Главные вкладки

    экологический проект
    проект (младшая группа) на тему

    Экологический проект  вторая младшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_laboratoriya_0.docx66.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ  Д/С №1

    Экологический проект

    Тема: «Лаборатория

    неживой природы»

    (2 младшая группа)

                                                                                          Подготовила:

                                               воспитатель Веприцкая Л.Е.

                                                    2013 год

    Содержание.

    1.Введение. Актуальность…………………………………………………………………3

    2.Паспорт проекта………………………………………………………………………… 5

    3.Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности……………………………………………………………………………… 8

    4. Содержание организованной деятельности детей………………………                    11

    5.План работы с родителями……………………………………………………………. 29

    6. Результаты работы……………………………………………………………………  30

    7. Заключение……………………………………………………………………………   32

    8. Литература……………………………………………………………………………   33

    9.Приложение…………………………………………………………………………       34

    Введение.

    «Самое лучшее открытие то,

     которое ребёнок делает сам».

                                             

            Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

            В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально,  так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.

            Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к  себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

           Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

    К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных  богатств, об охране природы.

           Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое

    условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической

    готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

         Мне близка позиция Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

           Проанализировав уровень знаний детей,  был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей 2 младшей группы.

            Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения  к объектам неживой природы.

             Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.

             В своей работе руководствуюсь основной общеобразовательной  программой дошкольного образования « Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой,З.А. Михайловой ,дополнительной программой « Наш дом природа» Н.А Рыжовой, « Юный эколог» С.Н.Николаевой.

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

    НАЗВАНИЕ

    «Лаборатория неживой природы»

    Руководитель проекта

    Воспитатель МКДОУ Бутурлиновский  д/с №1

    Веприцкая Лариса Евгеньевна

    Интеграция образователь -ных областей

    Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)

    Возраст воспитанников

    Дети 2 младшей группы 3 – 4 года

    Состав группы

    Воспитанники 2младшейгруппы, воспитатель 2младшей группы – Веприцкая Лариса Евгеньевна, родители воспитанников

    Тип проекта

    Познавательный

    Вид проекта

    Исследовательский

    Срок реализации проекта

    Октябрь - декабрь

    Проблема

    Как познакомиться с неживой природой?

    Цель проекта

    Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения  к объектам неживой природы.

    Задачи проекта

    1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

    2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

    3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

    4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;

    5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;

    6. Развивать эмоциональную отзывчивость;

    7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

    Методы исследования

    Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.

    Предполагае -мые продукты (выход)

    1. Оформление проектной папки.

    2. Презентация проекта.

    Этапы работы над проектом

         1 этап: Подготовительный

    1.Диагностирование детей.

    2. Определение цели и задач проекта.

    3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

    4. Разработка комплексно - тематического плана работы

    5. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы»

         2 этап: Основной

    1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.

     2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

         3 этап: Заключительный

    1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

     2.Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

    Предполагае -мые результаты

    Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

    Материалы

    Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

    Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности

    по проекту «Лаборатория неживой природы»

    п/п

    Исследуемый

    объект

     или явление

    Название

    мероприятия

    (опыта,   эксперимента)

             Цель опыта

                  Материал,

              оборудование

    1

              2

                 3                  

                        4          

                         5

    1

    Вода

    1.Узнаем, какая вода

    Формировать представления

     о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

    - Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

    - набор мелких предметов.

    2.Вода - волшебница

    Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при зтом вода меняет цвет, запах, вкус)

    -Три одинаковые бутылочки с водой;

    -гуашевая краска;

    -пакетик растворимого кофе;

    -10 кусочков сахара рафинада;

    - одинаковые стаканчики по количеству детей

    2

    Воздух

    3. Что в пакете?

    Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства  воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

    - Полиэтиленовые пакеты

    4. Игра с соломинкой

    Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

    - Трубочки для коктейля;

    - стаканчики с водой.

    5. Игры с воздушными шарами.

    Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

    - Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий)

    6.Выдувание мыльных пузырей

    Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь

    - Тарелка (поднос);

    -стеклянная воронка;

    - соломинки и раствор для мыльных пузырей.

    7. Ветер по морю гуляет

    Обнаружить воздух

    - Тазик с водой;

    - бумажные кораблики.

    3

    Вес

    8. Лёгкий - тяжёлый

    Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

    - Пёрышко и камень;

    - пластиковые бутылки с  водой, песком.

    9.Плавает- тонет

    Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут

    - Кусочек пенопласта;

    -гвоздь;

    - деревянный брусок;

    -ножницы

    4

    Температура (теплота)

    10. Тепло - холодно

    Научить определять  на ощупь температуру воды, предметов

    - Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой

    11. Чудесный мешочек

    Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)

    - Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы(кубики, шарики и др.)

    5

    Песок

    12.Песочные струйки

    Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется

    - Пластиковые бутылочки, сухой песок. воронки.

    13. чудесные фигурки

    Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится

    - Песок, вода;

    - совочки, ведёрки, формочки.

    6

    Глина

    14. Узнаем, какая глина

    Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся

    -Куски глины;

    -ведёрко;

    -вода.

    15. Глиняные шарики

    Учить определять качества глины: мягкая, пластичная

    -Глиняные предметы, сделанные воспитателем;

    -глина;

    -миска с водой;

    - подставки;

    - салфеточки.

    7

    Свет

    16.Что в коробке?

    Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

    -Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь;

    -фонарик.

    НОД по проекту

    «Лаборатория неживой природы»

    1.Узнаем, какая вода.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Основы безопасности жизни».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Цель:

    Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

    Материалы: Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких предметов.

    Содержание организованной деятельности детей

    К детям приходит Хрюша.

    Хрюша. Ребята, я вам принёс две загадочные банки (дети вместе с Хрюшей рассматривают закрытые крышками банки, одна  - пустая, другая – с водой). Интересно, что в них?

    Предлагает детям рассмотреть.

    При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая.

    Хрюша. Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.

    Воспитатель. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?

    Хрюша. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?

    Дети. Вода.

    Хрюша. Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.

    Дети выбирают любой предмет и опускают его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

    Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».

    Хрюша. А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?

    Дети. Вода выльется.

    Хрюша. Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.

    Воспитатель (обращаясь к Хрюше, предлагает). Хрюша, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.

    Рефлексия.

    Хрюша: Ребятки, водичка  у вас в стаканчиках какая?

    Дети: Чистая и прозрачная.

    Хрюша: А можно её пить?

    Дети: Можно (пьют воду)

    2.Вода – волшебница.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Основы безопасности жизни».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Цель:

    Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

    Материалы: Три одинаковые бутылочки с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

     Содержание организованной деятельности детей

    Приходит Хрюша.

    Хрюша. Ребята, мне так понравилось у вас, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям), три одинаковых бутылки. С чем они?

    Дети. С водой.

    Хрюша. Конечно, это вода. Какая вода?

    Дети. Чистая и прозрачная.

    Хрюша. Вот она – чистая и прозрачная вода!  (Оставляет на столике одну бутылку) А хотите,  научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода непрозрачная.

    Воспитатель. Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду?

    Дети: Нельзя, можно заболеть.

    Дети повторяют фокус.

    Хрюша. А зачем нам нужна третья бутылка?

    Воспитатель.  Я  хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса) Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?

    Я воду в стакан из- под крана налил.

    На свет посмотрел - она очень прозрачна

    Понюхал ее и немного отпил.

    Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

     А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.

    А теперь попробуйте, какая вода стала на вкус? (Горькая) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).

    Возьмём сахар.(Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте.  Какого вкуса стала вода? Сладкого.

    Рефлексия.

    Воспитатель: Ребятки, что нового вы узнали о воде?

    Дети: В воде растворяется краска, сахар, кофе.

    Воспитатель: Значит, вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!

    3. Что в пакете?

    ИОО: «Познание», «Коммуникация» .

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства  воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

    Материалы: полиэтиленовые пакеты.

     Содержание организованной деятельности детей

    Хрюша приносит в группу полиэтиленовые пакеты.

    Хрюша. Ребята, что в этих пакетах?

    Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

    Воспитатель . А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.

    Хрюша. Что же там? Откройте, мы посмотрим.

    Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.

    Хрюша. Так что же было в пакете?

    Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

    Рефлексия. Дети сами набирают воздух в пакеты.

    4. Игра с соломинкой.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация ,«Основы безопасности жизни», «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

    Материалы: трубочки для коктейля; стаканчики с водой.

                  Содержание организованной деятельности детей

    Хрюша . Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.

    Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

    Хрюша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

    Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

    Хрюша. А я не верю!

    Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?

    Дети: Из трубочки.

    Хрюша. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

    Рефлексия.

