Консультация "Развитие нравственных качеств у детей младшего и среднего возраста через игру"
консультация по теме

Кривецкова Татьяна Сергеевна

Важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей. В данной статье указан путь развития духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры, приведены примеры игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие нравственных качеств у детей младшего и среднего возраста через игру»

В нашей жизни все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Это нашло отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб».

 В настоящее время все очень не просто. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

 Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня перед педагогами.

Изучая литературу о духовно-нравственном воспитании можно выбрать несколько путей, и один из них это развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры.

Как сложное и интересное жизненное явление, игра привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий: педагогов и психологов, писателей и артистов, физиологов и философов, математиков и т. д. Во многих научных трактатах на разнообразные темы, в художественных произведениях встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или суждения о них. Великолепные, психологически тонкие картины детской игры нарисовали В. Гюго, Л. Толстой. Свидетельством живой истории являются игры советских детей, описанные А. Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым и др. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве детей на игру принадлежат Алексею Максимовичу Горькому. В особенностях детской психики искал причину детской игры И.М. Сеченов. Искренность и непосредственность чувств детей в игре подметил К.С. Станиславский.

Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.

Создание педагогической теории игры возможно только на основе глубокого проникновения в сущность игры и ее особенности.

Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

Игра это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы (Л.С. Выготский, С.Л.

И так, важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Понома-ренко, СЕ. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.).

Младшие дошкольники ещё только начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей ещё только начинают формироваться представления о эмоционально-положительном отношении к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им.  Дени младшего и среднего возраста  ещё не могут осознать, что правила подвержены ситуации и обстоятельствам.

Анализ научной и методической литературы, материалов СМИ, педагогической практики позволили условно выделить и описать возрастную периодизацию начал нравственного сознания дошкольников, которая отражает характеристики генетически первичных этапов развития индивидуального нравственного сознания:

· 3-4 года - нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации - «диффузное» нравственное сознание;

· 4-5 лет - недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений - «общая нравственная недифференцированность».

Ну а способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора - «структурированная целостность начал нравственного сознания» развивается у детей уже к старшему дошкольному возрасту.

Вот, например, игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

  1. «Подарок»

 Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

 Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик), а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

  1. «Передай хорошее настроение»

 Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

 Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

  1. «Волшебные очки»        

 Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

 Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

 И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего возраста

В данной работе рассказывается  о задачах, формах и методах работы в воспитании нравственно-патриотических чувств младших дошкольников. Актуальна для  воспитателей и родителей....

Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста через нетрадиционные формы художественно-эстетического развития.

Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста  через нетрадиционные формы художественно-эстетического  развития....

Формирование этических представлений у детей младшего и среднего возраста, через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры дадут ребёнку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и фор...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками....

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...