Из опыта работы по приоритетному направлению "Развитие мелкой моторики у детей с ОНР"
статья на тему

Таловская Екатерина Вадимовна

Описание из опыта работы воспитателя по развитию мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_razvitie_melkoy_motoriki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей с  общим недоразвитием речи».

Работая на группе компенсирующей направленности, я выбрала для себя тему: «Развитие мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Цель моей работы: создание системы эффективного комплекса игр и упражнений, заданий, направленных на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Я предположила, что формирование и развитие мелкой моторики у детей с ОНР будет более эффективным при целенаправленной работе с использованием специально разработанного комплекса различных игр и упражнений, заданий, во взаимосвязи с логопедом и всеми участниками образовательного процесса, а отбор программного содержания учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей;

Для достижения поставленной цели необходимо: систематизировать и внедрить разработанный комплекс игр и упражнений по развитию мелкой моторики и представить его в виде авторской программы; создать необходимые условия для развития мелкой моторики; повысить уровень мотивации и компетентности родителей в данной области.

Свою работу строю по определённой системе принципов: развивающего и воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, комплексности и интегрированности методов коррекционного воздействия, сочетая коллективные и индивидуальных формы  работы, и для этого я использую три вида помощи - стимулирующую, направляющую, обучающую.

Заппланировала 4 этапа:     1 этап работы – диагностический

Цель: анализирование состояния моторики пальцев рук и уровня произносительных навыков в начале работы.

Диагностика показала, что нужны методы обследования, которые могут более точно оценить реальные умения детей. Для этого я подобрала тестовые задания для определения ведущей руки и диагностики состояния моторики пальцев руки (использовала показатели - полнота, переключаемость, умение удерживать заданную позу и точность выполнения движений пальцами доминантной руки. Разработала оценку уровня состояния моторики доминантной руки (высокий, средний, низкий).

Состояние мелкой моторики руки у детей на первом этапе следующее:

низкий уровень - у 70%; средний уровень – у 30%. высокий 0%

Изучение входной документации и результаты обследования логопедом произносительных навыков позволили выявить у детей проблему: низкий уровень развития произносительных навыков – у 100% детей

Анализируя результаты проведенного мной обследования мелкой моторики, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики у детей должна быть систематизирована и представлена в виде программы.

На 2 проектном этапе по результатам первого диагностического была поставлена цель: создание плана (проекта) для осуществления намеченной цели по развитию мелкой моторики у детей с ОНР, в который включила: перспективный календарно-тематический план развития мелкой моторики, план работы с родителями по повышению их компетентности, план развития развивающей среды группы, выстроила систему взаимодействия с логопедом.

Работу строю в  направлениях:

  1. Образовательная  деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности для коррекции развития мелкой моторики с квалификационной коррекцией недостатков в развитии мелкой моторики.
  2. Образовательная  деятельность, осуществляемая в в ходе режимных моментов.
  3. Самостоятельная деятельности детей.
  4.  Консультативная помощь родителям.

3 этап - основной

Цель - внедрение разработанного плана, направленного на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР.

Развитие мелкой моторики я осуществляю по направлениям:

  1. Задания и игры для  совместной деятельности
  2. Упражнения для самокоррекции

Организуя работу, я использую комплексный и интегрированный подход в организации мероприятий, так как считаю, что он наиболее эффективен и соответствует требованиям современной политики государства в области образования.

В соответствии с речевыми темами обогатила развивающую среду - для этого подобрала разнообразные игры и задания, изготовила пособия, составила картотеку пальчиковых игр, гимнастик, схем с текстами для выкладывания фигур из палочек, схемы для рисования верёвочкой, заучивания стихов руками различные трафареты и шаблоны разной сложности.

 

Разнообразная, эстетически оформленная предметно-развивающая среда позволяет обеспечивать практически работу по развитию мелкой моторики и устранение речевого недоразвития.

В совместной деятельности по физическому воспитанию  использую пальчиковые игры, гимнастику, планирую дидактические и подвижные игры, включающие речевые средства, активизирую у детей стремление координировать свои движения, соотносить ритмические стихи с движениями. Общая и мелкая моторика тренируется в подвижных играх: «Передача мячом по кругу», «Не перепутай» и др.

