Развитие творческих способностей детей в дошкольном учреждении. Из опыта работы МАДОУ ЦРР ДС № 482 г.Челябинска
статья на тему

Дильдина Наталья Александровна

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.

В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_doshkolnikov.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей

в дошкольном учреждении.

Из опыта работы МАДОУ ЦРР ДС № 482 г.Челябинска

заместитель заведующего по УВР

 МАДОУ ЦРР ДС № 482 г.Челябинска

Дильдина Наталья Александровна

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.

В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

  Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей в одной из групп нашего ДОУ  был внедрен проект «Сказкотерапия», который предусматривал обогащение в обучении детей с целью развития творческих способностей. «Сказкотерапия» - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Сказки помогают решить проблему с часто встречающимися капризами у детей. Слушая сказки, дети невольно встречают отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.  Сказки вселяют в ребенка надежду на успех и уверенность в собственных силах, позволяют почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях. Ценность этой работы в том, что дети научаются моделям поведения и умениям, которые полезны для их взросления (ребенок начинает думать независимо, сам ищет разные выходы  из ситуации).

В связи с этим целью нашей  работы является:

  • развитие творческих способностей через театральную деятельность посредством «Сказкотерапии».
  • Развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Развитие диалогической и монологической связной речи.

Поставленную цель мы реализуем через решение следующих задач:

  1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
  2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.
  3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).
  4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  5. Совершенствование познавательных процессов.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

  • объединение усилий педагогов и родителей для развития творческих способностей детей;
  • создание атмосферы общности интересов в процессе организации театральной  деятельности;

Прежде всего, это создание условий:

  1. Наличие высококвалифицированных воспитателей
  2. Наличие (создание) богатой предметно – пространственной среды.
  3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

А умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Это способствует развитию творческих способностей, которые проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение

Для достижения поставленных целей и задач особо актуальным является создание предметно-развивающей среды в группе. Для этого с помощью родителей в группе был оформлен театральный уголок, включающий в себя театральную ширму, шапочки, маски, разнообразные виды театров (би-ба-бо, настольный, конусный, плоскостной, тростевые куклы). Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Организуя работу с воспитанниками, воспитатели активно используют дидактические, подвижные, театральные игры,  используют ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие друг с другом в театрально-игровой деятельности: чтение стихотворений по ролям; игры-драматизации; инсценирование сказок, рассказов, песен, стихотворений; этюды и игровые упражнения, в которых дети взаимодействуют друг с другом; обыгрывание различных ситуаций.

При этом учитываются индивидуальные особенности детей (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников). Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций.

В процессе работы мы поняли, что ребенку нужна только наша любовь и принятие его таким, какой он есть. Мы увидели блеск в глазах детей, уверенность в своих возможностях, смелость в достижении цели. Мимика детей стала более выразительной и пластичной. Они охотно участвуют в театральной деятельности, а самое главное – это интересно им самим: познать самого себя, оценить себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Когда ребенок знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, это придает ему уверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его тво...

Статья "Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Фоамиран становится интересен не только для опытных мастериц, но и для новичков в мире рукоделия. Если вы хотите попробовать создавать из этого материала собственные шедевры, прислушайтесь к нашим рек...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Театрализованная деятельность имеет большое значение для гармоничного развития детей; способствует развитию творческих возможностей: наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческо...

Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье описаны эффективные практические  приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников...