Творческий отчёт «Обогащение словаря воспитанников в процессе ознакомления с русским народным фольклором»
методическая разработка на тему

Галиуллина Фарида Магадеевна

О русском народном фольклоре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

     

            Творческий отчёт

         

        «Обогащение словаря

     воспитанников в процессе  

       ознакомления с русским  

        народным фольклором»

(к аттестации на 2 квалификационную категорию)

       

         Подготовила: воспитатель Галиуллина Ф. М.

                             

                                             

                                            МБДОУ «Детский сад № 25»

                                                         г. Нефтеюганск

                                                               2009 г.

    Ребёнок приходит в мир … Мы, взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению между сверстниками, со взрослыми.

     Знакомство ребёнка с окружающим миром, формирование его эмоциональной и нравственной сферы начинается с колыбельных. Образы, создаваемые в этих песнях, конкретны, близки и понятны детям с рождения: это котенька – коток, заинька, гуленьки и т. д. Этих персонажей взрослые просят укачать ребёнка, петушка обвиняют, что он спать не даёт, собачку уговаривают, чтобы она не лаяла и т. д.

     Когда ребёнок начинает понимать речь взрослого, его забавляют пестушками. Ласковые пестушки помогают развивать координацию движений «рученьки – хватушеньки» и т. д.

     Начав работу с детьми, я выявила, что в группе есть дети, которые с удовольствием общаются, входят в контакт со взрослыми и детьми, у них достаточный словарный запас, но у большинства детей группы словарный запас был мал, беден.  

                                   Результаты диагностики:

1 младшая группа:

Начало года:

Сформировано – 0 (0%)

В стадии формирования – 3 (12%)

Не сформировано – 21 (88%)

     В исследованиях В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой, В. И. Логиновой особое внимание уделено такой задаче, как обогащение словаря детей. Основным методом в этой работе, является ознакомление детей с произведениями народного творчества, которое и помогает увеличить и обогатить словарный запас детей. Опираясь на исследования учёных, я решила взять

                                            Тема:

    «Обогащение словаря воспитанников в процессе  

     ознакомления с русским народным фольклором»

Цель: ребёнок, имеющий и владеющий достаточным словарным запасом; умеющий вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы и задавать их, понимающий речь взрослого.

Задачи:

- обогащать словарный запас детей потешками, сказками, играми.

- формировать использование в речи (существительных, глаголов, прилагательных);

- побуждать детей выразительно и эмоционально передавать содержание произведений в театрализованной деятельности;

- воспитывать интерес к произведениям русского народного фольклора.

Ожидаемый результат: ребёнок, имеющий достаточный словарный запас; пересказывающий и драматизирующий небольшие произведения; проявляющий интерес к произведениям русского народного фольклора.

Формы работы:

- занятия;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- развлечения;

- проект;

Направления работы:

- с воспитанниками;

- с родителями;

Методическая литература:

1. А. М. Васильева «Воспитание и обучение детей в детском саду».

2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».

3. С. И. Мерзлякова «Фольклор –  музыка - театр».

4. М. Н. Мельников «Русский детский фольклор».

5. Г. А. Загаруля, А. М. Мазурик «Путешествие в мир фольклора».

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4 – 5 лет».

7. О. И. Бочкарёва «Обогащение и активизация словарного запаса».

8. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду».

9. Л. Е. Белоусова «Весёлые встречи».

     Тему «Обогащение словаря воспитанников в процессе ознакомления с русским народным фольклором» я выбрала, потому, что она интересная, увлекательная. Используя в работе потешки, песни, сказки, загадки создаю благоприятную речевую среду, способствующую активизации словаря воспитанников.

                                             1 младшая группа: 

     Возраст 2 – 3 лет в развитии речи – это возраст интенсивного развития. Именно в этом возрасте, очень важно ускорить «рождение» первых, сознательных слов ребёнка, чаще привлекать его внимание к предметам ближайшего окружения, животных, людей, через которые обогащается речевая активность детей.

     Большинство потешек создавалось в процессе повседневного труда и в них зачастую содержатся наставления: самому маленькому сорока не дала каши, потому что он не работал, коза забодает того, кто каши не ест, молока не пьёт и т. д. Это не только забавляет и радует ребёнка, но и организовывает его поведение, а главное развивает словарь. Что ни потешка, то образ или движение, поэтому фольклор – это большое подспорье для решения задач по формированию словаря малыша, которое поможет сформировать словарь ребёнка за счёт того, что произведения содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о предметах, которые близки опыту людей и привлекают их своим внешним видом.  

