ведущий стебель и использовать ранее изученные элементы травяного орнамента.

1. 2;42

2. 8

М

А

Й

Хохлома

Внести дидактическую игру «Узнай элементы узора», «Найди пару», «Домино». Цель: закрепить представление об основных элементах хохломской росписи.

Альбом «Хохломская роспись», занятие №7, №8. Задача: закрепление умений рисовать узоры кистью и печаткой – тычком, расписывать уточку – солонку.

1. 11;45

    11;48

2. 8;9

Список литературы.

  1. Аверьянова А. П. « Изобразительная деятельность в детском саду». Изд. «Мозаика – синтез». 2003.
  2. Скоролупова О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным искусством». Москва 2007.
  3. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Дымковская игрушка». М, Мозаика – синтез.
  4. Дорожин Ю. Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Сказочная гжель». М, Мозаика – синтез
  5. Вохринцева С. Демонстрационный материал «Гжель». Екатеренбурч. «Галактика».
  6. Дорожин Ю. Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Городецкая роспись». М, Мозаика – синтез.
  7. 7. Дорожин Ю. Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Филимоновские свистульки». М, Мозаика – синтез.
  8. 8. Орлова Л. В. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Хохломская роспись». М, Мозаика – синтез.
  9. Дорофеева А. Наглядно – дидактическое пособие «Полхов-Майдан – изделия народных мастеров»,3 – 7 лет.
  10. Дорофеева А. Наглядно – дидактическое пособие «Коргополь народная игрушка», 3 7 лет.
  11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6,2004.
  12. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение к истокам русской народной культуре». С – П. «Детство – Пресс».1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

 «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, ...

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: теория и практика

        Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Цель интеграции: научить ребенка видет...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста Тема: Снеговик

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возрастаТема: Снеговик...

Методические рекомендации по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка») на основе русского народного фольклора

Методические рекомендациипо составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка»)на основе русского народного фольклора...

Презентация Методические рекомендации по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка») на основе русского народного фольклора

Методические рекомендации по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка») на основе русского народного фольклора...