Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Яблоко для Ежа"" Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Куприянская Тамара Петровна

 Познакомить детей с новым нетрадиционным методом рисования – печать по трафарету.  Закрепить признаки осени (похолодало, желтеют листья, дует ветер, редко светит солнышко, много туч, осенью птицы улетают на юг, дни становятся короче,  а ночи длиннее, люди собирают урожай).  Способствовать развитию умений дорисовывать детали в предмете круглой формы  (плодоножку у яблока).  Развивать воображение, творческие способности, моторику рук. Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира приро­ды.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_yabloko_dlya_ezha.docx48.16 КБ
Файл samoanaliz_nod_yabloko_dlya_ezha.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯC:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

                  МБДОУ «Мыскаменский детский сад»____

Конспект НОД

по изобразительной деятельности

Тема:

«Яблоко для Ежа»

(средняя группа)

       

Составила:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

дата проведения:

29.10.2018г.

с. Мыс Каменный

Тема: «Яблоко для Ежа»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «музыка».

Аудитория воспитанников: воспитанники средней группы

Цель: знакомство с нетрадиционным способом  рисования – печать по трафарету.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с новым нетрадиционным методом рисования – печать по трафарету;
  • закреплять признаки осени (похолодало, желтеют листья, дует ветер, редко светит солнышко, много туч, осенью птицы улетают на юг, дни становятся короче,  а ночи длиннее, люди собирают урожай)
  • закрепить знание цветов (красный, жёлтый, зелёный).

Развивающие:

  • способствовать развитию умения рисовать с помощью метода рисования печать по трафарету;
  • способствовать развитию умений дорисовывать детали в предмете круглой формы  (плодоножку у яблока);
  • развивать воображение, творческие способности, моторику рук;
  • способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы.  

Воспитательные:

  • закрепить знание коммуникативной игры «Здравствуйте», игрового упражнения «Деревца» с проговариванием текста;
  • воспитывать эстетический вкус, отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. 
  • воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца.

Используемые методы и приемы: наглядные (осеннее украшение зала, еж с яблоком на спине),   словесные (коммуникативная игра «Здравствуйте», вопросы, беседа, объяснение, показ, использование художественного слова- загадка, педагогическая оценка).

Словарная работа: печать по трафарету, плодоножка у яблока.

 Материалы и оборудование:

Для воспитателя: наглядный рисунок, гуашь желтого, оранжевого, зеленого цвета, восковой карандаш, клеенка, тонированные альбомный лист для рисования  формата А4, трафарет «яблоко», поролоновые губки на прищепках, влажная салфетка, Еж-игрушка с яблоком на спине, мольберт, осенние листья, муляжи яблок, корзина, детские песенки в формате mp 3.

Для детей: гуашь желтого, оранжевого, зеленого цвета в палитре, клеенка на стол, тонированные альбомные листы для рисования формата А4, трафарет «яблоко» - 2 шт., поролоновые губки на прищепках, влажная салфетка, восковой карандаш.

Предварительная  работа:

  • беседа с детьми об осени и осенних явлениях по картине: «Осень к нам пришла»;
  •  дидактическая игра «Назови фрукт»;
  • чтение стихотворений об осени;
  • разучивание песни: «Кап-кап дождик пошел…»
  • прослушивание песенки «Маленький ёжик»;
  • разучивание коммуникативной игры «Здравствуйте!», игрового упражнения «Деревца»;
  • загадывание загадок о фруктах;
  • наблюдения во время прогулки за изменениями в природе.

Время реализации до 20 минут.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте немножко разомнёмся и поздороваемся с нашими гостями.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Здравствуйте ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте ножки: Топ-топ-топ!

Здравствуйте щёчки: Плюх-плюх-плюх!!

Здравствуй мой носик: Бип-бип-бип!

Здравствуйте гости! Здравствуйте! (дети поворачиваются к гостям и протягивают ручки ладошками вверх).

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на прекрасную лесную поляну. Посмотрите, а вот и тропинка, по которой мы пойдем на лесную поляну.

  • Из чего наша тропинка? (Из листьев)
  • Какого цвета листья?  (Желтые, зеленые, оранжевые, багряные)
  • Ребята, скажите, пожалуйста, в какое  время года желтеют листья?

Дети: Осенью.

  • Идите за мной (дети идут за воспитателем по лесной тропинке).

