Методическая разработка "Методика разучивания р.н. песни "Во кузнице"
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме

Мясникова Ирина Юрьевна

Игровые приемы и методы обучения игре на музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obuchenie_peniyu.doc60 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №390 Московского  района Санкт - Петербурга

Статья на тему:

«Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду»

                                                                                                                                                                     

                                            Подготовила:

Мясникова Ирина Юрьевна

музыкальный руководитель

высшей категории

                                            Санкт - Петербург

2014г.

 

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

  В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

  Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

  Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

  Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Диапазон (объём голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. Основные звуки, на которых построены  мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса. В некоторых песнях встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора.

 При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время разучивания песен и самого пения дети должны сидеть прямо. Они должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

 Поскольку диапазон голоса у детей дошкольного возраста неустойчив, то весьма желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, т.к., слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.

 Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Существуют разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении:

  1. Выразительное чтение  текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот приём применяется во всех группах.
  2. При разучивании песни, начиная с младших групп, можно пользоваться приёмом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

     В старших группах рекомендуется приём коллективной читки на

     высоком звучании. Этим приёмом пользуются как в процессе

     разучивания, так и в повторении усвоенных песен.

  1. Во всех группах применяется приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приёмом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Дыхание укрепляется в процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Чистота интонации в пении в большой степени зависит от того, как развит у детей музыкальный слух.

 Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т.е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать её правильно не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать.

 Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях следующим образом. Они должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение музыкального руководителя и правильное пение хорошо поющих детей сидящих сзади.

 Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение в пении этих детей. В работе с ними необходимо проявлять большую выдержку и терпение.

 Для получения более высокого звучания можно предложить детям попевки, вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанью кур («ко-ко»), игре на дудке («ду-ду»), на балалайке («ля-ля») и т.д. Продолжительность таких занятий  - -5-7 минут.

Проводя  индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребёнка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше»; другому – какое положение придать рту, губам; третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и т.д.

 Стройное, слитное пение у детей достигается постепенно.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно пользоваться следующими приёмами. Прежде всего перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель даёт знак, чтобы все начали песню одновременно после вступления.

 Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ.

1.Принцип воспитывающего обучения.

2.Принцип доступности.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

4.Принцип сознательности.

5.Принцип прочности.

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ.

 Основными приёмами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приёмы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.

ВЫБОР ПЕСЕН.

 Программа воспитания осуществляется в период всего пребывания ребёнка в детском саду во всех режимных процессах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время.

 Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ.

 В процессе развития навыков (в т.ч. и вокальных) можно выделить три этапа: возникновение представления о песне, разучивание её и закрепление.

 В первой фазе обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Перед исполнением новой песни музыкальный руководитель сообщает, о чём он будет петь, называет песню и поёт её.

 Во второй фазе начинается разучивание песни. В начале песня звучит без фортепианного сопровождения, т.к. детям бывает трудно выделить мелодию и сосредоточить на ней своё внимание, а педагогу – проверить, правильно ли поют дети.

 Затем исполнение мелодии без фортепианного сопровождения чередуется с сопровождением.

 Если в песне встречаются отрезки мелодии трудные в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), их можно пропеть отдельно.

 В третьей фазе систематически повторяются на занятиях песни из репертуара своей и предыдущих групп.

 Продолжительность каждой фазы зависит от подготовленности группы в вокальном отношении, от степени трудности песни от эффективности приёмов обучения

 Народные песни, детские песни современных композиторов воспитывают любовь к Родине, к русской природе. С помощью песен можно создать у детей положительные эмоции, бодрое настроение, дать им радость и веселье.

 

Литература:

1.Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду», М. «Просвещение» 1981.

2. «Эстетическое воспитание в детском саду» под. ред. Н.А.Ветлугиной, М. «Просвещение» 1985.

3.Н.А.Метлов «Музыка детям», М. «Просвещение» 1985.

4.Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь», М. «Просвещение» 1986.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №390 Московского  района Санкт - Петербурга

Советы родителям

"Поем играя."

                                                                                                                                                                     

                                            Подготовила:

Мясникова Ирина Юрьевна

музыкальный руководитель

высшей категории

                                            Санкт - Петербург

2014г.

Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие вокальных данных у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности. О том, как научить ребенка петь, и пойдет речь далее.

Основные певческие навыки

На сегодняшний день в детских садах этому вопросу не уделяется должного внимания, и, несмотря на несколько лет занятий пением, дети, приходя в школу, так и не умеют управлять собственным голосом.

Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у малышей основные певческие навыки, к которым относятся:

  • хоровые навыки (ансамбль и строй);
  • вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).

По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются.

В первый год занятий в возрасте трех лет, ребенок должен петь в сопровождении взрослого и для разучивания берутся самые простые песни. Уже ближе к школе дети, систематически занимающиеся пением, должны исполнять песни и самостоятельно, и коллективно. При этом песни поются напевно, выразительно, слова произносятся ими четко и звуки передаются правильно.

Особенности обучения пению детей дошкольного возраста

При обучении пению маленьких детей обязательно должны учитываться физиологические особенности. Так, голосовые связки у них тонкие и короткие, размер гортани в три раза меньше, чем у взрослого, меньше и объем легких. Благодаря этому звуки, издаваемые детьми легкие и высокие, но слабые.

При обучении маленьких детей лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям.

Родителям, не имеющим музыкального образования, заниматься с детьми пением самостоятельно не рекомендуется. Это лучше доверить профессионалам. До 6 – 7 лет все занятия пением для детей носят игровую форму и длятся недолго, всего по 30 минут. Родителям необходимо запомнить, что для успешного обучения ребенка мало выбрать ему опытного педагога и методику, намного важнее его желание заниматься пением. Если его нет, то все занятия превратятся для чада в пытку.

Игровая методика обучения детей пению

Интонации голоса

Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос. Для этого подойдут игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации, например, радости и печали. Так как в обыденной жизни эти нотки в голосе ребенку уже знакомы, его будет проще приобщить к музыке, ведь схожие интонации присущи и музыкальным ритмам.

Речь

Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Хорошим подспорьем в этом является артикуляционная гимнастика. Она помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.

Игра «Язычок»

Эта основная артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

Например:

«Влево (протыкаем языком щеку слева),

вправо (теперь щеку справа),

Раз (опять слева),

два (опять справа).

Вверх (протыкаем языком верхнюю губу).

вниз (нижнюю),

Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь (вибрируем губами)!

Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись (кусаем кончик своего языка),

и зубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы

кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются (кусаем верхнюю губу)

и не унимаются.

А губы то хохочут (в улыбке открываем верхние зубы),

то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы),

то снова обижаются (выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать —

стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный,

он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,

хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь (проводим языком между нижней губой и зубами),

а вместе с нами улыбайтесь (улыбаемся)!

Дыхание

Не менее важным пунктом обучения ребенка пению является постановка дыхания. Правильное дыхание ребенку необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Сделать это можно при помощи упражнений, в которых ребенку дается задание надуть как можно больше живот, задуть свечу, дуя при этом на нее как можно дольше, и прочее. Благодаря таким занятиям задействуются нижние отделы легких, которые необходимы при пении.



Источник: 
http://womanadvice.ru/razvitie-pevcheskih-navykov-u-doshkolnikov#ixzz3IfVDksGA 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 детский сад № 390 Московского района Санкт - Петербурга

Методика разучивания русской народной песни «Во кузнице»

в подготовительной группе

Раздел: «Игра на детских музыкальных инструментах».

(Методическая разработка)

Выполнила:

Мясникова Ирина Юрьевна

музыкальный руководитель

высшей категории

Санкт - Петербург

2014 г.

 Цель: 

Формировать музыкальные способности, содействовать проявлению

активности и самостоятельности.

Задачи:

Учить внимательно слушать новую песню;

Производить мелодию звуком "ля";

Повышать интерес к музицированию

Передавать ритмический рисунок мелодии жестами;

Учить играть на ударных музыкальных инструментах;

Обогащать музыкальные впечатления детей.

Закреплять навыки общения при игре на музыкальных инструментах.

 Предшествующая работа:

- знакомство с группой ударных музыкальных инструментов   и с их звучанием;  

-разучивание  приемов игры  на   ударных инструментах;                          

Необходимые материалы:

музыкальные инструменты: деревянные ложки 6 - 8 пар, музыкальные молоточки 2 шт.

