Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные пальчиковые игры
статья (младшая группа) на тему

Прядко Светлана Георгиевна

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pryadko.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные пальчиковые игры

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. И была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. И это именно так.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ложки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности.

 Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

 Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Наблюдая за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. В группу пришли дети "домашние", у них не были сформированы навыки самообслуживания. Несмотря на то, что для работы по развитию мелкой моторики в группе создана соответствующая развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами центра сенсорики: (мозаика, втулки, пирамидки, втыкалочки различные дидактические игры и др.), центра строительства (конструкторы, напольная мозаика, разно фактурные игрушки бросовый материал и др.), театрально - музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, разно фактурные куклы и др.), результаты диагностики для определения уровня развития мелкой моторики детей не смогли удовлетворить ожидания от использования представленного материала. Уровень развития мелкой моторики детей повысился на незначительное количество процентов.

Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (до 3 лет). Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.

В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания.

На занятиях по аппликации я использую аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.

Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.

Кандидат педагогических наук М.А. Поваляева предлагает  тест на распознавание пальцев, который  можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно - затылочных отделов коры головного мозга.

Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

  • перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
  • застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
  • плести косички из жестких ниток;
  • рисовать и штриховать карандашами;
  • играть в пальчиковые игры.

Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

Упражнения по пальчиковым играм подбираются в соответствии с возрастными особенностями. Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно.

Так например, малышам предлагаю упражнения на катание пальчиками деревянных шариков, орехов различного диаметра. При этом стараюсь вовлечь в движение все пальчики. Для этого упражнения использую также шарики из пластилина, бусы. Приговорки и потешки, которыми сопровождаю упражнения, делают их максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех,

Вот так, вот так,

Чтобы был круглее всех.

Кроме того в группе много пальчиковых театров. Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам. А кроме того тексты мы не только произносим, но и поём, сопровождая их движениями рук и пальцев.

  Проанализировав  литературу по пальчиковым играм  можно выделить такие виды пальчиковых игр :

 Фольклорные пальчиковые игры

 Пальчиковые игры с авторским текстом

 Игровой пальчиковый массаж. 

 

Для тренировки пальцев я  также использую и упражнения без речевого сопровождения. Например: «Паучок», «Человек», «Зайка», «Корни деревьев».

Советы по проведению пальчиковых игр:

  • Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.
  • Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.
  • При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.
  • Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

Теперь поговорим о таком виде пальчиковых игр, как  игровой пальчиковый массаж.

   Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа - поглаживание, манипуляция. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

    Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью;  грецких орехов,  детских грабелек, различных бигуди,  и многое другое, насколько подсказывает фантазия.

Можно предложить  массаж, используя бигуди.

Еду к деду

Задачи: развитие тактильного восприятия, ловкости. 
Материал: бигуди
Ход игры. Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт вашим словам:

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!  

 Многие фольклорные и авторские пальчиковые игры сопровождаются пением, пальчиковый игровой массаж можно также делать под музыку.

Также существует много интересных упражнений с шариком массажером  Су-Джок. Обыгрывать их можно по - разному. Вот, например, упражнение про зайчат:

ЗАЙЧАТА

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали    /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детей, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.

Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение, в результате которого выяснилось:

  • большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры-потешки, песенки  и повторяют их;
  • дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения;
  • у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей;
  • дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.

Когда  же можно проводить пальчиковые игры?  Пальчиковые игры проводятся во время утреннего приёма как отвлекающий фактор для переключения внимания, после сна ( по две-три минуты),  в НОД как физминутки, используя при этом разнообразные формы, методы и приемы (показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка.).

  Эффективно использовать пальчиковые игры в период  адаптации они помогают снять напряжение и скованность у детей, способствуют более легкому привыканию к новым условиям.  В группе сохраняется психологический комфорт, атмосфера радости, покоя, тепла.

   Родители являются  участниками педагогического процесса и первыми помощниками. Актуальной формой взаимодействия с родителями считаю:

  • практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях
  • тематические консультации, папки-передвижки
  • выпуск памяток с упражнениями.

   Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Используемая литература:

  • Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание, №8., 1990.-с. 62-65.
  • Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев. //Ребенок в детском саду, №2., 2006.-с. 45-48.
  • Афанасьева С. Аппликация из мозайки. // Дошкольное воспитание, №7, 2006, -с. 23.
  • Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М:  Издательство «Скрипторий 2003», 2009.-72с.
  • Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам. - М: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.-96с.
  • Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. // Дошкольное воспитание, №8., 2008.-с. 34.
  • Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.
  • Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. - М: ТЦ Сфера, 2006.-128с.
  • Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1., 2006.-с. 65-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

С детьми раннего возраста мы осваиваем технику рисования руками (пальчиками, ладонью, ребром, кулаком) и знакомимся с основами пластилинографии....

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль....

Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду»

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду. Виды нетрадиционных техник рисования для детей раннего возраста. Как влияет нетрадиционное рисо...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

Все дети любят рисовать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....

Социальный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в процессе развития мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...


 

Комментарии

Попова Елена Анатольевна

Спасибо за информацию. Возьму себе на заметку и кое что из этого попробую.