Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада
статья по теме
Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено содержание диагностической, коррекционно-развивающей, проифилактической, просветительской, консультативной, экспертной работы педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология деятельности педагога-психолога детского сада | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Малыш» с. Красное
Краснинского района Липецкой области.
Современные тенденции модернизации образования, выводящие его на новый содержательный и технологический уровень, диктуют необходимость развития и совершенствования психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС. Основным приоритетом работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.
Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения;
оказание психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса с целью создания условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, а так же методическое обеспечение всех учасников образовательного процесса в воспросах психологического сопровождения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
- Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имеющим проблемы в развитии.
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
- Исследование динамики интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста.
- Формирование навыков психолого-педагогической компетентности в общении у педагогов и родителей.
- Взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей;
- Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата.
- Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ.
Данные задачи реализуются с помощью конкретных форм работы: диагностика, консультирование, коррекция и развитие, профилактика, психологическое просвещение, эспертиза, которые охватывают всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
Диагностика - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного возраста, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, необходимых для полноценного разностороннего развития детей, на выстраивание индивидуальной образовательной траектории воспитанников, а это невозможно без знания потенциала детей, их сильных сторон и проблем в развитии.
С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:
-наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.
-мониторинг анализа динамики психического развития дошкольников;
-диагностическое обследование уровня познавательного развития детей 3-5 лет,
-изучение психосоциальной зрелости выпускников ДОУ;
-диагностика эмоционального развитие детей 5-7 лет и особенностей межличностных отношений среди детей;
- психодиагностика детей, имеющих проблемы в развитии ( по запросам родителей. педагогов);
-диагностика психологической комфортности детей в групах детского сада
Полученные данные позволяют не только выявить проблемы в развитии детей, но и наметить пути их устранения. С этой целью разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, планируется коррекционно-развивающая работа с детьми.
С педагогами психолого-педагогическая диагностика включает:
- изучение психологических особенностей профессиональной деятельности педагогов,
-диагностику психоэмоционального состояния,
- изучение социально-психологического климата коллектива;
-анкетирование по вопросам педагогической деятельности, особенностям развития дошкольников;
С родителями
–изучение состояния детско-родительских отношений,
- выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
-анкетирование по вопросам адаптации детей к ДОУ, подготовки к школьному обучению;
-опросы с целью изучения личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия и социальной ситуации развития.
Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности каждого ребенка.
Цель коррекционно-развивающей работы – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения равных стартовых возможностей детьми дошкольного возраста для обучения в школе.
Данная форма работы включает в себя:
- проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии
( по результатм диагностических обследований, по обращениям педагогов и родителей);
- коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие навыков общения, формирование благоприятного климата в группах «Ребята, давайте жить дружно!»
(дети 5-7 лет);Результаты диагностики показывают, что среди детей 5-7 лет до 20% дошкольников испытывают трудности в общении, являются непопулярными среди сверстников. Поэтому стала традицией организация специальных занятий, направленных на развитие чувства сплоченности и единства в группе, развитие коммуникативных навыков, корректировку негативного поведения ( «Уроки добра», « Ребята, давайте жить дружно!», « Давайте познакомимся!»)
- коррекционно-развивающие занятия «В мире эмоций» ( дети 5-7 лет);- коррекционно-развивающие занятия для детей 3-5 лет по развитию познавательной сферы «Я познаю мир», на которых дети учатся лучше запоминать, внимательно слушать, мыслить и фантазировать.
-коррекционно-развивающая работа по подготовке детей к обучению в школе ( Циклы занятий« Путешествие в страну знаний», « Готовимся к школе», « На пороге в школу» ). Данные занятия знакомят детей с правилами поведения в школе, развивают внимание, память, мышление, совершенствуют графические навыки, формируют положительное отношение к обучению у дошкольников)
-развивающие занятия «Здравствуй, детский сад!» организуемые для детей 1,5 -3-х лет в период адаптации к ДОУ;
-индивидуальные коррекциооно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения речи ( совместно с учителем-логопедом);
-индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми по снижению тревожности, развитию коммуникативных навыков.
В работе с детьми используются элементы рисуночной, песочной, сказкотерапии, мнемотехники.
- разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.
Консультирование – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации детей дошкольного возраста, проблем взаимоотношений.
Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме и включает в себя:
-консультирование родителей и педагогов по проблемам эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников;
-консультирование родителей в вопросе развития детей дошкольного возраста в различные возрастные этапы;
-консультирование родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам работы с детьми. имеющими проблемы в развитии;
- консультирование администрации и педагогов по взаимоотношениям в трудовом коллективе и профессиональным проблемам; ( конфликты, стрессовые ситуации, эмоциональное выгорание)
- консультирование педагогов и администрации по вопросам взаомодействия с родителями воспитанников.
Психопросвещение и профилактика
Цель – развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий для полноценного личностного развития воспитанников.
Профилактика
Дети:
- психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к детскому саду, которое осуществляется педагогом-психологом совместно с воспитателями, заведующей детским садом, мед.работником, старшим воспитателем.