    Воспитатель:  Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?

    Дети: Чистый и прозрачный.

    5. Игры с воздушными  шариками.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Цель: Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

    Материалы: два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий).

              Содержание организованной деятельности детей

    Приходит Хрюша и приносит два шарика: один надут полностью, а другой – наполовину.

    Хрюша. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?

    Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)

    Дети обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что сильно надут, другой – мягкий.

    Хрюша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.

    Воспитатель. Ребята, поможем Хрюше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?

    Дети.  Побольше надуть.

    Воспитатель. Что находится внутри шарика?

    Дети. Воздух.

    Воспитатель. Как он попал в шарик?

    Дети. Его туда выдыхают.

    Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

    Воспитатель. Посмотри, Хрюша, как ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.

    На выдыхе предлагает подставить ладошку под струю воздуха. Откуда берётся воздух внутри человека?

    Дети. Его вдыхают.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но не видим он для нас.

    Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

    Рефлексия. Дети играют с воздушными шариками.

    6. Выдувание мыльных пузырей.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цель: Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

    Материалы: тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей.

                  Содержание организованной деятельности детей

    Воспитатель (обращает внимание детей на поднос) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так.

    Над воронкой надувается мыльный пузырь ( над пуговицей)

    Воспитатель. Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

    Подарили мне игрушку

    Не машинку, не хлопушку.

    Просто тюбик. А внутри

    Притаились пузыри.

    Я лопаточку с «окошком»

    Окуну в раствор немножко.

    Дуну раз, и два, и три,

    Разлетятся пузыри.

    Пузыри легко взлетают,

    Цветом радуги сверкают.

    -Мама, мама, посмотри

    Как сияют пузыри!»

    Я поймать рукой старался,

    Осторожно подбирался.

    Лишь коснутся о ладонь-

    Хлоп! И нету! Мол, не тронь!

    Я ловил, они летели

    И садиться не хотели

    Целый день я так провёл.

    Весь раствор уже извёл.

    Я ещё бы поиграл,

    Жаль, что тюбик очень мал.

    Рефлексия. Педагог показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.

                                        7. Ветер по морю гуляет.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация» , «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цель: Обнаружить воздух.

    Материалы: тазик с водой;  бумажные кораблики.

                       Содержание организованной деятельности детей

    Хрюша. Здравствуйте, ребята! А я ездил в гости к моим родственникам, они живут на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!

    Воспитатель. Постой,  Хрюша, а при чём здесь ветер?

    Хрюша. Ну как же, ведь это он подталкивал мой кораблик.

    Воспитатель и дети (удивлённо). Как, чем подталкивал?

    Хрюша. Пойдёмте к вашему «морю» (тазику с водой), я вам всё покажу и объясню, только возьмите вот эти бумажные кораблики.

    Дети берут кораблики и подходят к тазику с водой.

    Хрюша. Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них. Вот видите, они поплыли. Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер?

    Дети. Мы выдохнули воздух.

    Воспитатель. Правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, то кораблик поплывёт быстрее.

    Кусок пенопласта и тонкая ветка,

    Цветная бумажка – обёртка конфетки…

    И вот уже шквальные ветры здесь дуют,

    Кораблик отважный с пучиной воюет!

    Рефлексия. Дети самостоятельно запускают свои кораблики. 

    8. Лёгкий – тяжёлый.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

    Материалы: Ведёрки с пёрышками  и камешками; пластиковые бутылки с  водой, песком.

                        Содержание организованной деятельности детей

    В гости к детям приходят Хрюша и медвежонок Винни-Пух.

    Хрюша. Здравствуйте, ребята! Сегодня я  к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хочется поиграть с вами. Можно взять эти игрушки?

    Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает пластиковые бутылочки с водой разного размера).

    Хрюша берёт маленькую бутылочку, а Винни – большую.

    Воспитатель. Ребята, Давайте, определим, одинаковые ли бутылочки.

    Дети. У Хрюши – маленькая и лёгкая. А у Винни – большая и тяжёлая.

    Воспитатель. Хрюша и Винни, возьмите вот эти бутылочки. (Одна с песком, а другая набита ватой).

    Дети определяют вес бутылочек, с песком – тяжёлая, а с ватой – лёгкая.

    Воспитатель. Ребята, давайте угостим Хрюшу и Винни.

    Предлагает выбрать «угощение» в ведёрках, в одном лежат камешки, а в другом – перышки.