В изобразительной деятельности учу овладевать  навыками пользования ножницами, техникой оригами, изготовлением поделок из природного материала. рисованием верёвочкой, Техника рисования верёвочкой заключается в следующем, для создания рисунков дети вначале рисуют силуэт, потом на силуэт наклеивают нитку и только потом заполнят пространство бумаги красками, создавая картину или образ предмета.

Очень важной частью работы по развитию ручной умелости являются «пальчиковые игры». Помимо пальчиковых игр использую подобранную по речевым темам пальчиковую гимнастику, которая подразделяется на три группы.

  1. Упражнения для кистей развивающие подражательные  способности. Например,   «Фонарики»: ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой. Пальцы сжать («фонарики» погасли), пальцы разжать («фонарики» зажглись).
  2. Условно-статические упражнения для пальцев. «Зайка». Выполняя упражнение, дети скандируют: «Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка».
  3. Динамические упражнения для пальцев развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

«Домик». Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять – (разгибаем пальцы).

Вышли пальчики гулять (сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять.

Как один из приёмов развития моторики руки, использую различные традиционные и нетрадиционные виды массажа.

Все игры, гимнастики, массажные упражнения выполняются медленно. Упражнения проделываются сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Я слежу за тем, чтобы ребенок правильно  воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев, правильно переключался с одного движения на другое, при необходимости помогаю ребенку.

Для работы я даю детям дощечки, покрытые пластилином, на которые они выкладывают силуэты предметов, используя различный природный материал. Ребята способны фантазировать, создавать различные поделки. В работе по развитию мелкой моторики я использую палочки Кюизенери, а также счетные палочки и спички, чищенные от серы и окрашенные в различный цвет. Сначала учимся действовать. Затем составляем простые фигурки по рисунку со словесным объяснением, по образцу или по представлению, схеме и фантазируют самостоятельно.

В подготовительной группе необходимо готовить руку ребенка к письму, и этому способствуют графические упражнения. Работа ведется по принципу «от простого к сложному»: в начале проводим прямые, наклонные, параллельные, пунктирные линии, обводим по точкам или по линии, не отрывая карандаша от бумаги. Детям с низким уровнем развития нужно просто заштриховать предмет; детям со средним уровнем  выполнить штриховку в определенном направлении, заполнить пространство точками, кружочками, треугольниками и т.д. Для усиления интереса к таким занятиям я даю задания в игровой форме. «Помоги машине проехать по дороге». Чтобы дети не утомлялись, а работа была результативной, провожу физминутки в виде пальчиковых игр, гимнастик и в традиционной форме.

Отмечаю, что участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, эпизодическим. Чтобы повысить их компетентность, провожу как традиционные, так и не традиционные формы работы с родителями: практикумы, деловые игры.

 На информационных стендах родительского уголка помещаю рекомендации и описания различных упражнений. Предлагаю родителям, учитывая их занятость, информационный материал в печатном виде: памятки, рекомендации, адреса сайтов, на которых они могут познакомиться с литературой, опытом других родителей, материалами, играми, игрушками по развитию мелкой моторики. Побранные игры предлагаю для занятий домой.

 Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах детского сада: «Осенний букет», «Новогоднее Чудо». Работы детей группы занимают призовые места. Родители помогают в обогащении развивающей среды.

       И последний 4 этап – заключительный.

Цель: определение эффективности внедрения комплекса запланированных мероприятий, выявление конечного уровня произносительных навыков, развития мелкой моторики и создание авторской программы.

Пока этот этап еще предстоит. В перспективе я хочу создать свою авторскую программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Обобщение опыта работы на тему «Роль мелкой моторики в непосредственно образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мыш...

Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»            ...

Обобщение и распространения опыта работы по теме: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования...

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, старший возраст)»

В статье рассказывается опыт работы  с детьми старшего возраста по развитию у детей мелкой моторики. Все дети с ОВЗ, тяжелым нарушением речи....

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...