№ 1 звучит музыка волшебства (шторы открываются)

  • Ребята, посмотрите как красиво на нашей лесной полянке!
  • Что делают Ежи? (Они запасаются яблоками на зиму).

А какие признаки осени вы  знаете? (похолодало, желтеют листья, дует ветер, редко светит солнышко, много туч, осенью птицы улетают на юг, дни становятся короче,  а ночи длиннее, люди собирают урожай.) Обращаю внимание детей на то, чтобы они отвечали полными  предложениями.

  • Ребята,  как называется осеннее явление, когда опадают листья?

Дети.  Это листопад.

  • А как люди одеты осенью? (Люди надевают теплые куртки, шапки, штаны, рукавички, шарфы, теплые ботинки). Молодцы!
  • Ребята, отгадайте  загадку.  Слушайте внимательно.

  Само с кулачок,

  У него красный бочок,

  Потрогаешь – гладко,

  А укусишь – сладко.

Дети:  Яблоко!

Воспитатель: 

  • На каких деревьях растут яблоки? (Яблоки растут на яблоне).
  • А где растут яблони? (Яблони растут в саду). 

Воспитатель: Сейчас я  хлопну в ладоши, и мы все превратимся в деревья!

№ 1 звучит музыка волшебства

Игровое упражнение:  « Деревца»

Дует ветер нам в лицо                               (махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо        (руки подняты, покачивания туловищем из стороны                                       в сторону)

Ветерок всё тише-тише, (плавно опустить руки) 

Деревце всё выше-выше (поднять руки и тянуться вверх) 

№ 1 звучит музыка волшебства

 (Воспитатель хлопает в ладоши и «деревья»  превращаются в детей)

Воспитатель: По тропинке мы  пойдём и друзей себе найдём. (Дети идут по осенним листьям и шуршат, приговаривая    шур – шур – шур!)

Сюрпризный момент.

 (Дети идут по тропинке, воспитатель находит в листве  игрушку Ежа.

 Ёж здоровается с детьми.)

Вот он ежик   четверо ножек,

По тропинке долго шёл

Яблочко одно нашёл.

Он  хотел друзьям набрать,

Но яблок что-то не видать!

Воспитатель: А вот и друзья нашего Ежа!

(воспитатель показывает тонированные листы для рисования с фигурами ежат)

Воспитатель: Ребята, чем мы можем помочь Ежу? (Купить яблоки, нарисовать яблоки…)

  • Ребята, а вы хотите нарисовать яблочки для  ежей и угостить их.  

Дети: Да!

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. (Обращаю внимание на правильную осанку детей за столом)

  • Сегодня мы с вами будем рисовать необычным способом. Называется он печать по трафарету. 
  • Посмотрите,  какое яблочко я отпечатала для Ежа. Сделала я это при помощи трафарета. Правда, красиво!
  • Давайте рассмотрим, что же у нас лежит на столах? У нас есть вот такие трафареты. Посмотрите – на что они похожи?

Дети: На яблочко, на мяч, на колесо и т. д.

  • Рядом с трафаретом лежит  необычная кисточка из поролона на прищепке, влажные салфетки, восковой мелок,  гуашь в палитре.  Какого она цвета? (Ответы детей)
  • Смотрите внимательно за моими действиями не торопитесь, и выполняйте вместе со мной.
  • Берем трафарет. Прикладываем трафарет на спинку ежа вверху, прямо на иголочки.  (дети повторяют действия воспитателя) Затем правой рукой берем поролон на прищепке и обмакиваем его в гуашь. Левой рукой придерживаем обязательно трафарет и примакиваем нашей «волшебной кисточкой» по трафарету. Заполняем гуашью все  яблочко. Затем убираем поролоновую кисточку на салфетку. Аккуратно снимаем трафарет. Вот и наше яблоко!

№ 2 минус Осень 

(Воспитатель помогает детям у которых не получается выполнить работу, дает указания)

  • Подождем,  пусть работы подсохнут. Ребята, но у наших яблочек еще не хватает корешка (плодоножки). Давайте корешок (плодоножку) дорисуем сверху яблочка восковым мелком.
  • Вот так! Кто выполнил задание,  прикрепляет свою работу на мольберте.

Итог занятия:

Воспитатель:  А теперь мы полюбуемся своими рисунками. Подойдите все к мольберту  (В это время рядом усадить Ежа)

Что за диво, что за диво!

