ПРОЕКТ «Развивающая игра, как средство становления сенсорной культуры детей младшего возраста"
проект (младшая группа) на тему

васильева ирина николаевна

Сенсорное  развитие активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развитие).

Без хорошего уровня сенсорного развития нельзя обеспечить высокого результата в умственном, эстетическом и трудовом развитии ребенка и человека вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

  БОУ ДПО (ПК) С « Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного образования

ПРОЕКТ

Тема

«Развивающая игра, как средство становления сенсорной культуры детей младшего возраста»

Выполнила:

Васильева Ирина Николаевна

слушатель курсов повышения квалификации воспитателей

«Формирование базиса личностной культуры ребёнка- дошкольника» со 2 по13 апреля 2012 года

Научный руководитель:

Капустина Мария Алексеевна

старший преподаватель кафедры дошкольного образования

Чебоксары – 2012 год

Введение.

Сенсорное  развитие активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развитие).

Без хорошего уровня сенсорного развития нельзя обеспечить высокого результата в умственном, эстетическом и трудовом развитии ребенка и человека вообще.

Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

« Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости. » В. А. Сухомлинский.

Многие развивающие игры  ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой  сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний

Анализ ситуации.

Анализ внешней среды.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

- Проводятся многочисленные исследования учёными проблемы сенсорного перцептуального развития детей на приоритетное место.

-Сенсорное развитие - задача  в образовательную область «Познание» ФГТ к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования

 

-Методическое обеспечение по сенсорному воспитанию

-Нет условий  для сенсорного воспитания детей

-Родители не уделяют должного внимания сенсорному развитию детей

Многочисленные исследования особенности и закономерности перцептивного развития детей, проведённые Богуславской З. М., Венгером Л. С., и т. д. выдвинули проблему сенсорного перцептуального развития детей на приоритетное место. По исследованиям ученных каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Но на практике мы чаще всего видим другое: многие дети с нежеланием идут в детский сад, в школу, им трудно учиться. К сожалению, родители, не уделяют должного внимания сенсорному развитию детей. Уделяя основное внимание уходу за ними, правильному питанию, режиму, не придают особое значение тому, что ребёнок нуждается в пище для ума.  Придёт время – всему научатся сами. Но ведь, главное в раннем детстве не упустить время. По исследованиям психологов, ребёнок именно в младшем возрасте приобретает от 60% до 70% информации по сенсорной культуре, а 30% за всю оставшуюся жизнь. Поэтому проблема воспитателя заключается в выстраивании своей работы таким образом, чтобы максимально использовать возможности его возраста.

Полезные последствия положительных факторов

Угрозы и ограничения исходящие из отрицательных факторов

- Видными представителями дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, В.А.Запорожец, Л.А.Венгер, О.А. Дьяченко и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.                                           - Рассмотрено содержание различных систем сенсорного воспитания в трудах и практической деятельности как зарубежных, так и отечественных педагогов.

- Дети с нежеланием идут в детский сад, в школу, им трудно учиться.

- От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению

Анализ внутренней среды

Я работаю в МБДОУ «Детский сад № 11». Контингент воспитанников детского сада разнообразен и представлен разными социальными слоями: родители-рабочие, родители- служащие и интеллигенция, родители - неработающие. Однако, не смотря, на то, что большинство родителей составляют служащие и интеллигенция, итоги наблюдений, анализ работы с детьми, анкетирование их родителей, показали, что семья в своём большинстве не уделяет должного внимания для воспитания начал сенсорной культуры детей. Решать задачи сенсорного развития детей дошкольного возраста можно с помощью разных средств: познавательной, бытовой, трудовой, игровой и других видов активной деятельности ребёнка. Однако, игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, является ведущей деятельностью в этом возрасте.

Современному ребёнку не достаточно просто получить информацию сенсорного содержания. С ребёнком необходимо вместе искать и находить ответы на вопросы, уметь обследовать, сравнивать, делать выводы, развивать речь.

Воспитательно-образовательные программы ДОУ одной из главных задач выделяют задачу сенсорного воспитания детей младшего возраста, то есть, формирование у детей знаний о форме, цвете, величине, свойствах и качествах предметов окружающего мира, формирование у них обследовательских действий и умений, применять их на практике.