-профилактика дезадаптации выпускников детского сада в условиях школьного обучения;
(проект «Хочу в школу», КРЗ «На пороге в школу», «Путешествие в страну Знаний», разработка рекомендаций для родителей будущих первоклассников)
- профилактические мероприятия по формирования здорового образа жизни у дошкольников ( беседы о здоровом образе жизни, о вредных привычках, физкультурные праздники, досуги совместно с инструктором по физической культуре);
-разработка рекомендацией для педагогов по снятию напряжения у дошкольников, предупреждению переутомления;
Педагоги:
В работе дошкольного учреждения большая нагрузка лежит на педагогах детского сада, которые нуждаются в отдыхе, эмоциональной разрядке .
Поэтому педагогом-психологом организуются:
- занятия психологической разгрузки ,
- упражнения для снятия напряжения с глаз, суставная гимнастика;
- тренинговые занятия «Давайте в жизни искать позитив», «Исскусство общения», практических занятия «Профилактика депрессии», «Здоровьесберегающие технологии»,
с целью профилактики эмоционального выгорания, гармонизации взаимоотношений в пед.коллективе.
Родители:
-профилактика нарушений прав детей, жестокого обращения в семье (выступления на родительских собраниях, информация на стендах « Зачем ребенку родители?»,
« Жестокое обращение с детьми»; «Не бей меня мама!»…)
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.) ( участие в спортивных мероприятиях « Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши защитники», оформление стендов о вреде курения, алкоголя…)
Психопросвещение.
Педагоги:
- знакомство педагогов и администрации ДОУ с современными исследованиями в области психологии детей дошкольного возраста;
- выступления на пед.советах, методических объединениях , совещениях по воспросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Советы по оптимизации общения с детьми», « Создание психологического комфорта в группах детского сада»,, «Психологическое сопровождение детей с нарушениями речи»
-просвещение по вопросам работы с детьми , имеющие проблемы в личностном развитии: семинары, практические занятия «Гиперактивный ребенок», «Детская агрессивность»,
« Работа с негативными эмоциями детей средствами арттерапии»…
Родители:
-просветительская работа по учету возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольников;
-повышение компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста;
Организуются родительские собрания, круглые столы, конференции по различной тематике « Детский сад без слез», « Учим ребенка общаться», « Кризис 3-х лет», «Какие игрушки нужны детям?», оформляется наглядная информация на стендах « Для вас родители», « Глазами психолога».
Экспертиза включает в себя:
-участие в административных совещаниях, педагогических советах;
-участие в психолого-педагогическом консилиуме по подготовке к ПМПК;
-участие в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания ДОУ
-психолого-педагогическая экспертиза детско-родительских отношений
( по запросу суда)
- оказание методической помощи молодым специалиста, студентам.
Организация деятельности педагога-психолога невозможна без взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Педагог-психолог
Результативность профессиональной деятельности.
Анализ работы за последние 5 лет.
Формы работы | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013 | 2013/2014 |
Диагностика | 227 | 242 | 248 | 250 | 276 |
Коррекция | 314 | 295 | 313 | 310 | 305 |
Консультирование | 145 | 115 | 134 | 155 | 140 |
Методическая работа | 19 | 18 | 20 | 20 | 19 |
Психопросвещение и профилактика | 10 | 11 | 10 | 12 | 11 |
- Содействие развитию личностного и интеллектуального потенциала воспитанников;
- Создание благоприятного микроклимата для детей и сотрудников детского сада;
- Успешное внедрение достижений психологической науки в практику воспитательно-образовательного процесса.
- Психологическое сопровождения адаптации детей к детскому саду, способствующее понижению числа детей с тяжелой адаптацией до 3 % (1-3 ребенка).
-Индивидуальная работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, обеспечивает выравнивание детей в дошкольный период, способствует предоставлению равных стартовых возможностей.
- Результативность профилактических мер по предупреждению дезадаптации при поступлении в школу. ( Высокие показатели психосоциальной зрелости выпусков детского сада).
Участие в районных педагогических форумах, областных семинарах ( «Толерантность путь к согласию», «Детский сад и школа: проблемы преемственности»)
-Уважение коллег, любовь детей и искренняя заинтересованность, признание профессии «психолог», как необходимой в системе дошкольного образования педагогами и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...
Организация психолого- педагогического сопровождения в период адаптации к детскому саду (ГМО педагогов-психологов)
Адаптационный период – очень сложное время как для детей, поступающих впервые в детский сад, так и их родителей и педагогов.Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду...
Отчетная деятельность педагога-психолога в детском саду
Мониторинг в детском саду...
"Деятельность педагога-психолога в детском саду: требования ФГОС ДО"
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:-требований к структуре основной образовательной программы;-требований к результату освоения основной образовательной программы;-требований к ...
ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №163" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧР
Подробное портфолио описание профессиональной психолого-педагогической деятельности педагога-психолога Смиренскорй Анастасия Николаевны МБДОУ "Детский сад №163" города Чебоксары, ЧР...
Деятельность педагога-психолога в детском саду
Деятельность педагога-психолога в детском саду...