     Выделив наиболее доступные для этого возраста потешки, сказки, колыбельные, пестушки и т. д., рекомендованные программой «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией А. М. Васильевой мною, был разработан перспективный план по ознакомлению детей с художественной литературой.

     Для реализации темы подобрала детскую литературу, наглядный материал, которые помогали детям развить простейшие речевые навыки и познакомиться  с произведениями русского народного творчества.

     В музыкальном уголке для ознакомления с русскими народными, музыкальными инструментами, озвучивания произведений, театрализованных представлений  поселила колокольчик, свистульку, дудочку, шумовые инструменты и т. д.

     В театральном уголке оформила настольный, пальчиковый театры. Здесь же разместила любимые игрушки детей, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, колыбельных, сказок и т. д.

     В книжном уголке были размещены книжки – малышки, топотушки, русские народные сказки, потешки, и т. д. которые привлекали внимание детей, своей яркостью, аккуратностью, а главное, соответствовали возрасту.

     На занятиях использовала игровую мотивацию,  потешки, песенки, персонаж какой – нибудь сказки, благодаря им, занятие для детей  получалось интересным, увлекательным. Дети с удовольствием старались помочь колобку добраться благополучно до бабушки и дедушки, подружиться козлятам и волку и т. д.

     В совместной деятельности дети с удовольствием рассматривали иллюстрации знакомых потешек, песенок, сказок называли персонажи и героев по имени, активизируя в речи существительные.

     Малые формы фольклора использовались при формировании навыков самообслуживания. Показ трудовых действий сопровождался песенками, потешками. В группе были размещены картинки с потешками  «Маша кушает кашу», в туалетной комнате над раковиной висели «капельки» с потешкой «Водичка, водичка», «Зайка серый умывается», в спальной комнате я приклеила следы «Дрёмы», которые помогали ребёнку заснуть под чтение колыбельной, в приёмной поместила схему с потешкой для последовательности одевания детей. Такой приём помогал малышам запомнить слова действия «кушаю кашу», «умываю лицо», «накрываюсь одеялом» и т. д.

     В своей работе часто использовала пальчиковые игры, они дают возможность не только развивать словарь, но и мелкую моторику рук. Играя самостоятельно, можно было услышать «Этот пальчик – дедушка», «Сел на ветку снегирёк», «Рыбка плавала, ныряла», произнося эти слова неоднократно, дети упражнялись в употреблении слов из текста.

     Оформила краткосрочный проект «Птички – наши друзья», с его помощью старалась обогатить и активизировать словарь детей названиями птиц «Воробей», «Синица», «Ворона», «Сорока» и т. д.

Результаты диагностики:

Конец года:

Сформировано – 0 (0%)

В стадии формирования – 8 (32%)

Не сформировано – 16 (68%)

                                            2 младшая группа:

     Трёх – четырёхлетний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии. Психолог Л. С. Выготский считает, что за первые три года ребёнок усваивает колосальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций, он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и сам пытается «читать», т. е. берёт в руки книгу и, воспроизводя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.

     Работая во 2 младшей группе, я продолжала систематизировать работу по своей теме.

     Составила перспективный план по ознакомлению с художественной литературой.

      В театральном уголке появились новые персонажи, игрушки, сказки, театр на фланелеграфе.

      Музыкальный уголок обогатила дидактическими играми «Кто добрый?», «Петушок и мышка» и т. д., дети с удовольствием играли деревянными ложками, с матрёшками, гармошкой.

      В совместной деятельности дети играли в настольный, пальчиковый театры. В начале учебного года, дети играли самостоятельно, по одному, в конце учебного года, стали распределять роли персонажей между собой.

     Во время сюжетно – ролевой игры «Дочки – матери», приятно было слышать и наблюдать, как дети используют колыбельные песни, как бережно и с любовью они относятся к своим куклам, ласково называли их, используя фразы из потешек и стихотворений.

     Использование полюбившихся произведений народного творчества в народных играх «Волк – волчок», «Водяной», «Гори, гори ясно» и т. д. значительно обогатило активный и пассивный словарный запас детей, сделало их речь эмоционально выразительной.