Поэтому темой моего проекта стало « Развивающая игра как становление сенсорной культуры у детей младшего возраста».

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Воспитательно-образовательные программы ДОУ одной из главных задач выделяют задачу сенсорного воспитания детей младшего возраста

- Литературное обеспечение ДОУ

- Курсы повышения квалификации

-Не достаточные условия для организации игр в группе

-недостаточная точность и гибкость восприятия

-родители не информированы в вопросах сенсорного развития ребенка, организации игр и упражнений в условиях семьи.

Проблема:

 Недостаточный уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Причины:

1.Созданы недостаточные условия для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей в группе;

2.Низкий уровень сенсорного развития детей, вновь поступивших в детский сад;

3.Низкий уровень компетентности родителей в понимании значения сенсорного воспитания ребенка.

Концептуализация.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что воспитание ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связано с недостачей точностью и гибкостью восприятия. В работе возникают искажение в написании букв, в построении рисунка, неточностью в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культуры.        

Поэтому темой моего проекта стало « Развивающая игра как становление сенсорной культуры у детей младшего возраста».

Целепологание.

Цель: формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста через развивающую игру,

Задачи:

1.Обновить в группе игровую среду для организации игр по сенсорному развитию  детей раннего возраста.

2.Изучить и разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

3.Информировать и активно  вовлекать, родителей к организации игр, и упражнений в семье и в детском саду.

4.Совершенствовать сенсорный и сенсомоторный опыт детей посредством развивающих игр.

.

Ожидаемый результат.

1.В группе создать игровую среду для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей.

2.Разработать методическое сопровождение по данной теме. (Составить перспективный план по сенсорному развитию ребенка раннего возраста, составить картотеку игр).

3. Родители будут участвовать в воспитательно–образовательном процессе, оказывать помощь в обогащении развивающей среды в группе.

4.У детей сформируется устойчивый интерес к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Направления

Содержание

Ответственный

Повышение уровня профессиональной компетентности

Самоанализ педагогов

Пополнение развивающей среды

Подбор методической литературы

Изучение исследований Л. Н. Павловой, Е. Б. Пилюгиной

Тема «Сенсорное Воспитание и развитие детей младшего возраста»

Разработка перспективного плана по сенсорному развитию, конспекта занятий

Разработка игр и упражнений к д/ пособию «Сенсорный куб»

Составление картотеки развивающих игр

 Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

2 этап - практический

Направления

Содержание

Ответственный

Реализация проекта

 

Пополнение развивающей среды

Родители

Организация и проведения занятий согласно перспективному плану.

Открытое занятие для аттестационной комиссии «Поможем ежам».

Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем сенсорного развития.                                                            

Устройство «Сенсорного уголка»:

Модуль цветового восприятия ( набор цветных палочек, разв. игры «Спрячь мышку», «Найди пару» и т. д.,бусы, ленточки, прищепки.

Модуль воспр. формы и величины ( обьемные вкладыши, набор геометр. тел, кубы с прорезями разной формы и комплекс  д\ игр

Модуль развития слухового восприятия  (наборы шумовых коробочек по Монтессори, музыкальная шкатулка)

Конкурс на лучшую игрушку ( из 4 основных цветов знакомых детям)

Родительское собрание на тему «Развитие ваших детей в ваших руках»

Открытое занятие для родителей « Сказка про матрешек»

Выпуск газеты « Наши правила»

Анкета для родителей « В какие игры вы играете с детьми дома»

Консультация «Как научить ребенка самостоятельно играть».

Рук.- ль проекта : Васильева И. Н.

Рук- ль проекта:  Васильева И. Н.

Рук- ль проекта:  Васильева И. Н.

Рук-ль проекта:  Васильева И. Н.  и родители.

Рук.-ль проекта:

Васильева И. Н.

.

Рук.-ль  проекта:  Васильева И. Н.

.

Рук.-ль проекта:

  Васильева И. Н.

.

3 этап – заключительный.

Анализ

Родительское собрание с открытым показом интегрированного занятия «Зайке поможем, его к маме отведем»

Презентация д\пособия «Сенсорный куб»

Выступление на педсовете на тему «Сенсорное воспитание детей младшего возраста»

Анкетирование родителей

Диагностика детей

Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

.

