Технологическая карта проведения непрерывно образовательной деятельности (НОД) в средней группе (4-5 лет) по освоению образовательной области: «Художественно - эстетическое развитие» на тему: «Наша Добрая Матрёшка»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Сергеева Татьяна Юрьевна

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством посредством художественно-эстетического развития (лепки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт - Петербурга

Технологическая карта проведения  непрерывно образовательной деятельности (НОД) в средней группе (4-5 лет)

по  освоению образовательной области: «Художественно - эстетическое развитие»

на тему: «Наша Добрая Матрёшка»

Автор: воспитатель средней группы                                                                              

 ГБДОУ д/с №90 Калининского района Санкт-Петербурга,                                            

1 квалификационной категории                                                                        

Сергеева Татьяна Юрьевна

Технологическая карта проведения непрерывно образовательной деятельности средней группы (4-5 лет).

Разработала: воспитатель Сергеева Татьяна Юрьевна

Тема, форма проведения

Форма деятельности: НОД

Форма проведения: Игра-ситуация «Наша добрая матрёшка»

Цели, задачи

Цель:  Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством посредством художественно-эстетического развития (лепки).

Задачи:                                                                                                                                                                                          1.Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством лепки; познакомить с историей семеновской матрешки; Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;

2.Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

3.Воспитательные: Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать любовь к труду русских мастеров.

Планируемые результаты

  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

Этапы работы

1.Вводная часть:   Мотивационно- потребностный этап

2.Основная часть: Мотивационно –побудительный этап

                               Актуализация имеющихся знаний

3.Заключительная часть: Контрольный этап

Ресурсы

Оборудование: Демонстрационный: игрушка матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», кукла купавка, филипповка, дымковская барыня, мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, пластилин красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Методы, приемы, задания

рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о матрёшке и народных промыслах России

Подведение итогов

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Действия воспитателя

Действия детей

Время на этап

Вводная часть:                        мотивационно-потребностный  этап

Приветствие, создание эмоционального настроя на работ.

Воспитатель объявляет детям, что сегодня они продолжают путешествие в старину и узнают много нового и интересного. А поможет им в этом волшебное яблочко из русской народной сказки.

Ты катись, катись, яблочко,

По золотому блюдечку

Укажи нам дорогу

Во славную землю Русскую!

Времена теперь другие

Далеко ушла Россия от страны, какой была

Умный и сильный наш народ свою историю бережет

И преданья старины забыть мы не должны.

Вот и очутились мы в сторонке далекой, посмотрите, вдалеке избушка (макет русской избы среди искусственных елей и осеннего дерева). Давайте посмотрим, кто в ней поживает

Дети передвигаются друг за другом» змейкой», повторяя слова.

Дети надевают платки и русские народные кепки.
Дети с воспитателем проходят в избу

2 минуты

Основная часть:

 

Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность.

Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Повторение пройденного материала позволяет смотивировать детей на изучение нового материала.

Вопросы  задаются по предыдущему материалу:

Что мы слышим?
 В каком уголке избушки может плакать ребенок?
Как называется этот угол?

Давайте подойдем туда. Посмотрите, где лежит малыш (кукла)? 
Наверное, мама уложила его спать и куда-то вышла, а малыш проснулся и заплакал. Как же нам его успокоить?

 Спойте нам колыбельные песенки

Ребята, малыш не успокаивается, подумайте, как еще его можно успокоить?

Посмотрите, здесь на полке много игрушек. Как вы думаете, какие игрушки нужны малышу?

Воспитатель представляет детям экспозицию  

Одной из первых игрушек малыша, была вот такая куколка и называлась она Кувадка. Кувадок подвешивали над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке обязательно было нечетным, ведь, по поверью, только тогда куклы обретали могущественную силу и оберегали дитя от зла.

А кто знает, как нужно играть с этой игрушкой? Из чего сделана эта игрушка? Кто знает, как она называется?

Это, дети, филипповка. На Филиппов день 27 ноября, после окончания осенних полевых работ и перед началом зимних рукоделий, мастерицы делали себе таких кукол. У Филипповки шесть рук, чтобы все успевать, а на поясе - узелок с монеткой и зернышком для достатка. Филипповки делали из ткани, соломы, или изо льна.

