Формирование образа Я в опыте самопознавательной деятельности средствами сказкотерапии.
статья на тему

     Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом, потому что сказка - это защифрованная информация о реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_na_sayt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование образа Я

в опыте самопознавательной деятельности

средствами сказкотерапии

Подробнее остановимся и рассмотрим формирование образа Я в опыте самопознавательной деятельности через раздел программы «Что Я могу».

Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов эта реакция в целом положительна. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом, потому что сказка - это зашифрованная информация о реальности. Через сказку передаются знания о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапия является воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов и психологов можно объяснить. Прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. В сказочном сюжете заложена информация о жизни героя, его актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как дети, так и психолог (педагог) эмоционально защищены. Тем самым снимаются барьеры, возрастает доверие детей к друг другу и сопровождающему их взрослому.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая, дети преодолевают самоограничения и дополняют, изменяют и обогащают свою жизнь.

Сказка феерична. Педагог или психолог обращаясь к сказкотерапии может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок  накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку сопровождающий взрослый имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Основные типы сказок

Художественные сказки созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории.

  • Народные сказки:

 – сказки о животных;

 - бытовые скази;

 - страшные сказки;

 - волшебные сказки.

  • Авторские художественные сказки.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и др.) одушевляются, создается сказочный образ мира в котором они живут.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развитие личностного ресурса.

Психокоррекционная сказка создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При это под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а так же объяснение ребенку смысла происходящего.

Психотерапевтические сказки сказки врачующие Душу… Сказки раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такая сказка имеет следующие цели: стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Психологическая сказка – особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитию самосознания и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки – влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей через процесс самопознания. Таким образом, такая сказка – прежде всего развивающая.

   

 Последний тип сказки мы и взяли за основу в создании занятий со сказочным сюжетом для детей старшего дошкольного возраста. Занятия направлены на формирование опыта познания своего Я через развитие перцептивных действий и эмоциональной сферы ребенка в сенсорной деятельности.

     В данный возрастной период сенсорное воспитание является также необходимым, как и в раннем возрасте. Сенсорное развитие продолжает оставаться неотъемлемой линией развития. Последующие компоненты развития, в том числе и опыт по самопознанию базируются на сенсорной основе. При этом важно, что ребенок не только воспроизводит накопленные знания и  примеры полученные в совместной деятельности со взрослым, но и использует свой индивидуальный опыт приобретаемый им самим в  процессе овладения знаниями о «мире вещей», «мире природы» и «мире людей».

Процесс самовыражения своего Я  и приобретение опыта самопознания через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья как ребенка так и взрослого и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научиться «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о собственных чувствах и переживаниях. Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимает настроение. Поэтому в программу «Что я могу» (самопознание дошкольником личностного «Я») включены игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. В данную программу для старших дошкольников мы включили разработанные нами авторские сказки. Их основную роль мы видим, образно выражаясь, в воспитании ''Я'' ребенка, развитии его внутреннего мира, приобретении знаний о законах окружающей жизни, способах социального проявления себя. И главное – возвращении ребенку гармоничного мироощущения.

Занятия по формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств построены в форме сказочных путешествий. В них  используются элементы сказкотерапии,  работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания.  Дополнительно к основным семи занятиям, во второй части каждого занятия, детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и  этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные восприятия и тактильные ощущения в  играх на самопознание. В старшей группе рекомендуется их использовать через 3- 4 дня после занятия по сказке, во второй половине дня в подгрупповой работе с целью закрепления ранее полученных на занятии знаний, а также мобилизации сенсорных возможностей организма ребенка. После этюдов целесообразно проводить игры, которые следуют далее. Включенные в программу дополнительные игры (перечисленные во второй части каждого занятия), рекомендуется  переносить в свободную деятельность детей, а также использовать в совместной работе родителей с детьми.

Сказочная куклотерапия

В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что собственно и называется Волшебством – «материализация чувственных идей».

В сказочной куклотерапии используется три варианта кукол:

- куклы-марионетки;

- пальчиковые куклы;

- теневые куклы.

Куклы-марионетки

Марионетка прекрасна тем,  что оживает в наших руках. Эта кукла достаточно самостоятельна, ибо находится на расстоянии от рук кукловода.