    Дети определяют, что ведёрко с камешками тяжёлое. А с пёрышками – лёгкое.

    Рефлексия. Дети «угощают» Хрюшу и Винни, при этом проговаривая «Кушай тяжёлый камешек», «Кушай лёгкое пёрышко».

    9.Плавает – тонет.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация» .

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Цель: Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые – тонут.

    Материалы: кусочек пенопласта; гвоздь;  деревянный брусок; металлическая и пластмассовая тарелочки.

                Содержание организованной деятельности детей

    Хрюша. Ребята, я очень люблю играть в морской бой. Вместо корабликов я взял разные предметы: пенопласт, гвоздь, палочки, тарелочки. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

    Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик – гвоздик?

    Дети. Гвоздь тяжёлый.

    Воспитатель. А кораблик – тарелочка из металла?

    Дети. Она тоже тяжёлая.

    Воспитатель. Почему плавает кораблик – палочка? Кораблик – пластмассовая тарелочка?

    Дети. Они лёгкие, вот и плавают.

    Хрюша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать.

    Дети. Да, потому что он лёгкий.

    Рефлексия. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, проговаривают: тонет – плавает.

    10. Горячо – холодно.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цель: Научить определять  на ощупь температуру воды, предметов.

    Материалы: пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.

               Содержание организованной деятельности детей

                    В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.

    Настя. Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

    Воспитатель. Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

    Ребята, какой водой умываться лучше:  тёплой или холодной?

    Дети. Тёплой.

    Воспитатель. Правильно, тёплой.

    Кто горячей водой умывается,

    Называется молодцом.

    Кто холодной водой умывается,

    Называется храбрецом.

                                                           А кто не умывается,

    Никак не называется.

    Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.

    Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная, наливают в тазик тёплую воду и моют куклу Настю.

                                                             Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Вода текучая,

    Дитя растучее.

    С гуся вода,

    С тебя худоба!

    Вода к низу,

    А дитя к верху!

     Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.

    Рефлексия. Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде.

    11. Чудесный мешочек.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цель: Продолжать учить определять температуру твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).

    Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.)

                Содержание организованной деятельности детей

    Хрюша приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.

    Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.

    Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.

    Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.

    Рефлексия. Дети самостоятельно играют в игру « Чудесный мешочек».

    12. Песочные струйки.

     ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

    Цель: Знакомить со свойствами сухого песка – сыплется.

    Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

               Содержание организованной деятельности детей

    Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с песком.

    Хрюша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, называется «Песочные струйки». Хотите, научу?

    Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как  песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.

    Рефлексия. Дети экспериментируют с сухим песком.

    13.Чудесные фигурки.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится.

    Материалы: песок, вода; совочки, ведёрки, формочки.

                      Содержание организованной деятельности детей

    Приходит грустный Хрюша.

    Воспитатель. Хрюша, ты почему такой грустный?

    Хрюша. Никто меня не обижал. Просто я хотел сделать для ребят сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?

    Дети. Из сухого песка фигурки не лепятся, а только из мокрого.

    Воспитатель. Да, Хрюша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, как помочь Хрюше? Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?

    Дети. Налить воды в песок и перемешать лопакой.

    Дети смачивают водой песок, зачем делают песочные пирожки, используя формочки.

    Мы в песочнице вдвоём

    Пирожки с тобой печем,

    Шаньги лепим, куличи,

    И румяны калачи,

    Угостим своих друзей,

    И прохожих и гостей...

    Хрюша. Почему же мокрый песок не сыплется?

    Воспитатель. Это происходит потому. Что вода склеила между собой частички песка. А у сухого песка все частички – отдельно друг от друга.

    Рефлексия. Дети делают пирожки из мокрого песка с помощью формочек.

    14. Узнаем, какая глина.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Цель: Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.

    Материалы: куски глины; ведёрко; вода.

     Содержание организованной деятельности детей

    Воспитатель. Ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (показывает комок глины)

    Дети. Камень.

    Воспитатель роняет комок на пол. Что с ним стало?

    Дети. Он разбился.

    Воспитатель. Значит, это не камень. А если опустить кусочек в ведро с водой?

    Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.

    Рефлексия.

    Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли. Потому что это не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра с Хрюшей мы  расскажем вам про глину.

    15. Глиняные шарики.

    ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.

    Цель: Учить определять качества глины: мягкая, пластичная.

