Организация психолого- педагогического сопровождения в период адаптации к детскому саду (ГМО педагогов-психологов)
проект по теме

Каус Елена Николаевна

Адаптационный период – очень сложное время как для детей, поступающих впервые в детский сад, так и их родителей  и педагогов.

Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду- серьезная и ответственная задача для взрослых окружающих ребенка в этот период.  Нельзя забывать, что полученный неудачный, травмирующих психику и здоровье опыт может быть перенесен на другие сферы жизни ребенка, вызвать проблемы в его личностном развитии , поэтому организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из важных направлений деятельности психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_soprovozhdenie_adaptatsii.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к детскому саду Педагог-психолог МБДОУ № 21 Каус Елена Николаевна

Слайд 2

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из важных направлений деятельности психолога

Слайд 3

Проблемы: Некомпетентность родителей в вопросах подготовки к поступлению в детский сад Несогласованность отдельных требований, касаемых периода адаптации со стороны мед. службы и психолого-педагогического сопровождения Нарушение режима поступления новых детей в группу Трудности взаимодействия педагогов с детьми, тяжело привыкающим к условиям ДОУ

Слайд 4

Этапы работы по психолого-педагогическому сопровождению детей в период адаптации

Слайд 5

Подготовительный этап ( доадаптационный период) Задача этого этапа – обеспечить условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Слайд 6

Работа с родителями Начинается за несколько месяцев до прихода ребенка в д /с (апрель-май) Родительское собрание (совместно с воспитателями) - Знакомство с первыми воспитателями - Консультация «Особенности адаптации детей к ДОУ. Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад» - Ознакомительная экскурсия по детскому саду, в группу - Анкетирование родителей "Готов ли ребенок к поступлению в д /с?"

Слайд 7

Работа с родителями Встречи с детьми и родителями ( в индивидуальном порядке) с целью знакомства семьей и индивидуальными особенностями ребенка, а также прогнозирования течения адаптации Оформление наглядных форм работы с родителями (разработка памяток, рекомендаций, буклетов и пр.).

Слайд 8

Первая встреча с семьей Задачи: дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад; прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду; дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада. выявить особенности семейного воспитания; провести предварительную диагностику ребенка ( по наблюдению) (например, развития социальных навыков ребенка, таких как: уверенность в себе; самостоятельность, инициативность; способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым; эмоциональная чувствительность; усвоенные простейшие нормы и правила поведения)

Слайд 9

Особенности семейного воспитания дают ли родители ребенку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера; сильно ли опекают; жестко ли контролируют; поддерживают детскую инициативу или подавляют; рассказывая о ребенке, говорят ли «мы» вместо «он», например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»; доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним; откровенны ли родители; легко ли вступают в контакт; насколько готовы к сотрудничеству и др.

Слайд 10

Развитие социальных навыков Уверенность как ребенок входит в кабинет, он заходит сам или его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители? Как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение? Проявляет ли активность, стремится ли исследовать окружающий мир? Самостоятельность Способен ли ребенок занять себя? Сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия? Уровень развития активной речи ребенка Частота обращения за поддержкой к родителям. Сотрудничество Придерживается ли ребенок общих правил и норм? Как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона речи собеседника? Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая внимание взрослого к чему-либо? Обращается ли за помощью к взрослому?

Слайд 11

Работа с воспитателями «Индивидуальный подход к детям в период адаптации» «Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ» "Ведение документации ( заполнение адаптационных листов)» «Способы снятия психоэмоционального напряжения» «Рекомендации по работе с трудно адаптирующимися детьми » «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ» «Особенности общения воспитателя с детьми раннего возраста» «Организация игровой деятельности детей в период адаптации к ДОУ» Консультации Семинары, практикумы Помощь в организации п-р среды группы Помощь в подборе и оформлении наглядности

Слайд 12

Основной этап (адаптационный период) Ознакомление воспитателей с возможным прогнозом адаптации каждого ребенка и выбор средств, методов и приемов работы с ним Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребёнка на основе изучения документации, прогноза адаптации Практическая помощь воспитателям по взаимодействию с детьми, родителями (родители допускаются в группу в первые дни и привлекаются к активному взаимодействию)

Слайд 13

Основной этап (адаптационный период) Организация адаптационных игр, игровых сеансов с целью: - снятия психоэмоционального напряжения - создания положительного эмоционального климата в группе - развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования доверия к взрослым - развития игровых навыков -развития общей и мелкой моторики, восприятия, речевой активности

Слайд 14

Основной этап (адаптационный период) Наблюдение за детьми, ходом адаптационного процесса совместно с воспитателями, педиатром Активное взаимодействие с родителями (беседы, консультации по возникшим вопросам, проблемам )

Слайд 15

Заключительный этап ППК Анализ организации работы в период адаптации, обсуждение возникших проблем и дальнейшее планирование работы Подведение итогов работы по взаимодействию ДОУ с родителями в адаптационный период Проведение итогового обследования детей на определение степени адаптации к детскому саду

Слайд 16

Диагностика уровня условной адаптивности ребенка к детскому саду Анализ адаптационных листов Наблюдения Программа психодиагностики дезадаптации Л. В. Макшанцевой ( Карта наблюдений) (журнал «Психолог в детском саду», № 1-2004г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

В данном выступлении рассказывается в чем состоит психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду и как это сопровождение зависит от слаженной работы воспитателя и специалистов ДОУ....

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Здоровьесберегающие технологии в период адаптациик детскому саду у детей 1,5-2лет

У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме. Адаптация в детском саду в возрасте 1,5-2года прои...

План психолого-педагогического сопровождения периода адаптации детей младенческого и раннего возраста к условиям ДОО

План психолого-педагогического сопровождения периода адаптации детей младенческого и раннего возраста к условиям ДОО Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья и эмоционального благоп...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...