Руководитель проекта:

Васильева И. Н.

Ресурсное обеспечение.

Программно- методическая литература

Материало- техническая база

Социальные партнеры

«Программа воспитания ребенка – дошкольника» под ред. О. В. Драгуновой

«Окружающий мир в дидакт. играх д\ш» Артемова Л.В.

«Дидакт. игры в д\ с» Бондаренко А. К.

«Восп. сенсорной культуры ребенка» Венгер Л. А.

«Ступеньки творчества» Никитин

Сенсорный уголок

Д\п «Сенсорный куб»

Панно из ковролина

Д\п «Волшебное кольцо»

Картотека дидактических игр

Перспективный план по сенсорному развитию

Конспекты занятий.

Педагоги

Педагог- психолог

Родители.

Вывод.

Значение сенсорного воспитания ребенка, для его  будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использование наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Исследование ученых, показывает, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивнее воспитание всех психических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно- воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развитие восприятия ребенка, основной задачей которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что помогает обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине.

Анализ проведенной работы показал, что использование развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Представленная работа направлена не только на развитие познавательной способностей, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение ориентировки в окружающем мире.

При подборе и составление игр, я взяла за основу систему развивающих игр и использовала следующие принципы:

- совмещение в деятельность ребенка элементов игр- забав, через которые решались задачи познавательной деятельности;

-постепенное усложнение задачи и условие игр;

- повышение умственной активности в решении предлагаемых задач;

- реализовать полученные знания в изобразительной деятельности, на занятиях по конструированию, по ознакомлению с окружающим миром.

Большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Постепенно дети стали активнее, охотно выполняли задания. Результаты были успешными: дети с низкого уровня поднялись до среднего, а кто- то из детей сразу на высший.

Дети научились различать основные цвета( желтый, красный, синий, зеленый), усвоили белый, черный цвет. Понимают слова «большой, маленький, такой, короткий, длинный и т. д.). Различать формы: квадрат,  треугольник, круг, овал, прямоугольник. Узнают знакомые предметы по форме, по одному свойству или части предмета, группируют предметы по образцу.

Во время роботы над проектом  развился речевая активность  детей. Дети включают в предметно- практическую деятельность речевое сопровождение.

Родителей детей удалось заинтересовать нашей работой по сенсорному воспитанию детей.Они стали активными участниками педагогического процесса. Очень много пособий для игр, тренажеров были изготовлены благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую- либо игру, мамы стали проводить презентацию для других родителей и детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.

Большую помощь в работе с детьми оказывает педагог- психолог. Дети объединяются в группы по интеллектуальному развитию, степени активности. Они обыгрывают специальные ситуации по выработке определенных навыков.

Целенаправленная ,систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми 3-го года жизни, способствовало решению поставленных задач.

Таким образом, развивающие игры , проведенные во время работы с детьми, помогли развитию не только сенсомоторных способностей,  но и способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображению, упорядочиванию впечатлений, которые они получают при взаимодействии с внешним миром. Так же у детей расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладению письмом.

        

Срок реализации

Апрель – май

 Участники

Дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Для диагностики использую

Диагностический инструментарий по разделам «Программа воспитания ребенка- дошкольника».(Первая младшая группа).

Пособие к игре «Маленькие шарики».

Дощечки Монтессори(на тактильное ощущ.)

Диагностика по сенсорному развитию детей от 2 до 2,6 месяцев

1.Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разработанном материале.

Материал. Два комплекта основных геометрических фигур. (Кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Один комплект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.

3 балла - правильно дает взрослому соответствующую фигуру.

2 балла – ребенок показывает неправильно фигуру , или подает правильно по показанию взрослого.

1 балл -  не выполняет , отказывается.

2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.

Материал. Цветное лото, в котором есть 4 карточки, окрашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов( следует использовать изображения знакомых детям предметов, которые на занятиях не использовались).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета (цвета чередуют). Затем спрашивают, на какой фон надо положить эту картинку.

3 балла – накладывает картинки на цвета правильно, после показа взрослого (положи вот эту).

2 балла – накладывает правильно после подсказки взрослого.

1 балл – выполняет не верно, отказывается