Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы на тему: "Использование сказок на ООД"
    консультация (средняя группа) по теме

    поможет воспитателям правильно вести занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_iz_opyta_rabota.docx21.56 КБ

    Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад "Теремок" с. Ямаш        

    Сообщение из опыта работы на тему:

    «Использование сказок на ООД»

                                                                                                                                     Воспитатели:

    Волик Л.Н.

                                                                                                                                   

    2010 г.

    Материалом  для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

    Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

    Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

    Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

    Забавность сказок повышает интерес детей к ним.

    Дидактиум является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

    Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

    Использование сказок на занятиях по математике (формирование элементарных математических представлений) приводит к развитию мышления у детей. Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение.

    Так же рекомендуется использовать моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных-условными). Замещенными объектами становятся герои сказок (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце - желтый), или двух (слон – большой серый кружок, заяц – маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой – солнышко.

    Сама сказка, сказочный сюжет привлекает дошкольников. При этом повышается познавательная активность детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы сам становится действующим лицом. Интерес детей к сказкам используется для повышения эффективности обучения.

    Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение на занятиях, в повседневной жизни, сюжетно-ролевых, дидактических играх и упражнениях, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование) и хозяйственно-бытовом труде при условии наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления. Поэтому проблема совершенствования методов обучения и воспитания приобретает особую актуальность.

    Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Мушина и другие неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.

    Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.

    Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Присутствие сказочного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.

    Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.

    Задачки – сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачу, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце.

    Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, количестве, величине, пространстве и времени.

    Тематика в задачах самая разнообразная: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.

    Слушая такие задачки – сказки, решая их, дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и все – все - все, что нас окружает.

    Предлагаю использовать задачи, в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок.

    Задача №1

    Я колобок, колобок!

    По амбару метен,

    По сусекам скребен,

    На сметане мешен,

    В печку сажен,

    На окошке стужен,

    Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел,

    Я от зайца ушел,

    Я от волка ушел,

    От медведя ушел,

    А от лисы не успел уйти.

    Вопросы:

    1. Сколько зверей встретил колобок?
    2.  Сколько раз он смог уйти?

    Дошкольники должны научиться не только решать задачи, но и составлять их. Сначала им можно давать готовые задачи и предлагать поставить вопросы к ним. Аналогична постановка вопросов и по сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и т.д.

    Существуют особенности построения таких занятий:

    1. Сказки, составляющие сюжетную линию занятия, меняются с возрастом детей от бытовых до волшебных. Соответственно изменяются персонажи, усложняются их поведенческие характеристики.
    2. При организации обучающего пространства обычно используются залы. Подбирается оборудование для создания сказочного сюжета.
    3. Занятие проводится с небольшой подгруппой (10-12 человек).
    4. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. В младшем возрасте кукол озвучивают взрослые, в старшем к этому привлекаются дети.
    5. При переходе от одного этапа занятия к другому используется спортивное оборудование: массажные коврики, дорожки разных видов.

    Такие занятия вызывают интерес к математике, использование малых фольклорных жанров: пословиц, поговорок, загадок, прибауток, считалок, скороговорок, сказок является важным средством развития математических представлений дошкольников


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

    Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

    Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

    Сообщение из опыта работы по теме: “Использование фольклора в валеологическом воспитании детей”

     Сообщение из опыта работы по теме: “Использование фольклора в валеологическом воспитании детей” на педагогическом совете по теме: “Организация работы по валеологическо...

    Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

    В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

    Сообщение из опыта работы на тему: "Полезные игры на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет".

    Сообщение из опыта работы на тему: "Полезные игры на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет"....

    СООБЩЕНИЕ из опыта работы на тему: « Использование кругов Луллия с детьми старшего дошкольного возраста»

    Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное  направление нашего детского сада   мы задумались над тем, как обогат...