Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего возраста
консультация (средняя группа) на тему

В данной работе рассказывается  о задачах, формах и методах работы в воспитании нравственно-патриотических чувств младших дошкольников. Актуальна для  воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего возраста»

Патриотизм определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, или этики.

Чувство нравственности и патриотизма формируется с раннего возраста (чувства к родным и близким людям, интереса к играм – забавам и т.д.), а мы – педагоги,  продолжаем формировать с младшего дошкольного возраста. Какие нравственно-патриотические чувства мы можем воспитать у ребёнка? Это любовь и привязанность к своей семье, природному окружению, народному искусству, малой Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Какие задачи включает в себя нравственно - патриотическое воспитание в младшем и среднем возрасте?

Младший возраст.

 В 1-ой младшей группе начинаем:

  • формировать элементарные представления об изменении социального статуса ребёнка (в связи с посещением детского сада), формируем умение называть своё имя.
  • Развиваем умение называть членов своей семьи.
  • Знакомим с природой ближайшего окружения.
  • Формируем интерес к народному творчеству, художественной литературе (рассказывании русских народных сказок, потешек, прибауток, игры с народными игрушками).
  • Формируем представление о детском саде, его отличие от домашней обстановке.
  •  Напоминаем название родного города.

Во 2-ой младшей группе задачи усложняются:

  • Формируем первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные, добрые)
  • Проводим беседы о членах семьи, закрепляем умение называть их имена.
  • Формируем представления о простейших взаимосвязях в природе, воспитываем доброе отношение к ней, привлекаем к посильному уходу за растениями.
  •  Формируем интерес к художественной литературе, народному творчеству.
  • Знакомим с народной игрушкой (матрёшка, дымковская игрушка)
  • Через вовлечение детей в жизнь группы воспитываем чувство общности, знакомим с работниками детского сада.
  • Формируем первые представления о родной стране (название города) Побуждаем рассказывать и называть места, где они гуляли с родителями (сквер, парк, цирк, фонтан, детская площадка)

В средней группе:

  • Углубляем представления детей о семье, её истории. Формируем понимание, что семья – это все, кто живёт в одной квартире: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
  • Развиваем чувство общности ребёнка в коллективе. Совершенствуем умение ориентироваться в помещении детского сада.
  • Воспитываем любовь к родному краю, рассказываем о достопримечательностях города. Формируем представления о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу Родину.
  • Знакомим с символами Российского государства флаг, герб.

Формы работы, используемые в воспитании чувств патриотизма в младшей, средней группах.

Беседы:  беседы с детьми о доме, родителях, любимых занятиях, семейных традициях, праздниках, семейном отдыхе; беседы о дружбе; беседы о родном городе; беседы о труде взрослых в родном городе, о городском транспорте;

Наблюдения: за природой ближайшего окружения и воспитание доброго отношения к ней: забота о птицах, труд на участке и в группе, беседы о сезонных приметах.

Дидактические игры: «Что растёт на грядке», «Сложи картинку», «Когда это бывает», «Кто где живёт?», «Светофор», «На чём едем, летим, плывём», «Узнай наш флаг», «Узнай профессию», «Кому что нужно для работы?», «Найди знакомые места» (с использованием открыток с видами города).

Подвижные игры:  «Лохматый пёс», «Огуречик», «Ловишка», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Птички летают», «У медведя во бору».

хороводные игры: «Карусели», «Пузырь», «Колпачки»

игры-забавы «Коза-рогатая», «Мишка косолапый».

Рассматривание иллюстраций: Семейные альбомы; альбомы, открытки и иллюстрации с видом города; транспорт; Российский флаг, герб; осенний, зимний, весенний, летние пейзажи.

Детские праздники и утренники: Осенний листопад, новогодний утренник, масленица, встреча весны, день защитников Отечества,  весёлые спартакиады, 8 марта,  День Победы, День Матери и т.д. На тематические мероприятия приглашать людей военных профессий, ветеранов.

В средней группе, со второй половины года включаем прогулки по ближайшим улицам. 

Большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания играет взаимодействие с родителями.

Предлагаем «домашние задания» родителям: посетить вместе с ребёнком достопримечательности города. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.

Принципы, используемые в работе: 

  1. Принцип целенаправленности.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип наглядности.
  5. Принцип интегрированного подхода.
  6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Методы и приемы:

  • Практический метод,
  • Словесный метод: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, наблюдения.
  • В средней группе во 2-й половине года вводится проектный метод.
  • Сравнительный анализ результатов.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста

В публикации раскрыта система работы нравственно-патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека нравственно патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека нравственно –патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста          Дидактическая игра «Кто главный?»...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....

Сказка – как средство нравственно – патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимоедетское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которогоможно открыть эти истоки, и они забьют живот...

Нравственно – патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной  из наиболее актуальных.Поэтому я выбираю приоритетным направлением в развитии детей нрав...