Лепка как средство художественного развития детей среднего дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке

Лященко Марианна Ивановна

Лепка как художественное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Влияние лепки на развитие ребенка

Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка как средство художественного развития детей среднего дошкольного возраста.

Лепка как художественное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Влияние лепки на развитие ребенка

Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства - их объём, форму, плотность и фактуру.

Иногда приходится слышать: способам изображения детей не учить не надо, они сами в состоянии справиться со своим замыслом и возникшей задачей. Однако – и подтверждение тому и исследования, и опыт работы - ни одной деятельностью ребёнок не может овладеть без передачи взрослым способов применения, использования соответствующих орудий, материалов. Но чтобы изобразить предмет, следует представить все основные свойства. И задача педагога – целенаправленно формировать знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт.

Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство предметом ограничивается преимущественно теми частями, за который ребенок держит предмет или которых касается.Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может, ему должны помочь взрослые. Они учат обобщенной системе обследования предмета, знакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Активное обследование перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей.В этой системе можно условно вычислить 4 этапа:

1. Организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

2. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом составных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорция и так далее); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

3. Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.

4. Повторное, целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено на анализ (ощупывания) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

Внимание детей сосредотачивается на некоторых сторонах предмета и направляется на анализ (расчленение целого) и синтез (объединение отдельных свойств в целостный облик предмета). Обеспечить правильное соотношение этих двух процессов – основная задача педагога при обследовании предмета перед его изображением. Движение, обрисовывающее предмет, включенное в обследование, по своей направленности сходно с тем движением, которое впоследствии ребенок будет совершать при изображении предмета, оно как бы лежит в основе будущего способа действия при изображении. Постепенно у детей складываются обобщенные способы обследования предметов, а, следовательно, формируются и обобщенные способы их изображения. Халезова Н. Б. считает, что обучение следует начинать уже с двух лет, т. к. у маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь, тем самым, формируя у детей эстетическое чувство и бережное отношение к искусству.

Особенности видов лепки в дошкольном возрасте

1. Лепка отдельных предметов.

2. Сюжетная лепка.

3. Декоративная лепка.

Лепка отдельных предметов

Изображение предметов в лепке для ребенка являются более простым заданием, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями – изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. Дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы педагог учил детей видеть основные формы предметов, выделять их яркие, характерные признаки.

На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар); для средней группы – уточнять представление о форме предметов, и их строении, овладевать определенными техническими умениями. Для старших групп – видеть сходство и различие предметов, и их положение в пространстве, замечать характерные признаки. Постепенно дети учатся создавать выразительные образы.

Сюжетная лепка

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображении сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не сможет. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе. Однако этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно изображать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа к этому виду лепки начинается в предшествующих группах, где дети получили первоначальные навыки изображения разных предметов.

В средней группе сюжетная лепка, совмещена с предметной, то есть - это объединение вылепленных изображений единой темой.

Каждый ребёнок лепит один предмет, а затем все предметы объединяются на специальной плоскости.

Декоративная лепка

Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки (собака, гусь, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

Знакомство детей 4-5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом - на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво.

Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок, лепку. В этом возрасте они с удовольствием украшают изделие способом налепа - шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.

Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.

Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку: украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.

Задачи и содержание обучения предметной лепке в средней группе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, определила следующие задачи по обучению лепке детей среднего возраста: необходимо продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины, пластилина. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия. Закреплять приемы аккуратной лепки. Дети 4 – 5 лет заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы и физически, и умственно. Их словарный запас больше, чем у малышей, а следовательно, повышается регулирующая роль речи. Ребенок средний группы более внимателен, он может выслушать объяснения воспитателя, но ему еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении.

Четырехлетние дети начинают уже выглядеть некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но, несмотря на это, результаты лепки у детей средней группы мало, чем отличаются от работ младшей группы. Они еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки. Поэтому воспитатель должен пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представление о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети должны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции.

В начале года программой предусматривается повторение пройденного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Это повторение дает возможность воспитателю не только закрепить пройденное, но и потребовать от детей более точного изображения форм на знакомых предметах, проследить, правильно ли двигаются руки при изображении шаровидной, цилиндрической форм диска.

