Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности.
методическая разработка на тему

Шикалова Наталья Леонидовна

Игра в дошкольном возрасте—ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevoy_aktivnosti_detey.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                          Развитие речевой активности детей

                           в  процессе игровой деятельности.

      Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют? Для чего нужна игра? Существует мнение, что игра служит детям для укрепления физических и духовных сил. Для того, чтобы подготовиться к жизни среди взрослых людей, необходим период тренировки, во время которого ребенок научается владеть своим телом и чувствами. В этом и заключается смысл детства.

      Игры детей, на первый взгляд кажущиеся пустой забавой, на самом деле имеют огромное значение для подготовки к будущей жизни. Предварительная тренировка нужна потому, что окружающая действитель-ность жестока, полна неожиданностей. И нужна относительно безопасная область, где ребенок мог бы, не причиняя себе вреда, поупражняться. Игра и есть такая область. Кроме того, игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре ребенок не только тренируется, но и совершенствует свои действия, испытывая двойное удовольствие: от действия самого по себе и от его совершенствования.

      Игра в дошкольном возрасте—ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития твор-ческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью про-текания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок действуя предметами активно манипулирует пальца-ми, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсив-ность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому особенно по-лезны игры в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр с ними, ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развивается наблюдательность, сообразительность, ловкость.

      Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. В каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи. Если в «самодея-тельных» играх в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, то в играх с правилами активно воспитыва-ются такие качества личности ребенка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им свое поведение, умение преодолевать горечь в связи с проигрышем, настойчивость в достижении победы и т.д.

      Рассмотрим, к примеру, чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре:

  • эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей;
  • переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;
  • осознавать свое реальное место среди других людей;
  • сделать для себя открытие: желания и стремления других не всегда совпадают с моими;
  • надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами;
  • свободно выражать свои чувства;
  • переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство;
  • делать выбор;
  • говорить с самим собой, интуитивно познавать себя (дети говорят сами с собой на языке эмоций; у них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому, им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой);
  • уважать себя и верить в себя.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверено, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра—это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых—закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

      Можно выделить пять ступеней развития сюжетно-ролевой игры.

На первой дети знакомятся с действительностью, которая потом будет отображаться в игре. На второй ступеньке они вместе со взрослым играют в сюжетно-отобразительную игру. На третьей разворачивается игра-драматизация. На четвертой дети разыгрывают роли и разворачивают сюжет. Наконец, на пятой ступеньке дети играют с воображаемым парт-нером или игрушками, разыгрывая роли за них. Эти игры напоминают режиссерские.

      Для развития воображения, а значит и для развития игры, большое значение имеют образ и речь. Дети должны знакомиться с новыми людьми, предметами, образами и др. Словом, получать разнообразные впечатления. Детские образы детальны, красочны и выразительны. Кроме образов для развития воображения важна речь. Всякое недоразвитие речи отрицательно сказывается на развитии воображения и, следовательно, игры. Ребенок в ходе игры замещает недостающий предмет или невыполненное действие словом. С помощью речи он также общается со своими партнерами по игре. В последние годы особое внимание уделяется развивающему значению сюжетно-ролевой игры.

      Теперь поговорим о роли дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей.

      Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой дея-тельности.

      Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного воспитания:

  • формирование системы научных знаний о природе и обществе;
  • развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
  • воспитание познавательных интересов, любознательности;
  • формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Все названные задачи успешно решаются с помощью дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.

      Велика роль дидактических игр в развитии у детей умственной активности, в развитии сенсорных способностей детей, также доказана эффективность использования дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления (умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения).

      Кроме того, все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звуко-произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

      Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три предмета».

      Нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы), сходных по звучанию (синонимы), является задачей многих словесных дидактических игр. Если ребенку достается роль гида, скажем в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает гостям, туристам о достопримечательностях города, что способствует развитию монологи-ческой речи.

      В процессе многих игр дети упражняются в правильном звукопроиз-ношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и разви-ваются в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали», необходимо уметь ставить логично вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». С помощью логической постановки вопросов ребенок находит тот предмет, который загадали. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

      В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объеди-няется в три основных вида:

  • игры с предметами, игрушками, природным материалом;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Подробнее рассмотрим словесные игры в соответствии в возрастом детей.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используются в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

      Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да-нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц», «Так бывает или нет» и др. В третьей группе объединены игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувство юмора: «Испорченный телефон», «Летает-не летает», «Краски», «Белого и черного не называть» и др.

      Большую роль в воспитании детей играют народные подвижные игры. Традиционная народная семейная педагогика несет в себе громадный практический опыт развития ребенка. В различных играх и развлечениях, которые проводились с малышами трех-семи лит взрослыми (родителями, бабушками, дедушками и няньками) и старшими детьми (братьями и сестрами, няньками-подростками), создавались предпосылки для развития речи, общения, навыков устного счета, укреплялись память и внимание, шлифовались чистота произношения, формировалось образное и логическое мышление. В подвижных играх постепенно складывалось умение действовать в коллективе, развивались артистические способности детей, оттачивался музыкальный слух и ритм.

      Идеальный образ человека, к воплощению которого стремилась народная культура, включает в себя духовную и телесную красоту; умение достойно общаться со старшими, равными и младшими членами семьи, общины; практические знания и навыки.

      В детском возрасте перед подрастающим членом общества ставилась задача научиться гармонично и правильно говорить и двигаться, освоить умение складывать и к месту употреблять простейшие рифмованные присказки, пословицы, считалки. К семи годам ребенок должен был хорошо владеть устным счетом, не теряться при решении словесных головоломок, которые были своеобразной формой проверки владения детьми родным языком, их сообразительности, внимания, памяти и логики в рассуждениях.

      В процессе решения задач развития детей в народной традиции сложился солидный массив детского фольклора, состоящий из нескольких разделов.

      Раздел первый—игры с куклами.

  • изготовление куклы;
  • атрибуты игры;
  • ролевые игры («Дочки-матери», «Няньки», «Игра в семью», «Игра в гости», «Игра в посиделки»);
  • кукольный театр сказки (юмористические диалоги, присказки, «докучливые» сказки, прибаутки).

Раздел второй—школа традиционной игры.

  • коллективные игры (зимние и летние, возрастные, игры на улице, игры для семейного торжества, «домашние» игры на каждый день, совместные игры взрослых и детей, а также сюда входят считалки с напевами). Весь годовой «круг жизни».

Раздел третий—игры ума.

  • скороговорки (для развития произношения);
  • считалки;
  • игры со счетом и перечислением;
  • сказки и игры для развития памяти и внимания (кумулятивные);
  • интеллектуальные игры (пословицы, поговорки, загадки, затейливые вопросы, вопросы-шутки, головоломки, замысловатые задачи).

В заключении хочется добавить, что опыт использования достижений народной педагогической практики в современной семье, в образовательных учреждениях показывает, что активное освоение традиционной культуры поможет нашим детям лучше осознать и сохранить собственную индивидуальность. Ребенок, который прикоснулся к народной игровой культуре, будет уметь полноценно, с достоинством играть в семье, общественной и трудовой деятельности любую роль, которую предоставят ему жизненные обстоятельства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОСЖивость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являетс...

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности

Цель работы: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...

Проектная работа: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности»

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция...

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требован...