     Эффективным методом при заучивании потешек, чтении сказок с детьми была работа по схемам. Он значительно сокращал время обучения, чтения, запоминания сюжетов и последовательность произведения, активизировал в речи детей употребление существительных, глаголов.

     В совместной деятельности предлагала детям послушать песни, потешки, сказки в аудиозаписи. Грамотная речь автора, упражняла и закрепляла уместное употребление слов.

     Играя со строительным материалом, дети строили  лубяную избушку для зайца, теремок, колыбель для куклы Кати, обыгрывая  постройку, проговаривали уже знакомые слова из сказок, потешек.

     Чтобы расширить словарь детей проводила дидактические игры, упражнения «Из какой сказки», «В какой потешке и сказке есть медведь», «Продолжи потешку», «Зайка серый умывается», «Это хорошо или плохо», играя в них, дети вспоминали название, текст, героев, тем самым обогащался словарь.

     Во второй младшей группе дети научились не только слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту и задавать вопросы, но и испытывали огромное удовольствие от общения с книгой. Этому способствовало пополнение и оформление детской литературы, наглядного материала, соответствующий возрасту в книжном уголке.

     Дети с удовольствием играли в подвижные игры с текстом «Ручеёк», «Воробышки», «Киска брысь» и т. д., что способствовало одновременно запомнить текст и выполнить действие. Использование движений и речи одновременно формировало более прочное запоминание фраз.

     Дети стали проявлять интерес к уголку ряженья, шапочкам, одевались, наряжались, примеряли, иногда ходили в костюмах до прихода родителей, активизируя в речи слова «шляпа», «сарафан», «платок», «фуражка» и т. д.

     Малые формы фольклора продолжала использовать при формировании культурно – гигиенических навыков, во время приёма пищи. Во время завтрака напоминала, что каша «горячая», «вкусная», «ароматная», «аппетитная», «полезная», «сладкая» и т. д.

     В конце учебного года в своей работе стала практиковать распределение ролей между детьми, старалась больше привлекать малоактивных детей. Говоря от имени персонажа ребёнок раскрепощался, активизируя свой словарный запас.  

     Оформлен краткосрочный проект «Чудесная корзинка» для ознакомления  детей с овощами и фруктами.

                                         Результаты диагностики:

Начало года:

Сформировано – 0 (0%)

В стадии формирования – 15 (64%)

Не сформировано – 8 (36%)

Конец года:

Сформировано - 5 (22%)

В стадии формирования - 16 (70%)

Не сформировано – 2 (8%)

                                                 Средняя группа:

     Тексты художественных произведений расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, речь становится эмоциональной, красивой.

      Психолог А. Н. Леонтьев справедливо называет возраст от 4 до 5 – возрастом сказок. У многих детей в этом возрасте проявляется потребность инсценировать, драматизировать прослушанные сказки. Инсценирование способствует развитию творческого воображения, наглядно – образного мышления ребёнка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому всегда нужно поощрять стремление ребёнка рассказывать сказки взрослым, сверстникам  и даже своим воображаемым слушателям – игрушкам. Ведь они учатся! Со временем это может превратиться в увлекательную игру, которая будет занимать всё его свободное время.

     Работая с детьми в средней группе, продолжала систематизировать работу по теме.

      Разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой.

     В уголке книги появились загадки, скороговорки, сказки соответствующие возрасту.

     Наглядный материал пополнила, оформив коллажи с потешками, сказками.

     В совместной деятельности познакомила детей со скороговорками, загадками для обогащения и активизации словарного запаса детей существительными, глаголами, прилагательными.

      Усложнила дидактические игры «Скажи по другому: колыбель, люлька, кроватка и т. д., «На что это похоже?», «Кто храбрый, а кто трусливый», «Доскажи словечко» и т. д. Играя в них, дети продолжают обогащать словарный запас словами предметами, словами действиями, словами признаками.

      Разработала сценарии занятий и развлечений «Путешествие в мир сказок», «Заинька попляши», «Колобулечка», «Носик – клюковка», «Репа», «Дружба Маши и медведя» и т. д. для того, чтобы дети учились вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

      Познакомила детей с мнемотаблицами, дети с удовольствием заучивают, запоминают и рассказывают последовательность потешки, колыбельной, сказки, пополняя свой словарный запас.

