Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет средствами пальчиковых игр
статья (младшая группа) на тему

Французова Ира Михайловна

Значение, актуальность, примеры пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_frantsuzova_i.m.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Французова И.М.

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Научный руководитель

доцент, к.пед.наук Шабалкина Н.П.

К вопросу о развитии мелкой моторики у детей 3-4 лет средствами пальчиковых игр

В дошкольном возрасте движения доставляют детям мышечную радость – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития; важнейшее средство и условие общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; и, наконец, основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.

В ХХ веке многие отечественные исследователи (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, Н.М. Щелованов) и зарубежные ученые (А. Валлон, Л.А. Венгер, Ж.Пиаже и другие) обращали внимание на значение движений пальцев и кистей рук ребенка. Они утверждали,  что эти движения оказывают особое развивающее воздействие.

Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка [2]. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка (В.П. Дульев, М.М. Кольцова, Т.И. Коняхина, Г. Любина, В.Г. Петрова, С.Р. Прищепа,       О. Желонкина и другие).

В процессе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста развитию движений кистей и пальцев рук без предметов с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. мелкая моторика включалась в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Как отмечает В. Киселева, для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого [3].

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной педагогической практике. Разрабатываются многочисленные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И.Е. Светлова и др.), дидактические игры с предметами (Л. Павлова, В.В. Цвынтарный), вышивание (А.Ю. Сергеева, М.Г. Юдин), некоторые отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных),  другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке (С.В. Маланов), конструированию (З.И. Богатеева), пальчиковым играм (И.В. Анищенко, Е.Ю. Тимофеева) и т.д.

Пальчиковые игры изучали такие педагоги и психологи, как                     Е.И. Исенина, М.М. Кольцова, Е.А. Нефедова, Л.П. Савина, Е.И. Синицына, О.В. Узорова и другие. В частности ими рассмотрено значение, виды, методика применения пальчиковых игр в развитии мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. На основе изучения этих работ  пальчиковую игру можно определить как  активную деятельность ребенка и взрослого, целью которой является физическое, психическое и эмоциональное развитие при движениях рук.

М.С. Рузина указывает, что пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они очень эмоциональны и увлекательны. Многие игры требуют участия обеих рук, они создают благоприятный эмоциональный настрой, способствуют повышению самооценки ребенка, развитию речи, творческой деятельности [5].

По данным Е.И. Исениной, О. Желонкиной, И.Е. Светловой, Т.Ю. Тимофеевой, пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

М.М. Кольцова отмечает, что навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет [4].

По мнению Г. Любиной, пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития психических процессов, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта со взрослым, так необходимого малышу для его эмоционального развития [1].

Арсенал пальчиковых игр разнообразен. В настоящее время, по данным С.Ю. Афонькина, Е.А. Нефедовой, М.С. Рузиной, И.Е Светловой, Е.И. Синицыной, О.В. Узоровой и других, в работе по развитию мелкой моторики используются массаж, самомассаж, пальчиковые игры-манипуляции (каждый пальчик имеет свой образ) [5], сюжетные пальчиковые упражнения (изображение предметов и явлений окружающего мира) [6], пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой и пальчиковые кинезиологические упражнения [7].

Вопросами влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики занимались преимущественно отечественные ученые (Т.Ю. Тимофеева, И.А. Анищенко, Г. Любина и др.). Все они освещали проблему использования в педагогике пальчиковых игр в среднем и старшем дошкольном возрасте, а младший – остался открытым, мало изученным. Достаточно широко освещено ее значение для становления детской речи, мышления, воображения.

Однако в дошкольном учреждении не всегда уделяется достаточно внимания играм и упражнениям данной направленности.  Ряд аспектов этой проблемы остается недостаточно изученным, в частности, определение педагогических условий развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр. С этой целью нами было проведено экспериментальное исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11 «РУЧЕЕК»         г. Чебоксары, в котором  принимали участие дошкольники младших групп в возрасте 3-4 лет в количестве 40 детей.