Стало все кругом красиво.

Ежик с яблочком идет

На спине его несет!

Ребята, у вас получились замечательные яблоки! Еж благодарит вас за то, что вы угостили его друзей  яблоками.

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня?  (играли, рассказывали про осень,  загадку отгадывали, собирали яблоки, слушали стихотворение, рисовали Ежам  яблоки. А каким способом мы рисовали? (печать по трафарету)

Давайте похлопаем сами себе.

Молодцы!

Воспитатель: А сейчас мы вернемся в детский сад и поместим свои работы на выставку для родителей, а потом отдадим их ежатам.

№ 1 звучит музыка волшебства

Дети несут рисунки на выставку родителям!!! Уходят.



Предварительный просмотр:

                                                              Куприянская Тамара Петровна,

                                                            воспитатель                                                  

                                                              МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

Самоанализ НОД

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию была представлена непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего возраста, как вариант организации совместной деятельности взрослого и ребенка.

Тема НОД:   «Яблоко для ежика»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «музыка».

Аудитория воспитанников: воспитанники средней группы (6 детей)

Перед НОД была проведена предварительная работа: 

  • беседы с детьми об осени и осенних явлениях;
  •  дидактическая игра «Назови фрукт»;
  • чтение стихотворений об осени;
  • загадывание загадок;
  • прослушивание песенки «Маленький ёжик», разучивание коммуникативной игры «Здравствуйте!», игрового упражнения «Деревца»;
  • наблюдение во время прогулок  изменений в природе.

Предварительная работа способствовала успешному проведению НОД. Благодаря ранее полученным знаниям дети свободно отвечали на поставленные вопросы воспитателя о том, какая сейчас пора года и какие признаки имеет осень, как называется явление, когда опадают листья. Ребята быстро отгадали загадку про яблоко, знают, что яблоки растут на яблонях, а яблони растут в саду. Проведенная предварительная работа помогла сэкономить время во время проведения НОД и сконцентрировать  больше внимания детей на знакомстве и объяснении  нетрадиционного способа рисования - печать по трафарету.

На протяжении всего занятия использовались здоровьесберегающие технологии. Деятельность детей проходила в подготовленном помещении (музыкальный зал). Перед проведением НОД помещение было проветрено, проведена влажная уборка. Декорации к занятию были эстетически оформлены, размещены так, что дети могли свободно передвигаться. Мебель соответствовала возрасту детей. Столы расставлены полукругом, чтобы все дети видели показ воспитателя на мольберте, покрыты прозрачной пленкой, между столами было расстояние, для того, чтобы ребенок свободно смог пройти к мольберту.  Быстрая сменяемость приемов и смена деятельности позволила  избежать утомляемости детей. Логическое построение различных видов деятельности, позволило провести занятие, не выходя за рамки времени – 20 минут,  что  соответствует требованиям САНПИНа.

В ходе НОД предполагалось решить следующие цель и задачи:

         Цель: знакомство с нетрадиционным способом  рисования – печать по трафарету. Данная цель достигнута с помощью решения образовательных, развивающих,  воспитывающих задач.

         Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с новым нетрадиционным методом рисования – печать по трафарету;
  • ввести новое понятие – печать по трафарету.

Развивающие:

  • закреплять признаки осени, знание цветов (красный, жёлтый, зелёный);
  • способствовать развитию умения рисовать с помощью метода рисования печать по трафарету;
  • способствовать развитию умений дорисовывать детали в предмете круглой формы  (черенок у яблока);
  • развивать воображение, творческие способности, моторику рук.
  • закреплять знание коммуникативной игры, игрового упражнения с проговариванием текста;

Воспитательные:

  • воспитывать личностные качества: отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность, ответственность, умение оценить результат деятельности.

Словарная работа: печать по трафарету

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал, который помог мне раскрыть тему ярко, интересно.  Демонстрационный материал:  

для воспитателя: наглядный рисунок, гуашь желтого, оранжевого, зеленого цвета, восковой карандаш, клеенка, тонированные альбомный лист формата А4, трафарет, поролоновая губка, салфетка, Ежик-игрушка, мольберт, осенние листья, яблоки, корзина,  ноутбук с записями детских песен в формате mp 3.