В начале года надо учить ребят создавать круглую, цилиндрическую и овальную формы пальцами.

В младшей группе дети учились защипывать края формы, делать углубления пальцами, когда надо было украсить предмет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу, так как красивая форма не может получиться только от механического воздействия ладонями на ком глины.

Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали таких характерных предметов, как яблоко, морковка, огурец, гриб, кабачок, лимон. Работая над их изображением, ребенок лепит основу, раскатывая ком глины ладонями, а детали выполняет пальцами. Например, основу для изображения морковки составляет цилиндрическая форма, получаемая путем раскатывания глины между ладонями, в дальнейшем форма прорабатывается пальцами (слегка оттягивается или защипывается один конец и сглаживается другой).

На данном этапе воспитатель должен помнить, Что у детей четырех лет мелкие мышцы кисти рук еще недостаточно окрепли, а поэтому им трудно справится с крупной формой. Кроме того, создание формы пальцами требует определенного хода мысли, рассуждений и зрительного контроля.

Дальнейшее обучение связано с формированием у детей умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. В какой-то степени они этому уже учились в предшествующей группе. Но здесь ребята учатся точней передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросенка. Все эти предметы требует соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощенно. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, пальцами предают ему коническую форму, затем складывают маленький шарик для головы и удлиненную форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей путем примазывания получается фигурка в несложном исполнении. Но выполнение даже таких простых предметов требует от ребят знание формы, пропорций, изобразительных и технических предметов.

Программа воспитания и обучения (под ред. М. А. Васильевой, предусматривает и повторные упражнения для развития движений пальцев. Дети продолжают учиться защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений они лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки).

Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображения цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Учатся украшать предметы при помощи стеки и налепов. Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретенные навыки.Дети могут вылепить и декоративно украсить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюдцами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, оттягивать шейку с головкой от овальной формы при изображении уточки, выполнять перышки на хвосте и крыльях с помощью стеки или налепами по типу народных игрушек.

В летнее время дети свободно применяют полученные в течения года умения и лепят различные предметы, которые наблюдают во время прогулок в лесу, на участке и т. д.

Материалы и оборудование для лепки.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребёнка большую сложность, и это заставляет с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёмам обучения.

Обычно в детском саду используют пластилин.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным или цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строение предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

К дополнительным материалам лепки относят каркасы. Это могут быть палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Используется стека для обработки деталей, ею снимают лишнее с формы, делают надрезы. Они могут быть деревянными, металлическими, пластмассовыми. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения, используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия.

Успех работы во многом зависит от того, как организовано рабочее место ребенка. Прежде всего, нужно иметь небольшие доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски - круглая, но она может быть и квадратной. Вместо досок в старших группах можно использовать поворотные станки, они удобны во время работы и дают детям возможность поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон.

Способы лепки

На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием и скатыванием пластилина в разных направлениях. Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать глину между ладонями. Для получения цилиндрической формы раскатывание ведется прямыми движениями.

В создании форм с более сложным строением, а также для проработки деталей в работу включаются пальцы.

Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного,можно пользоваться несколькими способами: конструктивным – предмет создается из отдельных частей; пластическим – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированными – объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Во время лепки мелких деталей применяются такие предметы, как оттягивание, прищипывание глины от общей массы, приемы рельефной лепки.

Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались,нужно знать способы их скрепления: плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; при помощи углублений, в которые вставляются прикрепленные детали.

Глиняные изделия можно окрашивать гуашью или ангобом. Высохшие или обожженные в муфельной печи изделия раскрашивают гуашью. Ангобом окрашивают сразу после лепки, пока изделие сырое. Ангоб готовят из глины, разводя ее водой до состояния жидкой сметаны. Ангоб накладывается густым слоем, путем прижимания (примакивания) кисточки к изделию. Обычно изделия из белой или серой глины окрашивают ангобом, который делается из красной глины или наоборот.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.

Лепка предмета пластическим способом – это лепка предмета из целого куска. Прием более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет, в процессе чего уточнить форму, пропорции пластику перехода от одной части к другой. Комку глины предается определенная исходная форма. Так, исходной формой для лепки груши должен быть шар, для гуся, курицы – овоид (яйцевидная форма, а белку легко вылепить из толстого валика, согнутого в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечность, хвост. Все время проверяется и уточняется правильность пропорции. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.

Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета,например: туловище и толстые ноги медведя; Глова, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из общего куска, модно нарушить общую форму.

Оттягивание, прищипывание, прием рельефной лепки. Во время лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы элементы оттягивания и прищипывания глины пальцами, когда от общей массы глины захватывается пальцами небольшая ее часть и вытягивается до необходимого размера.

При лепке крыльев и перьев птиц, чешуе рыбы, шерсти животных хорошо использовать прием рельефной лепки, при котором небольшие куски глины накладываются на основную форму, а пальцами и стекой придают им нужную форму.

Формы работы по ознакомлению со скульптурой малых форм и методика обучения предметной лепке в средней группе.

Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В основном в данной группе проводится предметная лепка. Однако детей продолжают подводить к сюжетной и декоративной лепке.Для этого предлагают такие темы занятий«Поросята около кормушки» (кормушку лепит воспитатель, «Утка с утятами» (утку лепит педагог). Точками, бороздками дети украшают миску или тарелочку.

Дети средней группы знакомы с изображением шара, цилиндра, диска. На первых занятиях воспитатель напоминает им способы изображения этих форм, уточняет постановку рук и показывает, как можно кончиками пальцев сделать форму более точной.

Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель дает неполный показ. Например, когда дети лепят морковку, он только показывает, как у столбика, слепленного заранее, заострить один конец, а другой сделать толстым и несколько округлым; при изображении туловища и головы кролика показывает, как сделать из цилиндра овод (форма не называется).

Изображение основных форм можно не демонстрировать, дети это уже умеют. Но способы соединения частей необходимо показать, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, воспитатель предлагает ребятам самим показать, с чего они начнут работу, как будут лепить форму или соединять части. Это может продемонстрировать ребенок, хорошо справляющийся с изображением предметов, а в некоторых случаях и тот, кто плохо справляется с заданием, чтобы представить ребенку возможность поверить в свои силы. Все это активизирует мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с глиной.

Пантюхина Г. В. выделила, что в средней группе большое внимание уделяется передаче правильной пропорции. Воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком глины, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину. Например, при изображении рук куклы педагог показывает, как разделить столбик на две равные части, а затем, складывая обе половины, сравнить их величину. Когда дети усвоят этот прием, можно лишь напомнить им, чтобы они не забыли проверить, правильно ли определили длину частей.

На занятиях лепкой, так же как и на занятиях рисованием, используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создавать эмоциональное настроение. Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются занятия. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описание предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше – цвета, запаха и других свойств.

Расширяя представление детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как выполнена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части.

При изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно предложить детям стеку для нанесения мелких деталей – глаз, рта, носа. В дальнейшем дети знакомятся с объемным изображением мелких деталей, но в данной группе, пока действия пальцев еще недостаточно развиты, можно нанести эти детали стекой путем графического изображения. Кроме того, дошкольники средней группы стекой разрезают глину на части, иногда снимают лишнюю, таким образом постепенно приучаясь к лепке инструментом.

Работа со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучать ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные функции, а для этого необходимо им показать способы действия. Например, чтобы обозначить цыпленку глаза, его устанавливают на доске, придерживая левой рукой, и стекой, которая находится в правой руке, намечают глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка в художественном развитие детей среднего дошкольного возраста.

2.1. Влияние лепки на развитие ребенка       Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.        Лепка...

Выступление на методическом объединении:"Пальчиковая живопись как средство художественного развития детей младшего дошкольного возраста"

Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, да...

План по самообразованию на тему: «Мультипликация как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюна тему:«Мультипликация как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста»...

: Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения между людьми.Полноценная...

Конспект открытого просмотра НОД по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста «Лепка лошадки».

Задачи 1.Учить лепить лошадку комбинированным способом. 2.Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. 3.Воспитывать самостоятельность и творчество. Словар...

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема "Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста"

Практически в каждой семеь есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. Цель данной работы заключается в том, что необходимо обеспечить всесторонне развитие ...