Статья"Учимся общаться" в газету "Педагогический калейдоскоп"
статья

Поседайлова Юлия Сергеевна

В этой статье я поделилась своим практическим опытом работы, направленным на развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_0.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

«УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ».

Не секрет, что в современном мире существует и обостряется проблема отсутствия взаимопонимания между людьми. Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что разговаривая на одном языке, люди перестают понимать друг друга, «слышать» своего собеседника. Причины возникновения этой проблемы достаточно разнообразны: стремительный темп жизни современного человека, глобальная компьютеризация общества и т.д.

В последнее время в школьной общеобразовательной системе возродился такой предмет как риторика – наука об ораторском искусстве, речи, общении.

Именно риторика помогает подрастающему поколению овладеть коммуникативными навыками, знакомит детей с разнообразием способов выражения своих мыслей, чувств, идей, учит грамотно отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению собеседника.

Внедрение такого предмета как риторика в дошкольное образование, на мой взгляд, не менее необходимо. С самого раннего возраста дети, попадая в коллектив сверстников, социализируются с помощью общения. И то, каким образом произойдёт такая социализация ребёнка, во многом отразится на его взаимоотношениях с другими детьми, на статусе самого малыша в данном коллективе.

Выбрав риторику основным направлением своей педагогической деятельности и рассмотрев различные способы внедрения этого предмета в образовательный процесс дошкольников, я остановилась на театрализованной деятельности. Так возникла идея создания проекта «Играй, дружи, общайся!».

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, мы знакомимся с основными правилами этикета, нормами русского языка, с различными средствами и способами общения. Все занятия проводим в игровой форме, используя дидактическую куклу Антошу, которая помогает детям моделировать речевые ситуации отстранённо от повседневной действительности, учит дошкольников смотреть на ту или иную ситуацию со стороны. Разнообразие сюжетов игровых ситуаций помогает детям создать базу знаний и умений, которые в дальнейшем они будут применять в повседневном общении друг с другом: Антоша учит ребят знакомиться, извиняться, сочувствовать друзьям и т.д.

Полученные на занятиях знания мы упражняем и закрепляем во время игры в театр, во время совместной или самостоятельной досуговой деятельности ребят. Тут нам на помощь приходит сказка,  благодаря которой, дети, переносясь в знакомый мир героев, могут перевоплотиться в какого-либо персонажа и выразить свои мысли и чувства от его лица, что, несомненно, проще для детей младшего дошкольного возраста. На основе сказочных сюжетов мы разыгрываем сценки-миниатюры, которые помогают нам увидеть, что  героям тоже приходится попадать в ситуации, где необходимо уметь правильно выражать свои чувства и желания. Детям очень нравятся такие сказочные игры, в ходе которых, каждый ребёнок может стать Лягушкой Поскакушкой, которая пришла знакомиться с жителями теремка, или Курочкой Рябой, утешающей деда и бабу. В своих театрализованных играх мы не стараемся придерживаться точного текста сказки, каждый ребёнок импровизирует, привнося что-то именно своё, личное. Стоит отметить возрастную специфику моих воспитанников - младший дошкольный возраст. В этом возрасте происходит лишь становление связной речи детей. Учитывая этот фактор, много внимания мы уделяем невербальным средствам общения – мимике и жестам, поэтому, когда ребёнку трудно выразить свои чувства и эмоции словами, мы пытаемся подобрать нужный жест, взгляд, позу. Поэтому, что очень важно, в наших играх задействованы все ребята нашей группы, и дети с речевыми отклонениями принимают в них не менее активное участие. Наши сказочные игры это – возможность для бесконечных экспериментов и творчества.

Огромную роль в наших сказочных сюжетах играют разные виды театров: кукольный, настольный, театр масок. Вместе с родителями нашей группы мы создали пальчиковый театр. Дети с любовью и трепетом относятся к куклам, которые они создавали вместе с папой и мамой, дают своей кукле имя, знакомят её с другими куклами. Вовлечение родителей в практическое взаимодействие с детьми так же немаловажно. Несмотря на то, что я стараюсь постоянно расширять и обогащать знания родителей о способах их взаимодействия с детьми, знакомлю их с разнообразием игр и упражнений, которые я использую в своей работе, такое вовлечение родителей в творческое взаимодействие со своим ребёнком даёт неоценимые знания о способностях, потребностях и интересах малыша.

Благодаря таким играм, большинство детей нашей группы научились взаимодействовать друг с другом не только в процессе игрового действия, но и в простых житейских ситуациях научились находить пути разрешения конфликтов, предотвращать их. Отношения между ребятами нашей группы стали доброжелательными и дружелюбными, наш маленький коллектив стал сплочённым мирком, в котором царит взаимопонимание и взаимоподдержка.

                                           

 

                                                                             Воспитатель Поседайлова Ю.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проект "Общаемся играя" направлен на формирование у детей старшей группы ДОУ навыков общения...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Слайд 1Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Учимся общаться, или общаемся играя&ra...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться ...

Методическая статья «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.»

Формирование элементарных математических представлений есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще  человеку, это...