Конспект занятия Тема: " Наша добрая матрёшка".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Андреева Наталья Викторовна

Знакомство детей с одним из видов народно - прикладным искусством - это русская матрёшка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.seti_matryoshka.docx615.27 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающее занятие

по патриотическому воспитанию

«Наша добрая матрёшка»

Цель:

1. Познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства – знакомство с русской матрёшкой.

2. Развивать память, воображение воспитанников.

3. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России.

Оборудование: матрёшка, раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Беседа с детьми.

Воспитатель.  На Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Давайте наше знакомство с народным творчеством начнём с самой знакомой и близкой для нас игрушки. Загадаю, дети, вам загадку, а вы её отгадайте:

 «Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем».

Конечно, это всем знакомая матрёшка.

Делают матрёшек из традиционного материала – дерева. Таким образом была и остаётся липа. Мастерят матрёшек мужчины. Вставляют в станки липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрёшку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше… Иногда число таких матрёшек превышает пятьдесят. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат, и фигурки становятся белее снега. Затем пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать. Делали матрёшек в разных деревнях и разрисовывали по-разному. У матрёшек из города Семёнова – многоцветная роспись и обильный изощрённый узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. (Шли подружки по дорожке, было их немножко: две Матрёны, три Матрёшки и одна Матрёшечка).

Есть в России село под названием Полховский Майдан. Вокруг села раскинулись леса и поля, и лесов больше, чем полей. И все они светлые да просторные, дремучих нет. Лес трогать нельзя, его рубят только в особо отведённых местах.

За каждым домом в огороде обязательно стоит ещё маленькая избушка – мастерская, по-здешнему – работня.

Внутри всё в белой пушистой деревянной пыли. Под ногами толстый пружинистый слой слежавшихся стружек. Медово пахнет липой. Везде развешан столярный инструмент, а у окна – большой верстак и прилаженный к нему токарный станок. Вот на этих станках и рождаются деревянные фигурки матрёшек. Женщины-мастерицы расписывают их и перво-наперво выводят на каждой традиционные большие розово-малиновые цветы шиповника.

Матрёшки   Полховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелёными, синими, красными. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях. Послушайте, дети, какие добрые и тёплые стихи складывают люди о матрёшках.

« Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные  одёжки.

Сами ткём и прядём,

Сами в гости к вам придём».

«Шла по ягодку Матрёшка,

Позабыла взять лукошко.

«И куда ж такую сласть мне теперь, подружки, класть?»

«Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки Матрёшки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках».

«Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех Матрёшками зовут».

«Шли подружки по дорожке,

 Было их немножко,

 две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка».

«Сладким чаем угощаем

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём».

« Как у нашей у хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрёшки вышли в юбочке».

«Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка».

        А.Алёхин

- Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.

(Ребята берут матрёшки в руки рассматривают , играют с ними.)

III. Итог.

Наше занятии подходит к концу, кто мне скажет, о чём мы с вами беседовали?  Из чего делается эта игрушка? Как называют подружек? (Ответы детей.)

Молодцы ребята!

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Шкатулка добрых дел».

  Программное содержание: - закреплять правила общения: уметь дружно играть, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, вежливо их просить. - помочь детям сделать вывод, ч...

конспект занятия тема "Наши защитники"

Углублять знания детей о Российской армии: знакомить с разными родами войск (сухопутными, воздушными, морскими, боевой техникой (танками, самолётами, кораблями, подводными лодками и т. д.) ....

Конспект занятия Тема: «Наша Маша» - повторение знакомых потешек. (1 младшая группа)

Цель. Повторить знакомые потешки. Побуждать проговаривать слова и фразы. Уточнить названия персонажей, верхней одежды, частей тела животных.  Продолжать знакомить с качествами  «мягкий, пуши...

Знакомим с русской народной культурой "Наша добрая матрёшка", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - знакомство с русской матрёшкой; воспитывать интерес к быту и изделиям народно...

Конспект занятия Тема: «Творим добро» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Юдина А.Г.

Цель: развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека и не только, знакомство с новыми понятиями «бартер», «благотворительный ф...

Конспект занятия Тема: «Наша Родина - Россия».

Конспект занятия Тема: «Наша Родина - Россия»....