"Роль применения техник нетрадиционного рисования в художественном развитии детей среднего дошкольного возраста"
статья (средняя группа) на тему

Наточиева Валентина Николаевна

                                    Сообщение из опыта работы

     «Роль применения техник нетрадиционного рисования

    в художественном развитии детей среднего дошкольного

                                            возраста»

                                                                                                       Наточиева В.Н.

           Работая   с детьми  дошкольного  возраста, осознаёшь, что   каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. К тому же рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Но не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания                               
        Нетрадиционные приёмы рисования – вот приемы, которые не требуют от детей профессионального изображение тонких линии, несущих важную художественную нагрузку. Предметы получатся более приближённые к реальным, рисунки получаются объёмными и живыми (на примере метода тычка). У детей появляется возможность создавать различные цветосочетания (так как гуашь высыхает быстро), появляется возможность почувствовать многоцветие изображенного предмета, развивать специальные умения и навыки, подготавливающее руку ребёнка к письму.
Все это говорит о том, что с детьми, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
      На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать все возможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные. Разнообразие способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
       Целью моей работы является: выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования с дошкольниками.

Работа включает комплекс задач:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             1.Сформировать у детей технические навыки рисования.  

2.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

3.Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.  Необычное начало работы, применение игровых приемов -  использую разные методы и приемы обучения. Создаю игровую ситуацию в начале занятия,  рассказываю стихотворение с показом или загадываю загадки. Сочетаю музыкальную и изобразительную деятельность для повышения эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения заданий.

 Все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

        Во время работы с детьми по изобразительной деятельности я столкнулась с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: • Способствует снятию детских страхов;

    • Учит детей свободно выражать свой замысел;

    • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    • Учит детей работать с разнообразным материалом;

              • Развивает мелкую моторику рук;

    • Развивает творческие способности, воображение;

    • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

         Работу в данном направлении проводила поэтапно: изучила методическую литературу по теме, определила уровень изобразительных навыков и умений у детей. В группе создала предметно-развивающую среду для художественно - продуктивной деятельности детей: изо уголок, в котором помимо традиционных материалов имеются нетрадиционные.

       При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству»  использую с детьми следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Монотипия. 6. Рисование по шаблону. 7 Рисование ниточкой. 8 Рисование поролоном. 10. Рисование солью.                  Применяем такие средства:  Коктельные трубочки,  поролоновые губки, ватные палочки, трафареты и др.

Обучение в средней группе начала с закрепления пройденного, но немного с усложнением. Так как у детей среднего дошкольного возраста значительно расширился опыт, приобретается много новых знаний, умение передавать в рисунке сходства предмета по признакам. Средние дошкольники умеют самостоятельно выбирать расположение на листе бумаги, хорошо понимают смысл рисования, однако изобразить предмет более или менее правильно, они пока не могут. Ребята сами пытаются найти сходства контура ладошки с любым предметом. На этом этапе обучения обращаю внимание на изображение округлых форм, требующих развитой координации движений, а также способности в нужный момент изменить направления движения руки, создавая угол или замыкая линию в начальной точке. Так, например, на занятии по нетрадиционному рисованию дети  изображали ежа с помощью ладошки, обводя каждый пальчик, а затем, смещая ладонь вниз, обводили еще раз. К получившему силуэту дорисовывали глазки, носик и раскрашивают готовый рисунок. Говорю детям, чтобы получилось больше колючек, можно соединить растопыренные пальцы двух ладошек.

       В работе с детьми, кроме организации непосредственной образовательной деятельности, использую разнообразные формы: в вечерний отрезок времени предлагаю детям дидактические игры по изобразительной деятельности: «Подбери цвет к предмету», «Угадай по силуэту», «Цветик-семицветик» и др; загадывание загадок, чтение художественных текстов, настольно-печатные игры: лото «Собирай-ка», «Найди пару», «Цвета». На индивидуальных занятиях с детьми отрабатываю умение владения кисточкой, прививаю желание работать с нетрадиционным материалом.

Проявляя уважительное отношение к детскому творчеству, я шире использую их в жизни дошкольного учреждения: при оформлении помещения, для проведения подвижных игр, игр – драматизации, при проведении праздников, устраиваю выставки для родителей. Провожу консультации для родителей, как и чем можно рисовать дома.

     В своей работе применяю организацию различных форм образовательного процесса:

1.Совместная деятельность педагога с детьми. Использую: информационно-рецептивные методы, занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом, опыты, дидактические игры, наблюдение.

2.Всамостоятельной деятельности детей применяю:  исследовательский метод,  создание проблемных ситуаций, игру, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей. Использую: выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи.

       Работая с детьми, я убедилась, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, кляксами, ладошками, пальчиком один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора.

          После проведения ряда наблюдений было выявлено:
• Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования.
• Владение нетрадиционными техниками рисования расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков

          Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Сообщение из опыта работы

     «Роль применения техник нетрадиционного рисования

    в художественном развитии детей среднего дошкольного

                                            возраста»

                                                                                                       Наточиева В.Н.

