Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Дымковская кукла» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)»)
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Гусейнова Кристина Игоревна

Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих  способностей  ,фантазии ,воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_dymkovskaya_kukla.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

ул. Строителей, д.7а, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ 629730, телефоны /факсы (3499)53-26-66, 50-29-02,

dssolnyshko@nadym.yanao.ru

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми средней группы

Тема: «Дымковская кукла»

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)»)

                                                                                                                                                       

Автор воспитатель:

                                                                                                                                                                  Гусейнова Кристина Игоревна

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Украсим платьице кукле»

Цель

Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих  способностей  ,фантазии ,воображения;

Создание условий для формирования умений декоративной росписи по мотивам дымковской росписи в составлении узора из знакомых элементов (полосы, точки, круги)

Предварительная работа

Рассматривание дымковских игрушек. Ситуативные беседы о дымковских барышнях.

Рассматривание тканей, предметов, где присутствуют повторяющиеся узоры декоративного характера; Словарная работа: «указ – распоряжение»

Задачи

- учить детей составлять узор из знакомых элементов (линии, полосы, точки, круги) на листе бумаги, вырезанной в форме платья, украшать платье;

-  закреплять цвета: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый;

- совершенствовать умение правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы;

-  добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования;

- формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета;

Развивающие:

развивать художественное восприятие, воображение, мыслительную и речевую активность, моторные возможности;

-  развивать зрительное внимание, эстетическое восприятие, воображение;

- развивать чувство цвета , ритма;

-развивать координацию глаза и руки , совершенствовать навыки владения кистью руки.

Воспитательные:

- развивать художественное творчество, эстетическое восприятие, воображение;

- развивать у детей стремление  радоваться своим рисункам, рассматривать их

Материал

Демонстрационный:

-образец воспитателя, кукла-королева в бальном платье с узорами  , гуашь, салфетки, стаканчик с водой, дымковские узоры,  вырезанные платья из бумаги, куклы Таня и Оля.
-мольберт;

Раздаточный:

- вырезанные платья из альбомного листа, гуашь, кисти, палитра, стаканчики с водой.

Словарная работа: активизировать в речи детей использование слов «узор», «наряд», «оранжевый».

Предполагаемый результат

Умеют пользоваться гуашью и кисточками, организовать свое рабочее место.

Умеют видеть форму и передавать ее изображение;

С помощью воспитателя анализируют узор из знакомых элементов;

Стремятся создать узор из знакомых фигур.

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя. Раздается звук колокольчика.

К нам пришли в гости куклы Таня и Оля, посмотрите они что то принесли. Письмо от Дымковского королевства, давайте его прочитаем.

- Слушайте, слушайте! Внимание, внимание! В стране бумажных кукол объявлен бал! Королева приглашает всех-всех кукол в свой дворец на праздник и объявляет указ: «Явиться на праздник в нарядных костюмах, чтобы на каждом платье были узоры из элементов, как на платье королевы!»

Воспитатель Таня с Олей просят нас им в этом помочь.

Ребята какие у них платья? (белые)

Воспитатель обращается  к детям: 

-Ребята, слышали объявление? Какой указ объявила королева? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сможем ли  мы с вами выполнить указ королевы и помочь нашим куклам на него пойти

Словесные методы: вопросы, беседа с опорой на личный опыт детей, Создание игровой ситуации «Объявление бала»

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская»  цель

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Сделать выбор в соответствии с заданием.

Визуальный контроль

Этапные (дидактические) задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

II. Актуализация знаний

Воспитатель:

Ребята, а из каких элементов составлен узор платья королевы? (ответы детей).

Что нарисовано внутри колечек? 

А внутри красных колечек что нарисовано?

Какой узор нарисован между кольцами, как он называется?

 Какого цвета элементы?

 Ребята, а что вы видите внизу платья?

Какие узоры нарисованы выше волнистой линии?

А еще, какие элементы узора вы видите на платье? (ответы детей)

Словесный, метод , беседа, анализ

наглядный метод

Дети садятся за столы,

Участвуют в диалоге с воспитателем ,вспоминают названия фигур, наблюдают за действиями воспитателя

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка.

 Организуется эмоциональная  деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Участие и наблюдение за процессом деятельности

Контроль ответов детей.

Контроль за формулированием правильных ответов детей

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) Актуализировать представления детей о возможности решить проблемы творчески;                                                                                                                   2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание и творческий  нестандартный подход к решению задачи.

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Ребята, мы с вами посмотрели платье королевы.

Фиксация затруднения:   

А теперь посмотрите на кукол, они смогут пойти на бал? (ответы детей, воспитатель подводит к тому, что у кукол платья не нарядные, белые).Выявление причины затруднения:     Воспитатель-Ребята, что же теперь делать, чтобы у кукол платья тоже стали красивыми? Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)                                   – Значит, что нам надо сделать?Дети предлагают варианты решения. Одно из решений.Дети: Разукрасить, сделать нарядными.

