Требования к играм и игрушкам (сообщение на педсовете)
консультация (младшая группа) на тему

Жиркова Светлана Викторовна

В
 сообщении представлены наиболее значимые, с позиции педагога, требования к играм и игрушкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Требования к играм и игрушкам»

Конспект сообщения на педагогическом совете

Подготовила воспитатель Жиркова С.В.

Игрушка — наиболее распространенное и традиционное культурное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Для ребенка игрушки являются той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться, познавать мир и себя. В настоящее время, когда неотъемлемым атрибутом детства становятся игрушки нового поколения, которые существенно отличаются от традиционных, чрезвычайно важно понимать их влияние на развитие современных детей и оценивать развивающий потенциал конкретных игрушек.

Самостоятельную деятельность ребенка с игрушкой принято называть игрой. Кроме того, в психологии выделяется специфический вид детской игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра. Таким образом, говоря об игрушках, мы имеем в виду два значения термина игра. В широком смысле игра — это любая деятельность ребенка с игрушкой или игровым материалом, в соответствии с их назначением. В узком смысле игра — создание условного воображаемого пространства с помощью игрушек или без них.

Игровая деятельность ребенка рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Соответственно игрушка — особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психического и личностного развития в каждый возрастной период. Основное требование к игрушке — максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т. е. решение возрастных задач развития. Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное отношение к живому и пр.

Мотивация игровой деятельности лежит в самом ее процессе. Игра относится к непродуктивному типу деятельности, которая направлена не на какой-либо вещественный результат, а на сам процесс ее осуществления. Интерес к игровой деятельности и желание играть во многом определяется игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка.

Привлекательность игрушки, соответствие интересам и смыслам самого ребенка -  важное требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка. Только в этом случае она вызывает желание действовать с ней и обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.

Привлекательность игрушки связана как с различными характеристиками самой игрушки, так и с общей социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка.

Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.).

Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия. Эта возможность для разного типа игрушек определяется разными качествами. Для образных игрушек важно прежде всего наличие яркого определенного образа — человека или животного. Узнаваемость этого образа вызывает определенное отношение и подсказывает его характер (как он ходит, разговаривает, что любит и пр.). Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с игрушкой. Совершенно новые, незнакомые детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не стимулируют к самостоятельным действиям, к желанию играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости — важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.

В-третьих, привлекательность игрушки определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Для ребенка привлекательно и то, что модно, что есть у всех, что он видит на экранах телевизоров. Игрушка имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе. Поэтому способность игрушки воплотить в себе «дух своего времени» и передать его детям должна учитываться при ее оценке. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре.

 Далее, поскольку игра является самостоятельной деятельностью ребенка, материал детской игры должен быть доступным для осуществления соответствующих практических игровых действий. Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом признаков. Прежде всего это прочность игрушки и качество ее изготовления. Данные характеристики нельзя рассматривать как чисто технические или экономические, поскольку они, безусловно, влияют на реализацию игрового действия, возможность играть с ней. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная «полезность» может обесцениваться несовершенным исполнением — если игрушка быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка.

Для игрового материала важны соответствующие экологические характеристики, обеспечивающие легкую и безопасную возможность действия (колечки пирамидки должны без труда надеваться на стержень, мозаика — легко собираться и разбираться и пр, использование безвредных материалов и т.д.). Такие характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать или закрывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Если проследить логику развития игры, можно выделить три типа игры, которые характерны для разных этапов детства: предметная игра ребенка раннего возраста, сюжетная игра дошкольника, игра с правилами, характерная для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый тип игры предполагает специфические игровые материалы и соответствующие требования к ним. Исходя из задач разных видов игры, можно выделить три группы игрушек и определить основные требования к ним.

1. Важнейшим требованием к группе игрушек для предметной игры (вкладыши, пирамидки, коробки форм и пр.) является наличие четкой и однозначной ориентировочной основы игровых действий.

2. Игрушки для сюжетных игр (образные игрушки и соответствующая им предметная среда) требуют открытости и незавершенности игрушки, поскольку эти качества дают возможность для проявления собственной инициативы в игре.

3. Тип игровых материалов также для игры с правилами предполагает наличие четкой ориентировочной основы, которая содержится не в предмете игры, а в осознанном правиле, внешне фиксируемом в игровом материале.

Помимо разных видов игры исключительно важную роль в развитии ребенка имеют продуктивные виды детской деятельности (конструирование, аппликация, лепка, рисование и пр.). Продуктивная деятельность ребенка способствует становлению и развитию важнейших психических функций и личностных качеств, таких как произвольность, творческое воображение, целенаправленность, самостоятельность, чувство собственной компетентности и прочее.

Для осуществления детской продуктивной деятельности существует значительное количество разнообразных материалов: кубики и конструкторы, мозаики, разного рода составные картинки, наборы для детского творчества (лепки, аппликации, вышивания, нанизывания бус или создания моделей и пр.). Все эти материалы с точки зрения игры можно рассматривать как игровые, поскольку в дошкольном возрасте продуктивная и игровая деятельности тесно связаны. Следовательно, к игровым материалам для продуктивной деятельности могут быть предъявлены те же требования, что и к игрушкам.

Эти материалы прежде всего должны быть привлекательными для ребенка, т. е. соответствовать его смыслам и интересам, вызывать желание использовать их и стимулировать самостоятельные действия.

Таким образом, основным психологическим требованием к играм и игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

• привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры,

• полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия,

• операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное действие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете На тему: «Игра - как самостоятельная деятельность».

Сообщение на педсовете На тему:«Игра - как самостоятельная деятельность»....

Сообщение на педсовет "Дидактические игры в НОД"

Теоретический материал для воспитателей...

Сообщение на педсовет «Кукла в детской игре»

Купили куклу. Для одних детей — это событие, боль­шой праздник и кукла становится незаменимым другом. Иные дети вначале радуются подарку, но вскоре остав­ляют куклу без внимания. Некоторые взрослые пы...

"Играем, познаем окружающий мир, формируем полоролевое представление." сообщение на педсовет

Что такое игра? В процессе игры дети готовятся к самостоятельной взрослой жизни, усваивают культурные и моральные нормы общества, в котором живут, способы индивидуального и группового поведения, учать...

Сообщение на педсовете "Роль игры в развитии интереса к физической культуре".

Роль игры в развитии интереса детей к физической культуре посредством развития сюжета. интереса к самой игре....

Сообщение на педсовете Тема: Условия организации сюжетно - ролевой игры и создание оборудования в своей возрастной группе"

Игра - это ведущий вид деятельности детей. Наша задача создать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно - ролевой игры....

Педсовет Требования к играм и игрушкам в современных условиях

Педсовет Требования к играм и игрушкам в современных условиях...