      С помощью метода моделирования, герои сказок, животные  «прятались» в фигурки, которые легко можно было угадать по форме, величине, цвету (головы, ушей, хвостика, зубов, лап, туловища, 1 большой и 7 маленьких треугольников «Волк и семеро козлят», 2 коричневых кружочка «Два жадных медвежонка»), активизируя в речи детей прилагательные.

      Проводила беседы с детьми «Для чего мы читаем», «Бережное отношение к книгам», «Любимый персонаж», «Почему заяц – трусливый», «Не хочу быть как лиса» и т. д. Такие беседы помогают воспитывать в детях бережное и аккуратное отношение к книгам, доброе отношение к животным.

      Во время наблюдения на прогулке, из окна, за каким – либо предметом использовала потешки, загадки, которые позволили пополнить словарь о явлениях ближайшего окружения.

      Дети с интересом играют в словесные игры «Из какой сказки», «Придумай добрый конец сказки», «Колобка лиса не съела», «Кто это сказал» и т. д. Такие игры позволили пополнить словарь о событиях, выходящих за пределы привычного окружения.

       На продуктивных занятиях лепим, рисуем, выполняем аппликацию сказочных персонажей, любимых героев.

      Дети играют в настольные игры: пазлы «Колобок», лото «Сказочные герои», «Кто будет строить теремок», «Где живёт Маша» и т. д., активизируя в речи детей названия предметов, их частей, деталей.

      Запустила долгосрочный проект «Я чистый, я аккуратный!» для обогащения словаря детей прилагательными.

      Начала работу над проектом  для детей «У нас сегодня весело» для  формирования интереса к произведениям русского народного фольклора.

                                            Работа с родителями:

     Для более успешной и результативной работы, очень важно сотрудничать с родителями воспитанников, привлекать их к решению поставленных задач.

      На первом родительском собрании в 1 младшей группе, знакомя родителей с особенностями речевого развития детей, обратила внимание на значение малых форм фольклора в развитии речи детей.

      Проводя беседу с детьми «Что мне дома читают», «Какие книжки у меня есть», «Как мы провели выходные дни», с целью выявить читают ли родители дома детям, в ходе беседы выявила, что не во всех семьях уделяют время для чтения детской литературы, вследствии чего были предложены консультации «Для чтения детям», «Значение чтения книг на развитие речи детей».

     Родителям были предложены следующие консультации: «Особенности развития словаря дошкольников»,  «Фольклор – важнейший элемент в развитии речи детей».

     Совместно с родителями оформлены музыкальные инструменты в музыкальном уголке, сшиты и связаны куклы, игрушки в театральном уголке.

     Оформлена папка «Учим вместе», в которой родителям предложены колыбельные, потешки, песни, пальчиковые игры для закрепления содержания в условиях семьи.

      По всем возникающим вопросам в ходе работы с детьми, проводятся беседы с родителями, разъясняю какую огромную пользу приносит русское народное творчество ребёнку.

      Главная задача состоит в том, чтобы родители поддерживали и дальше интерес детей к русскому народному фольклору, художественной литературе, а не отдавали предпочтение телевидению.

     Родители стали более внимательными, ответственными, они стали поддерживать интересы ребёнка, интересоваться и принимать активное участие в  жизни группы, даже поступило такое желание, как, принять участие в сказке вместе с детьми.

Результаты диагностики:

Начало года:

Сформировано – 7 (32%)

В стадии формирования – 14 (68%)

Не сформировано – 0 (0%)

     Я думаю, что проводимая работа в данном направлении даст неплохую базу для обогащения словарного запаса детям.

                       Перспектива работы на новый учебный год:

1. Оформить проект «Я чистый, я аккуратный!».

2. Предложить консультацию для родителей «Формирование и обогащение словаря воспитанников».

3. Оформить тематическую выставку «Обогащение словаря детей через русский народный фольклор».

4. Предложить памятку «Загадка - средство обогащения словаря детей».

5. Показать развлечение родителям «В гостях у сказки».

5. Использовать элементы фольклора в комплексе познавательной деятельности и математики.

6. Придумать свою сказку вместе с детьми.

7. Показать сказку «Рукавичка» детям первой младшей группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

Ознакомление с русским народным фольклором через родную природу во второй младшей группе детского сада

          Работа направлена  на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями через родную природ...

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором. Из личного опыта работы....

Консультация "Обогащение словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим"

Материал содержит методы и приёмы работы с дошкольниками при формировании словарного запаса....

Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...