Наш малыш нахмурился. Надо другую игрушку взять. (воспитатель показывает дымковскую игрушку). Ребята, вам нравится эта игрушка? Из чего она сделана? Давайте покажем ее малышу. 

Какую еще игрушку можно предложить малышу?

Малыш смотрит на матрешку и не плачет. Как вы думаете, чем матрешка понравилась малышу?

Воспитатель проводит с детьми Пальчиковую гимнастику «Мы – веселые матрешки».

Давайте, немного поиграем с матрешками.

Мы - веселые матрешки -

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.

Воспитатель дает детям творческое задание

Какой узор на платье? Посмотрите, еще одна матрешка, только поменьше.

Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено платье?

(Воспитатель достает матрешку, не украшенную узором).


Посмотрите, эту матрешку, наверное, забыли украсить.

 Как вам кажется, какое у нее настроение?
И малыш наш нахмурился, сейчас опять заплачет. Давайте нарисуем пластилином узоры для матрешки. Пусть каждый из вас придумает свой узор.

А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить?
 Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.

Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка. Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! Приступаем к работе, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.
(Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия. Если дети захотят иметь другой цвет, то воспиптатель применяет приём смешивания пластилина, - берет одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешивает и разменает пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции).

Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой узор матрёшкам и приступить к работе.)

Звучит русская народная мелодия «Калинка».
Во время работы воспитатель ходит и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка.

Воспитатель проводит гимнастику для уставших пальчиков.
Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять: указательный и средний, безымянный и последний поздоровались с большим, чтоб работать от души.

А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко, кулачки разжали, сжали кулачки разжали, сжали-вот и пальчики размяли.

Дети включаются в работу воспитателя, по ходу комментируя увиденное.

К гостям никто не выходит. Дети прислушиваются и слышат плач.

Дети смотивированы на изучение нового материала.

 

Исполняют колыбельную песню

Котя, котенька – коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай!

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай.

Баю-баю, баю-бай!

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Дети узнают знакомые куклы и отвечают на проблемные вопросы воспитателя об их предназначении и использовании в игре.

Дети выполняют творческое задание по алгоритму  педагога

Дети самостоятельно расписывают пластилином Матрешек

10 минуты

Заключительный этап:

Контрольный этап (рефлексивный)

Итог занятия. Рефлексия 

Выставка детских работ. Анализ. 
Педагог  предлагает самим воспитанникам проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы: 
Что вам хотелось показать в своей работе? 
С чего начинали свою работу? 
Какими средствами художественной выразительности вы пользовались? 

Чем представленные работы похожи, чем отличаются? 
Ваше впечатление от данной работы? 

Оценка педагогом

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению. 

Использовали не только знания полученные на этом занятии, но и привносили свою фантазию, воображение.

Матрешки получились красивые. А малыш уснул, успокоился.
(Прислушиваются. Раздается шум шагов Хозяюшки).

Хозяюшка: - Добрый день, честные гости!

Чем вас потчевать, извольте? 

Баю – баиньки, баю.

Баю доченьку мою.

Ты дочурка засыпай, синеглазки закрывай. (имитация укачивания малыша).

Милы гости к нам пришли, Нам гостинцы принесли.

 Буду я гостей встречать, Сладким медом угощать.

(Посиделки за столом)

(Возвращение в группу)

Ты катись-катись яблочко

По золотому блюдечку

Укажи нам дорогу

В наши времена

Да в наш детский сад.

.

 

Дети  вывешивают свои работы на специально отведенное место. 

Воспитанники оценивают свои и работы других детей, подмечая достоинства и недостатки.

Дети снимают платки и кепки.

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Роза»

Конспект по Рисованию  непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ.  Целью занятия является научить рисовать розу, используя нетрад...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Бабочки на лесной поляне" Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Пластилинография

Во время проведения НОД продолжаю  знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.  Продолжаю  учить детей наносить пластилин на горизонтальную поверхность то...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Дымковская кукла» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)»)

laquo;Украсим платьице кукле»Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих  способностей  ,фантазии ,воображения;Создание условий для...

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (3-4 лет) по освоению образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) по теме: «Разноцветные бабочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми второй ранней группы по теме: «Украшаем елку» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель занятия: формирование умения рисовать нетрадиционной техникой рисования, закрепление цвета, формы; желание прийти на помощь....