Воспитатель:

-Отлично, дети. Я тоже хочу с вами украсить платье.

Словесный, наглядный метод; метод наблюдения

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.  

Дети сталкиваются с затруднением: обсуждение в решении затруднений.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                           1) Создать мотивационную ситуацию для решения задачи с помощью  декоративного рисования.  

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;    

3)Тренировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.

4) Тренировка в создании оранжевого цвета.

IV.Открытие нового знания

Используем мольберт

Воспитатель:

-Посмотрите, как я это буду делать.

Украшать я начну сверху, где горлышко. Здесь я нарисую колечки, мне хочется, чтобы они были такого цвета (уточняет у детей какого?), у вас они могут быть другого цвета.

А еще где можно нарисовать, кто мне поможет?  Вова, как кружок рисуем, покажи в воздухе.  

Внизу платья я нарисую линию. Смотрите, прямую линию рисую, не отрывая руки от листа, слева направо.

Выше синей прямой линии я нарисую волнистую линию.

 Когда рисую волнистую линию, ребята, у меня кисточка то поднимается, то опускается.

 Даша, как рисуем волнистую линию, покажи в воздухе.

  Какой узор еще мы знаем?  Правильно, точки. Этот узор я нарисую зеленым цветом.

Ребята, какой цвет можно получить, если смешать красную и желтую краски? (активизирует у детей  название оранжевого цвета)

Словесный, наглядный, демонстрация. Показ совмещаем с объяснением.

Рисование в воздухе фигур

Метод демонстрации: образец

Практическая работа-получение оранжевого цвета.

Участвуют в диалоге.

Дети в ходе беседы  приходят к решению оформления платьев для кукол, анализируют образец воспитателя  и при рисовании используют сравнение и сопоставление образца и своей работы.

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельности (анализируют  образец, выполняют работу с помощью изобразительных средств)

Этапные (дидактические) задачи:

1) Тренировать умение пользоваться гуашью, кисточкой;                                                                                                                                                                                            2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление;                                                                  3) Развивать речевые и аналитические  способности;                                                                                                                                                                              4) Развивать коммуникативные способности.

V. Включение нового знания в систему знаний ребенка

Воспитатель: 

-Ребята, узор оранжевого цвета придумайте сами, какой хотите. А теперь возьмите  платья и начинайте разукрашивать.

Детям предоставляется самостоятельность. Задание проверяется.

В процессе рисования воспитатель при необходимости подсказывает, советует, показывает приемы рисования тех или иных узоров. После того, как дети нарисуют, воспитатель снова обращается к детям.

Словесный, наглядный, наблюдение

Самостоятельная работа.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

                                                             

Дети самостоятельно преодолевают затруднение

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

Воспитатель оказывает небольшую помощь детям, которые затрудняются в рисовании

Этапные (дидактические) задачи:     1) Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

VI.Осмысление (итог)

Воспитатель:

Молодцы, старались. Сейчас наряды пусть высыхают, а я приглашаю вас на танец.

Звучит музыка «Становись в кружок». (Дети танцуют.)

Воспитатель собирает детей около себя.                                    

Воспитатель: Молодцы, ребята, повеселились, потанцевали.

Все ли куклы у нас нарядны?

 А вам нравятся ваши работы?

 Смогли мы помочь нашим куклам разукрасить их платья?

Смогут они пойти теперь  на бал?

Расскажи, чем тебе понравилась работа...

 (Ответы 2-3 детей).

Все очень красиво нарисовали платья, какие интересные узоры вы придумали..

Словесный метод

Оздоровительная пауза

Рефлексия,

умения  оценить свои работы

Создание ситуации успеха.

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Яблоко для Ежа"" Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

Познакомить детей с новым нетрадиционным методом рисования – печать по трафарету.  Закрепить признаки осени (похолодало, желтеют листья, дует ветер, редко светит солнышко, много туч, ...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Дымковская кукла» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)»)

laquo;Украсим платьице кукле»Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих  способностей  ,фантазии ,воображения;Создание условий для...

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Северное сияние» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

ЦельЗнакомить с природным явлением северное сияние, особенностями климатаЗадачиПродолжить совершенствовать знания о признаках  времени года – зима;Развивать у детей чувство цвета и композиц...

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Чайная пара» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» лепка)

Цельвыявить знания и умения детей приемов лепки посудыЗадачиОбразовательные задачи: обеспечить закрепление раннее освоенных приемов лепки; совершенствование приема вдавливания середины цилин...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Маленькие волшебники» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Задачи:Образовательные:-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);-знакомить с техникой проведения о...