    Материалы: глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина; миска с водой;  подставки;  салфеточки.

     Содержание организованной деятельности детей

    Воспитатель. Показывает поделки из глины: уточка, чашечка, мячик, палочки.

    Хрюша. Ой, что это ребята? (Рассматривают) Интересно, из чего они сделаны?

    Воспитатель. Всё это сделано из глины. А вы хотите сделать такие палочки и шарики? Вот так (показывает)

    Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарики, палочки.

    Воспитатель. Какие замечательные поделки можно сделать из глины!

    Хрюша. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.

    Если встретишь на дороге,

                                                      То увязнут сильно ноги.

                                                     А сделать миску или вазу -

                                                    Она понадобится сразу. (Глина)

    Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку). Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова слепить поделку.

    Рефлексия. Дети играют своими поделками.

    16. Что в коробке?

    ИОО: «Познание», «Коммуникация».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Цель: Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

    Материалы: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.

     Содержание организованной деятельности детей

    Воспитатель показывает детям коробку.

    Странно. Что это такое? (Рассматривает вместе с детьми). Может быть, в коробке что – нибудь лежит? ( встряхивает её, раздается стук). Хотите узнать, что там внутри?

    Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают в неё по очереди.

    Воспитатель. Что там лежит? Ничего не видно? Темно?

    Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?

    Дети соглашаются. Опыт проводится до конца.

    Воспитатель. В коробке стало светло – туда попал свет.

    Очень ярко светит солнце,

    Греет ласково и нежно.

    Рано утром мне в оконце

    Заглянуло важно.

    Солнца луч скользнул в окошко.

    Я зажму его в ладошке.

    Аккуратно, чуть дыша,

    Спрячу в ларчик малыша.

    И тихонько шаг за шагом

    Маме отнесу бродягу.

     А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет). Давайте включим фонарик. (включают). В коробке стало светло. Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!

    Рефлексия. Дети играют с фонариком.

    Если свет погаснет вдруг,

    У меня есть верный друг.

    Мне с фонариком не страшно,

    Я иду вперёд отважно.

    План работы с родителями.

    №/п

    Содержание работы

    Цели

    Месяц

    1.

    Анкетирование родителей.

    -Выявить уровень экологических знаний родителей.

    сентябрь

    2.

    Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?»

    - Раскрыть

    возрастные

    особенности

    восприятия детьми

    объектов неживой

    природы.

    октябрь

    3.

    Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».

    -Познакомить с примерными опытами с водой, песком и воздухом.

    ноябрь

    4.

    Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

    -Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы».

    декабрь

    Результаты работы.

    Диагностика по проекту

    н/п

    Фамилия

    имя

    ребёнка

    Свой-ства

    воды

    Свой-ства

    воз-духа

    Вес

    пред-

    метов

    Темпе-

    ратура

    Свой-ства

    песка

    Свой-

    ства

    глины

    Свет

    Итог

    с

    д

    с

    д

    с

    д

    с

    д

    с

    д

    с

    д

    с

    д

    с

    д

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    Условные обозначения:

    с – сентябрь, д – декабрь

    Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень

    В начале проекта была проведена диагностика знаний детей об объектах неживой природы (воде, песке, воздухе, глине, свете).

    Цель: выявить уровень представлений ребёнка об объектах неживой природы.

    Сентябрь            средний уровень – 70%, низкий уровень – 30%

    В конце проекта дети показали следующие результаты:

    Декабрь      средний уровень – 30%, высокий уровень – 70%.

    Свойства воды: в.у. – 80%, с.у. – 20%;

    свойства воздуха: в.у. – 50%, с.у. – 50%;

    вес предметов: в.у. – 80%; с.у. – 20%;

    температура предметов: в.у. – 70%;

    свойства песка: в.у. – 70%, с.у. – 30%;

    свойства глины: в.у. – 60%, с.у. – 40%;

    свойства света: в.у. – 70%, с.у. – 30%.

    Вывод: Наблюдается позитивная динамика результатов у детей при сравнении в начале данного проекта и в конце проекта.

                                                     

         Заключение.

              Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

             Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

             Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

           Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

                           

    Литература.

    1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

    2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

    3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

    4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

    5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

    6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

    7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;

    8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

    Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

    Экологический проект. Тема: Экологическое воспитание дошкольников

    Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы, формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения непосредственно к са...

    Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

    Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

    экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

    Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

    Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

    Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

    Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

    В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...