Для выявления актуального уровня  развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы  использовали следующие методики: «Посоли капусту», «Липкие пальчики». Обобщая результаты нашего обследования, были сделаны следующие выводы: среди детей, участвовавших в эксперименте, преобладают испытуемые со средним и низким уровнями развития мелкой моторики руки, отмечается несогласованность действий пальцев, дети слабо и неточно перебирали пальцами, движения кистью выполнялись совместно с общим движением руки.

Экспериментальное изучение специфики мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста позволило предположить возможность преодоления трудностей средствами пальчиковых игр и упражнений в специально организованной педагогической среде. Поэтому мы разработали и провели систему мероприятий по формированию мелкой моторики, состоящую из 12 занятий и включающих в себя различные игры и упражнения.

Программа формирующего эксперимента состояла из 3 этапов: первый этап – подготовительный, целью которого было установление контакта с детьми, создание эмоционально-положительной атмосферы, поддержание интереса детей к движением пальцев рук, укрепление мускулатуры кисти, нормализация мышечного тонуса кисти, совершенствование кисте-ладонно-запястных движений; второй этап – основной, целью которого было развитие хватания, согласованных движений обеих рук, развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, развитие пластичности и подвижности пальцев и кистей рук, развитие осязания; третий этап – заключительный, целью которого являлось закрепление достигнутых результатов совершенствование координации движений пальцев рук.

На контрольном этапе эксперимента было проведено обследование детей с целью выявления характера изменений, произошедших под влиянием проведенной работы и определения степени эффективности программы. С этой целью на данном этапе использовался тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе. При сравнительном анализе данных выполнения диагностического материала до и после проведения эксперимента очевиден положительный сдвиг, на наш взгляд, связанный с проводимой работой. В экспериментальной группе было отмечено повышение как количественных, так качественных показателей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста:

- большинство детей экспериментальной группы показали высокие и средние результаты сформированности мелкой моторики;

- снизилось количество детей находящихся на низком уровне;

- наблюдалось хорошее подражание движениям рук взрослого;

- отмечалась согласованность действий пальцев рук;

- дети четко и быстро перебирали пальцами;

- наблюдалась активность кистей рук в процессе выполнения заданий.

 В то время как в контрольной группе по результатам исследования произошли незначительные изменения показателей.

Сконструированная и апробированная в исследовании программа по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста показала, что можно добиться положительных сдвигов в формировании данного процесса, при соблюдении следующих педагогических условий:

1. сочетании сжатия, растяжения и расслабления, использовании изолированных движений каждого пальца в структуре игровых упражнений;

2. постепенном усложнении заданий для пальцев рук;

3. составлении игровых комплексов с учетом интереса, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.

Результаты контрольного этапа эксперимента, сравнительный анализ полученных данных показали эффективность апробированной системы мероприятий, что служит подтверждением нашей гипотезы.

Завершая описание результатов работы необходимо отметить, что изученный материал, безусловно, не исчерпывает возможности работы по формированию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Однако полученные результаты могут быть использованы воспитателями и психологами дошкольных образовательных учреждений в целях развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Любина, Г. Рука развивает мозг / Г. Любина, О. Желонкина  //  Ребенок в детском саду. – 2004. – №1. – С. 30–37.
  2.  Любина, Г.  Рука развивает мозг / Г. Любина //  Ребенок в детском саду.  – 2004. – №4. – С. 32–37.
  3. Киселева, В. Развитие тонкой моторики / В. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 24–29.
  4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга / М. М. Кольцова. – М., 1993.
  5. Рузина, М. С. Страна пальчиковых игр / М. С. Рузина,                              С.  Ю. Афонькин. – СПб. : Кристалл, 1999.
  6. Синицына, Е. И. Умные пальчики. Серия «Через игру – к совершенству» / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 1999.
  7. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова,                          Е. А. Нефедова. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные пальчиковые игры

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При ...

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений

в предложеннм материале  дается представление  о значении пальчиковой гимнастики для малышей,что дает  пальчиковая гимнастика детям,предлагается комплекс игр с пальчиками...

Методическая разработка "«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»  ...

Проект по развитию мелкой моторики руки детей 2-7 лет «Страна пальчиковых игр»

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческо...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...