           Работая   с детьми  дошкольного  возраста, осознаёшь, что   каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. К тому же рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Но не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания                              
       Нетрадиционные приёмы рисования – вот приемы, которые не требуют от детей профессионального изображение тонких линии, несущих важную художественную нагрузку. Предметы получатся более приближённые к реальным, рисунки получаются объёмными и живыми (на примере метода тычка). У детей появляется возможность создавать различные цветосочетания (так как гуашь высыхает быстро), появляется возможность почувствовать многоцветие изображенного предмета, развивать специальные умения и навыки, подготавливающее руку ребёнка к письму.
Все это говорит о том, что с детьми, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
     На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать все возможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные. Разнообразие способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
      Целью моей работы является: выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования с дошкольниками.

Работа включает комплекс задач:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             1.Сформировать у детей технические навыки рисования.  

2.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

3.Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.  Необычное начало работы, применение игровых приемов -  использую разные методы и приемы обучения. Создаю игровую ситуацию в начале занятия,  рассказываю стихотворение с показом или загадываю загадки. Сочетаю музыкальную и изобразительную деятельность для повышения эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения заданий.

 Все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

        Во время работы с детьми по изобразительной деятельности я столкнулась с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: • Способствует снятию детских страхов;

    • Учит детей свободно выражать свой замысел;

    • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    • Учит детей работать с разнообразным материалом;

              • Развивает мелкую моторику рук;

    • Развивает творческие способности, воображение;

    • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

         Работу в данном направлении проводила поэтапно: изучила методическую литературу по теме, определила уровень изобразительных навыков и умений у детей. В группе создала предметно-развивающую среду для художественно - продуктивной деятельности детей: изо уголок, в котором помимо традиционных материалов имеются нетрадиционные.

       При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству»  использую с детьми следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Монотипия. 6. Рисование по шаблону. 7 Рисование ниточкой. 8 Рисование поролоном. 10. Рисование солью.                  Применяем такие средства:  Коктельные трубочки,  поролоновые губки, ватные палочки, трафареты и др.

Обучение в средней группе начала с закрепления пройденного, но немного с усложнением. Так как у детей среднего дошкольного возраста значительно расширился опыт, приобретается много новых знаний, умение передавать в рисунке сходства предмета по признакам. Средние дошкольники умеют самостоятельно выбирать расположение на листе бумаги, хорошо понимают смысл рисования, однако изобразить предмет более или менее правильно, они пока не могут. Ребята сами пытаются найти сходства контура ладошки с любым предметом. На этом этапе обучения обращаю внимание на изображение округлых форм, требующих развитой координации движений, а также способности в нужный момент изменить направления движения руки, создавая угол или замыкая линию в начальной точке. Так, например, на занятии по нетрадиционному рисованию дети  изображали ежа с помощью ладошки, обводя каждый пальчик, а затем, смещая ладонь вниз, обводили еще раз. К получившему силуэту дорисовывали глазки, носик и раскрашивают готовый рисунок. Говорю детям, чтобы получилось больше колючек, можно соединить растопыренные пальцы двух ладошек.

       В работе с детьми, кроме организации непосредственной образовательной деятельности, использую разнообразные формы: в вечерний отрезок времени предлагаю детям дидактические игры по изобразительной деятельности: «Подбери цвет к предмету», «Угадай по силуэту», «Цветик-семицветик» и др; загадывание загадок, чтение художественных текстов, настольно-печатные игры: лото «Собирай-ка», «Найди пару», «Цвета». На индивидуальных занятиях с детьми отрабатываю умение владения кисточкой, прививаю желание работать с нетрадиционным материалом.

Проявляя уважительное отношение к детскому творчеству, я шире использую их в жизни дошкольного учреждения: при оформлении помещения, для проведения подвижных игр, игр – драматизации, при проведении праздников, устраиваю выставки для родителей. Провожу консультации для родителей, как и чем можно рисовать дома.

     В своей работе применяю организацию различных форм образовательного процесса:

1.Совместная деятельность педагога с детьми. Использую: информационно-рецептивные методы, занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом, опыты, дидактические игры, наблюдение.

2.Всамостоятельной деятельности детей применяю:  исследовательский метод,  создание проблемных ситуаций, игру, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей. Использую: выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи.

       Работая с детьми, я убедилась, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, кляксами, ладошками, пальчиком один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора.

          После проведения ряда наблюдений было выявлено:
• Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования.
• Владение нетрадиционными техниками рисования расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков

          Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка в художественном развитие детей среднего дошкольного возраста.

2.1. Влияние лепки на развитие ребенка       Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.        Лепка...

Методическая разработка конспекта по художественно - эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста с использованием ИКТ и нетрадиционной техники рисования "Падают, падают листья..."

Педагогический замысел: формирование и систематизация знаний детей о временах года (осени) через продуктивную деятельность.Стимуляция познавательной активности через эксперименты с краской. Развитие у...

Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с использованием нетрадиционных техник рисования Тема: «Зимний лес»

Конспект ОД по художественно - эстетическому развитиюдетей среднего дошкольного возраста (4-5  лет)с использованием нетрадиционных техник рисованияТема: «Зимний лес» К конкурсу "...

«Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники »

laquo;Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники »...

Лепка как средство художественного развития детей среднего дошкольного возраста.

Лепка как художественное развитие детей среднего дошкольного возраста.Влияние лепки на развитие ребенкаЛепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Лепк...

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста. Рисование нетрадиционным способом монотипия на тему: «Кораблик»

Крнспект ООД по художественно- эстетическому развитию. Нетрадицинная техника монотипия. Занятие - знакомство с техникой...