«Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников».
консультация (старшая группа) на тему

Токарь Александра Евгеньевна

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме:

«Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников».

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.
Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук
л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).
 Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада). У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:
а)в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);

6) в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапога, чайник, щетка;

в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.


                  Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

Iэтап- узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при э том ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Для выявления этапов формирования фонематического восприятия детей именно нашей возрастной группы мы использовали такие игры как:

 I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
1. Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

II этап работы

1. Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

2. Игра «Три медведя»
 Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Используя выше представленные игры, нами была проведена работа с детьми результаты которой можно увидеть в таблице ниже:

Имя ребенка

                                             Названия игры

«Что ты слышишь?»

«Угадай по звуку»

«Угадай что звучит»

«Узнай по голосу»

«Три медведя»

«Животные и их детёныши»

Полина

Полина во время игры была очень внимательна поэтому, назвала все действия очень точно.

Справилась с задачей очень быстро

Быстро узнавала звучащий предмет, отчетливо произносила его название

Быстро узнала и назвала имя ребенка, который к ней прикоснулся

Все точно и четко показала

справилась

Вова

Вова был не совсем внимателен во время игры, поэтому с некоторым затруднением справился

Путался немного

Много отвлекался во время игры, но узнал все предметы и их названия

Сразу узнал и назвал водящего

Перепутал маму и папу медведей

Не понял почему мама- овца, а ребенок-ягненок.

В общем, с заданием справился

Ольга

Ольга с заданием справилась

Спутала два звука

Все выполнила правильно

Сразу справилась с задачей

Немного затруднялась,

но справилась

Хорошо справилась

Артем

Артем в некоторых действиях путался

Хорошо и быстро справился

Узнал все звучащие предметы и назвал их

Быстро узнал и назвал водящего

Справился с заданием немного подумав

Быстро и точно отвечал

Виктория

Вика спутала некоторые действия

Справилась с заданием

Назвала все правильно

Тоже сразу справилась с заданием

справилась

Задание выполнила быстро

Тимофей

Тимофей очень четко и точно назвал все действия, которые услышал

Быстро и точно ответил на вопросы

Все узнал и назвал правильно

Быстро и четко назвал водящего

Справился с заданием

Хорошо и быстро выполнил задание

Таким образом исходя из результатов этой таблицы, мы сделали такой вывод: в группе всего 30 детей, из них 23 ребенка по возрасту средняя группа, а 7 детей 2-я младшая, дети   справились с заданиями 1 и 2 этапа.

Группа №2. Воспитатели: Рольгайзер Н.М и Калина А.Е.

Возрастные группы

1 этап

2 этап

3этап

4 этап

5 этап

6 этап

Средняя (23 человека)

  +

 +

2младшая (7 человек)

  +

 +

Анализ: Соответствие уровня сформированности фонематического восприятия данному возрасту выражено количеством 22 ребенка; несоответствие 8 детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР

Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям....

Выступление на семинаре " Формирование фонематического восприятия у дошкольников"

Выступление на семинаре "Формирование фонематического восприятия у дошкольников"...

Этапы формирования фонематического восприятия

Онтогенез фонематического восприятия. Игры на развитие фонематического восприятия...

Консультация для воспитателей по теме: «Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников»

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и п...