Игры-драматизации с куклами марионетками способствуют:

- развитию  мелкой моторики и координации движений («мануальный интеллект»);

- развитию фантазированию и образному мышлению;

- развитию умения малыми средствами выражать характер;

- развитию способности тонко чувствовать другого и происходящее вокруг;

- развитию способности проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;

- развитию осознания причинно-следственных связей между своими действиями и изменением состояния куклы;

-  научению нахождения адекватного телесного выражения различным эмоциям, чувствам, состояниям;

- совершенствованию коммуникативных навыков и культуры;

- укреплению союза Ребенок-Взрослый.

Куклы представляют собой различных персонажей нашего Внутреннего Сказочного Королевства. Они могут стать помощниками в развитии опыта самопознания.

Сказочная имидж-терапия

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, накопивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реализовать, облачаясь в специальный сказочный костюм, «материализует» скрытые доселе личностные тенденции и способности.

С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее, будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу. Как бы бессознательно опираемся на свой Род, точно также мы можем найти новую опору и в прожитой нами жизни сказочного существа.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Дети склонны идентифицировать  себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить детям ряд аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, мечи, веера, украшения и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом «собрали» свой образ. Смотрясь в большое зеркало, ребенок общается со своим альтернативным «Я». Преображенному ребенку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что он не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Находясь в образе, он может, с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

Телесно-ориентированные техники в сказкотерапии

Психодинамические медитации – помогают прожить различные виды чувствительности, моделировать ситуации раннего детского опыта (от эмбрионального до настоящего момента), также этот вид медитаций направлен на общую энергизацию тела:

 – движения;

- перевоплощения (в различные природные и материальные объекты);

- погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух);

-  изображение растений;

- упражнения с тканью («Волшебный ковер»);

- игры с зеркалом (страна Зеркалия)

Рассматривая себя в зеркало формирует у ребенка адекватные представления об образе и возможностях своего тела.  Попав в волшебную страну Зеркалию, ребенок может рассматривать, ощупывать, исследовать возможности своего тела. В этой стране каждый ребенок может увидеть себя со стороны. Он может посмотреть, как он выглядит, когда гримасничает, встает на цыпочки, разводит руки и т.д. Важно, чтобы ребенок хорошо рассмотрел себя со всех сторон, в различных позах и движениях. При этом ведущий не дает никаких оценок его действиям.

- танцы – это выражение различных эмоциональных состояний. Можно давать детям различные эмоциональные и образные  задания. Это позволяет отыграть подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. И самое важное, танцы с различными эмоциональными и образными установками помогают детям находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Дети учатся владеть своим телом, становятся свободными и уверенными в себе.

Песочная терапия в технике сказкотерапии

Игры с песком в опыте самопознания – одна из форм естественной активности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории взрослый в наиболее органичной форме для ребенка передает знания и жизненный опыт, рассказывает о событиях и законах окружающего мира. При этом мы врачуем собственную душу и душу ребенка, открывая и усиливая своего Внутреннего ребенка.

Песок поглощает «негативную» психическую энергию. Взаимодействуя с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития самопознания и саморазвития человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии"

Проект позволяет реализовать программу по формированию представлений жизненных идеалов у старших дошкольников средствами сказкотерапии, направлен на: развитие представлений жизненных идеалов у детей с...

Материал к педсовету, по теме:"Формирование здорового образа дошкольников". Обобщение опыта воспитателей Столяровой Н.В. и Широких О.И.по организации образовательной деятельности "Здоровье", "Физическая ОО" :"Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить"

Целью данной работы является желание поделиться методами и приемами, способствующими  сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ни кого не удивишь, если скажешь...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...

Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»

Основы безопасности жизнедеятельности -  это  наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления  его здоровья.  Актуальность э...

Формирование здорового образа жизни с детьми в ДОУ средствами использования технологии проектной деятельности.

     О том, что здоровье нужно беречь, известно всем. Но трудно беречь то, о чём не имеешь представления. Любовь к своему телу, осведомлённость о его особенностях и условиях норм...

Центр физического развития в группе как средство формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (из опыта работы)

Содержание работы направленно на формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ  рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культ...