Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада
статья по теме

Клыкова Алёна Викторовна

Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено содержание диагностической, коррекционно-развивающей, проифилактической, просветительской, консультативной, экспертной  работы педагога-психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Малыш» с. Красное

Краснинского района Липецкой области.

     Современные тенденции модернизации образования, выводящие его на новый содержательный и технологический уровень, диктуют необходимость развития и совершенствования психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС. Основным приоритетом  работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения;

 оказание психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса с целью создания условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, а так же методическое обеспечение всех учасников образовательного процесса в воспросах психологического сопровождения воспитанников  в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

  1. Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имеющим проблемы в развитии.
  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
  3. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста.
  4. Формирование навыков психолого-педагогической компетентности в общении у педагогов и родителей.
  5. Взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей;
  6. Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  7. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата.
  8. Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ.      

    Данные задачи реализуются с помощью конкретных форм работы: диагностика, консультирование, коррекция и развитие, профилактика, психологическое просвещение, эспертиза, которые охватывают всех участников образовательного процесса  (детей, родителей, педагогов).

 Диагностика - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного возраста, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

     Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, необходимых для полноценного разностороннего развития детей, на выстраивание индивидуальной образовательной траектории воспитанников, а это невозможно без знания потенциала детей, их сильных сторон и проблем в развитии.

С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:

-наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.

-мониторинг анализа динамики психического развития дошкольников;

-диагностическое обследование уровня познавательного развития детей 3-5 лет,

-изучение психосоциальной зрелости выпускников ДОУ;

-диагностика эмоционального развитие детей 5-7 лет и особенностей межличностных отношений среди детей;

- психодиагностика детей, имеющих проблемы в развитии ( по запросам родителей. педагогов);

-диагностика психологической комфортности детей в групах детского сада

    Полученные данные  позволяют не только выявить проблемы в развитии детей, но и наметить пути их устранения. С этой целью разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, планируется коррекционно-развивающая работа с детьми.

С педагогами психолого-педагогическая диагностика включает:

-  изучение психологических особенностей профессиональной деятельности  педагогов,

-диагностику психоэмоционального состояния,

- изучение социально-психологического климата коллектива;

-анкетирование по вопросам педагогической деятельности, особенностям развития дошкольников;

С родителями 

 –изучение состояния детско-родительских отношений,

- выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении;

-анкетирование по вопросам адаптации детей к ДОУ, подготовки к школьному обучению;

-опросы с целью изучения личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия и социальной ситуации развития.

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности каждого ребенка.

Цель коррекционно-развивающей работы  – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения равных стартовых возможностей детьми дошкольного возраста для обучения в школе.

       Данная форма работы включает в себя:

проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии

( по результатм диагностических обследований, по обращениям педагогов и родителей);

- коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие навыков общения, формирование благоприятного климата в группах «Ребята, давайте жить дружно!»

(дети 5-7 лет);Результаты диагностики показывают, что среди детей 5-7 лет до 20% дошкольников испытывают трудности в общении, являются непопулярными среди сверстников. Поэтому стала традицией организация специальных занятий, направленных на развитие чувства сплоченности и единства в группе, развитие коммуникативных навыков, корректировку негативного поведения ( «Уроки  добра», « Ребята, давайте жить дружно!», « Давайте познакомимся!»)

- коррекционно-развивающие занятия «В мире эмоций» ( дети 5-7 лет);- коррекционно-развивающие занятия  для детей 3-5 лет  по развитию познавательной сферы «Я познаю мир», на которых дети учатся лучше запоминать, внимательно слушать, мыслить и фантазировать.

-коррекционно-развивающая работа по подготовке детей к обучению в школе ( Циклы занятий« Путешествие в страну знаний», « Готовимся к школе», « На пороге в школу» ). Данные занятия знакомят детей с правилами поведения в школе, развивают внимание, память, мышление, совершенствуют графические навыки, формируют положительное отношение к обучению у дошкольников)

-развивающие занятия «Здравствуй, детский сад!» организуемые для детей 1,5 -3-х лет в период адаптации к ДОУ;

-индивидуальные коррекциооно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения речи ( совместно с учителем-логопедом);

-индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми по снижению тревожности, развитию коммуникативных навыков.

В работе  с детьми используются элементы рисуночной, песочной, сказкотерапии, мнемотехники.

- разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.

Консультирование  – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации детей дошкольного возраста, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме и включает в себя:

-консультирование родителей и педагогов по проблемам эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников;

-консультирование родителей в вопросе развития детей дошкольного возраста в различные возрастные этапы;

-консультирование родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе;

- консультирование педагогов и родителей по вопросам работы с детьми. имеющими проблемы в развитии;

- консультирование администрации и педагогов по взаимоотношениям в трудовом коллективе и  профессиональным проблемам; ( конфликты, стрессовые ситуации, эмоциональное выгорание)

- консультирование педагогов и администрации по вопросам взаомодействия с родителями воспитанников.

Психопросвещение и профилактика

Цель – развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий для полноценного личностного развития воспитанников.