Песня:

Во ку…, во кузнеце,

Во ку…, во кузнеце.

Во кузнеце молодые кузнецы.

Во кузнеце молодые кузнецы.

                 Они, они куют,

                 Они, они куют.

                 Они куют приговаривают,

                 Они куют приколачивают.

НОД

Музыкальный руководитель

Дети

1 этап разучивания

(без музыкальных инструментов)

- Исполнение песни под фортепиано

- Беседа по содержанию песни;

- А сейчас исполним первые две фразы куплета песни, передавая пульс музыки звуковыми жестами «молоточки»

- А сейчас исполним третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь»

- Теперь исполним куплет песни разученными звуковыми жестами и голосовыми звуками;

2 этап разучивания 

(с музыкальными инструментами)

- Послушайте песню и скажите как называется?

- Сейчас разучим второй куплет песни.

- Вспомните звуковые жесты, которые применяли как аккомпанемент к песне;

- Послушайте и скажите, какие ударные музыкальные инструменты вы слышите?

- Послушайте еще раз песню с музыкальными инструментами.

- Споем с вами песню и так же сыграем на музыкальных инструментах.

3 этап разучивания 

(с музыкальными инструментами)

- Все вместе споем песню

- Девочки будут играть на молоточках, а мальчики на ложках.

- Теперь споем и сыграем.

- Всегда есть исполнители и слушатели:

Исполнители - будут петь песню и играть на музыкальных инструментах

Слушатели- будут внимательно слушать и оценивать исполнение.

Молодцы, ребята! Все постарались!

дети слушают песню в исполнении музыкального руководителя

дети   поют мелодию песни звуком «ля»;

Дети стучат кулачками по коленкам поочередно каждой рукой, и поют их звуком «тук-тук»;

Дети выполняют движения - ладонь левой руки ставят над правым коленом параллельно на уровне груди, ладонью правой руки шлепают попеременно по колену и по ладони левой руки, поют звуком «та-та-та»;

Дети поют первый куплет песни

Дети слушают песню.

Это русская народная песня "Во кузнице"

Дети слушают песню и запоминают слова.

Дети самостоятельно вспоминают звуковые жесты.

Музыкальный молоток, деревянные ложки;

Дети  слушают исполнение песни с музыкальными инструментами  музыкальным руководителем и воспитателем (прием пения «а капелла», прием игры на музыкальном молоточке «пульс», прием игры на ложках «насос»);

Дети хором исполняют песню и по желанию играют на тех же инструментах и теми же приемами игры.

Дети поют песню под аккомпанемент фортепиано и играют звуковыми жестами (приемы игры те же);

Исполняют мелодию звуковыми жестами.

Дети поют и играют на музыкальных инструментах, объединившись в ансамбль;

Исполнители поют,  играют на ложках и музыкальных молоточках;  

  Слушатели дают оценку  «концертного» исполнения песни, используя фишки красного (нравится) и зеленого (не нравится) цвета.                                                                                                            

Литература:

- Русская народная песня "Во кузнице" в обработке Д.А. Рытова

- Сборник  фольклорного материала "Русская ложка Д.А.Рытова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картотека мнемотаблиц для разучивания стихов с детьми дошкольного возраста"

Картотека предназначена для работы с детьми по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"....

методическая разработка "Алгоритм разучивания песни"

разработка включает в себя метод работы над правильным певческим дыханием с детьми средних и старших групп....

Разучивание русской народной песни "Во кузнице"

Материал содержит учебную информацию поэтапного разучивания русской народной песни "Во кузнице"....

Методика разучивания р.н. песни «Во кузнице» в подготовительной группе Раздел: «Игра на детских музыкальных инструментах».

Методика разучивания р.н. песни «Во кузнице» в подготовительной группеРаздел: «Игра на детских музыкальных инструментах»....

Алгоритм разучивания песни "Во кузнице"

Актуальность.Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемствен...

Методическая разработка «Разучивание русской народной песни «Во кузнице», с использованием детских музыкальных инструментов»

Методическая разработка «Разучивание русской народной песни «Во кузнице»,с использованием детских музыкальных инструментов»...