для детей: гуашь желтого, оранжевого, зеленого цвета, клеенка, тонированные альбомные листы формата А4, трафарет, поролоновые губки, салфетка, восковой карандаш.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я создала проблемную ситуацию, требующую разрешения: оказать помощь друзьям ежа.

Во время проведения НОД была обеспечена комплексность, взаимосвязь всех задач.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы образовательной программы ДОУ, а также учитывала комплексно-тематический принцип планирования, индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей данной группы. Структура предложенной совместной деятельности взрослого и детей позволила мне решить  поставленные задачи и способствовала реализации намеченной цели. Структура НОД выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме.

Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Основные этапы четко переходили от одного к другому. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

НОД  состояла из трех частей. 

Организационный момент непосредственно-образовательной  деятельности предполагал: создание эмоционального настроя, приветствие, установление зрительного контакта, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней. Удачно была подобрана и проведена коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Основная часть НОД, направлена на организацию самостоятельной умственной и практической деятельности детей.

При отборе содержания основной части НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности.

В основную часть были включены задание на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление имеющихся навыков.

Одной из развивающих задач было закрепление  осенних признаков, знание цветов предмета и его формы, что было выполнено через описание осенних яблок. Детям задавались вопросы:  какого цвета?, какой формы? Ребята участвовали в диалоге, высказывали свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Остальные задачи решались в практической части НОД. При знакомстве с новым нетрадиционным способом  рисования – печать по трафарету, особых трудностей дети не испытывали, хотя это задание было предложено им впервые. Ребята слушали и руководствовались указаниями воспитателя. Выполняли способ рисования по образцу и объяснениям воспитателя. Без особых усилий дети  дорисовали детали в предмете круглой формы  (черенок  у яблока).

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи затрудняющимся детям при выполнении заданий, напоминании, дополнительном объяснении, а также в учете особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому НОД построена с использованием игровой мотивации, так как она придает интерес и настраивает детей на умственную деятельность.  Детям была предложена игра «Соберем яблоки в корзину».

Для снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления было проведено игровое упражнение «Деревца», связанное с темой НОД,  музыкально – ритмичные  движения: дети ходили по осенним листьям – «шуршали» ими. Действия детей сопровождались звучанием музыкальных произведений. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности это помогло детям достигнуть результата, приблизиться к выполнению цели.

В заключительной части НОД организовали выставку полученных творческих работ, подводился итог деятельности, чтобы в ходе его проверить качество усвоения нового материала, таким образом, смогла создать ситуацию успеха. При анализе НОД с детьми закрепили новый способ рисования – печать по трафарету, обсудили, что им понравилось, с чем они справились, какое у них эмоциональное состояние после выполнения задания. Ребята поаплодировали себе в знак успешной завершенной деятельности. Затем свои работы отнесли на выставку родителям.  

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта), которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Методы и приёмы:

  • словесный (загадывание загадки, описание игрушки-ежа в стихотворной форме,  объяснение, подведение итогов);
  • наглядный (мягкая игрушка-еж, алгоритм выполнения работы);
  • практический (показ приемов рисования, музыкальное сопровождение);
  • игровой (По тропинке в сад пойдем и друзей себе найдем….)

Выводы: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Все задачи, поставленные при планировании НОД, были решены, цель достигнута. У каждого ребенка получилась картинка с яблоком на спине у ежа.

Над чем нужно работать для наилучшего результата: Продолжать обращать внимание на речь детей: добиваться полных ответов, ставить поисковые вопросы, создавать условия для диалога с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

«Использование образовательной деятельности «Музыка» в режимных моментах и образовательной деятельности»

«Использование  «Музыки» в режимных моментах и образовательной деятельности»...

Конспект непосредственной коллективной деятельность детей подготовительной группы. Совершенствование лексико – грамматических представлений и развитие связной речи. Тема: «Гость с удивительной планеты».

Цели: 1.Закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу.2. Обучать самостоятельному формированию вопросов.3. Совершенствовать умение грамматически правильно строить ...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности педагога, родителей и детей (непрерывной образовательной деятельности) по теме: Осенняя пора, очей очарование.

Разработчики:Вдовенко В.В, воспитатель ДС № 107 Форма работы педагога с детьми: концерт.Возрастная группа: старшаяТема календарно-тематического плана:   Осенняя пора, очей очарование.Ди...