«Дом вести – не рукавом трясти»
материал (подготовительная группа) на тему

«Как   строили дом в старину»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_noyabr_14.112014._mame.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в подготовительной группе

 «Дом вести –

не рукавом трясти»

«Как   строили дом в старину»

   Я часто рассказываю своим детям о культуре быта нашего народа, о привычках и обычаях, о памятниках старины , чтобы воспитать у детей чувство уважения к прошлому нашего народа. Так, на одном из занятий, я рассказала о том, как строили дома в старину на Руси.

   Прежде всего, выбирали место для избы. Место это было на возвышенности, там, где ложились отдыхать домашние животные, где не была пролита кровь ни человека, ни животного. Осенью, после уборки урожая , выбранное место окапывали по кругу, чтобы , чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга  сажали березку. Это – берегиня.

   С наступлением крещенских морозов мужик запрягал  лошадь, садился в сани и ехал в лес. Шубу медвежью не надевал, не полагалось к медведю ехать в шубе. У медведя своя шуба, а медведь считался священным животным.

   Лес рубили не где попало. Рубили в мороз, потому что дерево считалось в это время мертвым: рубили, а не пилили: считалось, что выгоняли нечистую силу, и дерево лучше сохранялось. Рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восход. Деревьев брали определенное количество. Например, если решили строить дом об 11- ти венцах, то брали 44 бревна плюс половина этого плюс 3,5 на выбраковку деревья на месте вырубки не обрабатывали, а везли на выбранное место и укладывали по кругу. Весной польет дождь, подсушит солнце. Больные деревья убирали.

   После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого собирали всю деревню. Расплачивались пирогами, сытным ужином.

   Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу. В нее вбивали крюк, где впоследствии вешали люльку. Считалось, чем больше детей , тем богаче семья. Под матицу укладывали березу. После этого ставили крышу (чело). Укрепляли голову петуха или лошади. Считалось, что изба – колесница, запряженная лошадьми или птицами, несущаяся навстречу солнцу. Затем закрепляли причелины. Они представляли собой заклинательную орнаментику. Это было женское начало. Женщина – хранительница домашнего очага, она продолжает род. Впоследствии произошли изменения в оформлении причелии. Люди старались, чтобы все было прочно, удобно и красиво.

   После того, как бала поставлена крыша, вешали наличники. Наличники тоже представляли собой заклинательную орнаментику. В окна (очи) должно было заглядывать солнце.

   Когда дом выстроен, начиналось новоселье. Еще этот обряд называли входины, или влазины. Без священника переход во вновь построенный дом не мыслился. Освящение жилища проводилось торжественно, полным чином. При этом священник читал молитвы «О жительстве в новом доме», и «О доме, от злых духов».

   После освещения дома в него приглашались родные и незнакомые. Но одним из самых живущих оказался и поныне сохранившийся древний обычай первым впускать в дом кота. При этом в дом старались не входить до тех пор, пока кот не выберет место и не ляжет. Это место замечали и ставили там кровать, а впоследствии колыбель.

   Может быть, потому и остался в колыбельных образ кота, прочно связанный со здоровьем ребенка.

   Все приглашенные обязательно приходили с хлебом и солью, как символами благополучия и обилия.

   Те, кто верил в колдовство, приносили с собой черного петуха. Когда готов был пиршественный стол, на него водружали принесенный хлеб и ставили соль в солонках. Хлеба должно было быть много. Пол при этом устилали травой. Защищая дом от нечистой силы, над окнами и на двери вырезали кресты, подвешивали пучки трав – например зверобой, который, по поверью, отнимает злую силу у недоброжелателей.

   Говорят: мой дом – моя крепость. Даже если и не крепость, то все равно – самое надежное место. С домом связана вся жизнь человека, в доме – семья. Без дома трудно представить себе любого из нас. Именно поэтому в народе с древних времен существует немало правил, обрядов и поверий, связанных с жилищем. Дом вести – не рукавом трясти. Дома солома едома, а в гостях и овес не едят.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках рукавички (по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»)

Группа: старшаяПримерная основная  общеобразовательная задача НОД: развитие речи детей; ознакомление с многообразием  художественной литературы.Цель НОД:·...

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Конспект открытого занятия: «Кто-кто в рукавичке живет» (По мотивам сказки «Рукавичка»)

Непосредственно - образовательная деятельность художественно - эстетического цикла в средней группе по программе И. А. Лыковой....

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе...

Дом вести не руками трясти

Конспект Социально - реабилитационного мероприятия «Дом вести - не руками трясти»...

Конспект занятие по художественно-эстетическое развитие (рисование) средняя группа. «Рукавички для ребят, рукавички для зверят»

чить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы. Расширять словарный запас детей за счет использования прилагатель...