Профилактика

Дети:

- психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к детскому саду, которое осуществляется  педагогом-психологом совместно с воспитателями, заведующей детским садом, мед.работником, старшим воспитателем.

-профилактика дезадаптации выпускников детского сада в условиях школьного обучения;

(проект «Хочу в школу», КРЗ «На пороге в школу», «Путешествие в страну Знаний», разработка рекомендаций для родителей будущих первоклассников)

- профилактические мероприятия по формирования здорового образа жизни у дошкольников ( беседы о здоровом образе жизни, о вредных привычках, физкультурные праздники, досуги совместно с инструктором по физической культуре);

-разработка рекомендацией для педагогов по снятию напряжения у дошкольников, предупреждению переутомления;

Педагоги:

    В работе дошкольного учреждения большая нагрузка лежит на педагогах детского сада, которые нуждаются в отдыхе, эмоциональной разрядке .

Поэтому педагогом-психологом организуются:

-   занятия психологической разгрузки ,

-   упражнения для  снятия напряжения с глаз, суставная гимнастика;

- тренинговые занятия «Давайте в жизни искать позитив», «Исскусство общения», практических занятия «Профилактика депрессии», «Здоровьесберегающие технологии»,

с целью профилактики эмоционального выгорания, гармонизации взаимоотношений в пед.коллективе.

Родители:

-профилактика нарушений прав детей, жестокого обращения в семье (выступления на родительских собраниях, информация на стендах  « Зачем ребенку  родители?»,

« Жестокое обращение с детьми»; «Не бей меня мама!»…)

- пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.) ( участие в спортивных мероприятиях « Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши защитники», оформление стендов о вреде курения, алкоголя…)

Психопросвещение.

Педагоги:

- знакомство педагогов и администрации ДОУ с современными исследованиями в области психологии детей дошкольного возраста;

- выступления на пед.советах, методических объединениях , совещениях по воспросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Советы по оптимизации общения с детьми», « Создание психологического комфорта в группах детского сада»,, «Психологическое сопровождение детей с нарушениями речи»

-просвещение по вопросам работы с детьми , имеющие проблемы в личностном развитии: семинары, практические занятия «Гиперактивный ребенок», «Детская агрессивность»,

« Работа с негативными эмоциями детей средствами арттерапии»…

Родители:

-просветительская работа по учету возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольников;

-повышение компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста;

Организуются родительские собрания, круглые столы, конференции по различной тематике          « Детский сад без слез», « Учим ребенка общаться», « Кризис 3-х лет», «Какие игрушки нужны детям?»,  оформляется наглядная информация на стендах « Для вас родители», « Глазами психолога».

Экспертиза включает в себя:

-участие в  административных совещаниях, педагогических советах;

-участие в психолого-педагогическом консилиуме по подготовке к ПМПК;

-участие в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания ДОУ

-психолого-педагогическая экспертиза детско-родительских отношений

( по запросу суда)

- оказание методической помощи молодым специалиста, студентам.

Организация деятельности педагога-психолога невозможна без взаимодействия со  всеми участниками образовательного процесса.

                                       

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Педагог-психолог

        

Результативность профессиональной деятельности. 

Анализ работы за последние 5 лет.

Формы работы

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

Диагностика

227

242

248

250

276

Коррекция

314

295

313

310

305

Консультирование

145

115

134

155

140

Методическая работа

19

18

20

20

19

Психопросвещение и профилактика

10

11

10

12

11

- Содействие развитию личностного и интеллектуального потенциала воспитанников;

- Создание благоприятного микроклимата для детей и сотрудников детского сада;

- Успешное внедрение достижений психологической науки в практику воспитательно-образовательного процесса.

- Психологическое сопровождения адаптации детей  к детскому саду, способствующее понижению числа детей  с тяжелой адаптацией до 3 % (1-3 ребенка).

-Индивидуальная работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, обеспечивает выравнивание детей в дошкольный период, способствует предоставлению равных стартовых возможностей.

- Результативность профилактических мер по предупреждению дезадаптации при поступлении в школу. ( Высокие показатели психосоциальной зрелости выпусков детского сада).

Участие в районных педагогических форумах, областных семинарах ( «Толерантность путь к согласию», «Детский сад и школа: проблемы преемственности»)

-Уважение коллег,  любовь детей и искренняя заинтересованность, признание профессии «психолог», как необходимой в системе дошкольного образования педагогами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...

Организация психолого- педагогического сопровождения в период адаптации к детскому саду (ГМО педагогов-психологов)

Адаптационный период – очень сложное время как для детей, поступающих впервые в детский сад, так и их родителей  и педагогов.Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду...

"Деятельность педагога-психолога в детском саду: требования ФГОС ДО"

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:-требований к структуре основной образовательной программы;-требований к результату освоения основной образовательной программы;-требований к ...

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №163" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧР

Подробное портфолио описание профессиональной психолого-педагогической деятельности педагога-психолога Смиренскорй Анастасия Николаевны МБДОУ "Детский сад №163" города Чебоксары, ЧР...